Технологическая карта урока «Какими бывают горы?» (Окружающий мир, 2 класс)
ФИО учителя Вожакова Светлана Михайловна
Класс 2Д
УМК «Гармония»
Предмет Окружающий мир
Тема «Какими бывают горы»
Тип урока Урок открытия новых знаний
Место и роль урока: первый урок по теме
Цель: познакомить учащихся с особенностями и видами гор, объяснить причины их возникновения и разрушения, учить находить горы на карте, дать знания о самой высокой горе мира и России, закрепить знания о частях гор.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Виды гор (низкие, средние, высокие), причины возникновения и разрушения |
Определять цель и результат деятельности на уроке с помощью учителя, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, формировать читательскую грамотность (осмысление текстов различного содержания и формата, использование прочитанного для решения поставленной задачи), выполнять действия по плану, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Сравнивать, обобщать, создавать модель. |
Работать в группе, выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение. |
Осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать свое мнение. Учащиеся должны увидеть продукт своей деятельности, осознать себя жителями планета Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение природы. |
Ход урока
**Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируе-мых результатов урока |
|
1 |
Организационный этап. |
Формировать положительный эмоциональный настрой на урок, настроить учащихся на работу в группах. |
Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока Отвечают на вопросы, высказывают предположения Определяют командира группы |
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность, приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание: - Ребята, внимательно послушайте, если вы согласны с моим утверждением, хлопните в ладоши 1 раз, если думаете иначе, то хлопать не надо. Давайте попробуем. «Я пришёл сегодня в школу с хорошим настроением» «У меня в классе много друзей» «Я готов помогать товарищам в трудную минуту» «Я люблю наблюдать и узнавать что-то новое» Показывает рюкзак - Сегодня у нас сегодня не совсем обычный урок, я принесла в класс во такой предмет. (рюкзак) - Что это? - А для чего он нужен? (для путешествий) - Вы любите путешествовать? - Я тоже люблю путешествовать! - Как вы думаете можно ли путешествовать, не выходя из класса? - Оказывается можно путешествовать, не выходя из класса, и сегодня совершим с вами такое путешествие. Переход на работу в группах - А путешествовать удобно одному? Конечно, лучше путешествовать дружной группой! Поэтому на уроке мы будем работать в группах.
- Напомню вам правила работы группе Работайте дружно Спокойно высказывайте своё мнение Терпеливо выслушивайте мысли одноклассников Не перебивайте друг друга
В каждой группе нам нужно определить командира. Командир будет координировать работу группы. - У вас на партах лежат листы с заданиями – это ваши рюкзаки и наполнять их вы сегодня будете своими знаниями и смекалкой. - Куда же мы отправимся путешествовать, узнаем, разгадав кроссворд. А также у вас будет возможность вспомнить материал с предыдущего урока |
Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. |
Положительный эмоциональный настрой |
Учащиеся активно отвечают на поставленные вопросы |
2 |
Актуализация знаний. |
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. Повторить знания, полученные на предыдущем уроке. (понятия: холм, равнина, овраг, курган, гора, вспомнить части горы) |
Работают в группе, разгадывают кроссворд, вспоминают изученный ранее материал.. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Самопроверка Определяют ключевое слово. Формулируют устные ответы, применяя полученные знания. Создают модель горы Распределяют указатели Самопроверка Самооценка |
Предлагает разгадать кроссворд: - Куда же мы отправимся путешествовать, узнаем, разгадав кроссворд. А также у вас будет возможность вспомнить материал с предыдущего урока 1. Как называется длинное обрывистое углубление (овраг) 2. Одиночное возвышение до 200 метров с округлой вершиной. (холм) 3. Обширный, ровный участок земной поверхности. (равнина) 4. Искусственный холм, созданный людьми. Проверьте правильность на слайде - Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Какое ключевое слово получилось, Куда мы отправляемся? Думаю, с таким багажом знаний не страшно отправляться в наше путешествие. Итак, догадались, куда мы отправляемся? Верно, мы отправляемся в горы, будем покорять горные вершины. Кто уже был в горах? Понравились горы?
-Что вы уже знаете о горах? Продолжите высказывание. - Гора это – высоко поднятый участок суши.
Давайте создадим модель горы. Для этого всё есть на ваших столах. Вам нужно взять лоскут ткани и наложить на основу. И кнопочками снизу прикрепить. Какие замечательные горы получились! - Вспомним, какие части имеет гора? (Вершина, склон, подошва) - Поместите указатели на свои модели гор. Проверяем на слайде
Сейчас мы находимся у подножия горы. Давайте установим туда кнопкой флажок. Если задание выполнили без ошибок – флажок зеленого цвета. Если были ошибки, то желтого, а если всё сделали неправильно - красного
|
Регулятивные: планирование, контроль и оценка своей деятельности по ходу выполнения задания. Познавательные: работа с разными видами информации и ориентировка в ней, выполнение действий по плану, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Сравнение, обобщение, создание модели. Коммуникативные: работа в группе, умение выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение. Личностные: осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать свое мнение. Учащиеся видят продукт своей деятельности. |
Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, необходимых для изучения нового материала. Создана объемная модель горы |
Цель этапа достигнута , если кроссворд разгадан правильно, учащиеся правильно отвечали на вопросы и правильно расположили указатели на модели горы. |
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Заинтересовать, мотивировать учащихся к изучению нового материала |
Определяют познавательную инициативу. Определяют цель урока. |
Предлагает определить тему и цель урока: Вы уже многое знаете и горах, но достаточно ли этого, чтобы совершить путешествие? А что вы хотите еще узнать о горах? А вы знаете, что не все горы одинаковы, есть разные виды гор? А знаете ли вы, как горы разрушаются и появляются? А знаете ли вы, как называется самая высокая гора в мире? В нашей стране? Какова ее высота? -Сформулируйте цель нашего урока? (Ответить на поставленные вопросы. Получить новые знания о горах). |
Регулятивные: определяют цель и результат деятельности с помощью учителя. Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации Личностные: осознание необходимости учения. |
Учащиеся определяют цель урока |
Цель этапа достигнута, если учащиеся активно высказываются и с помощью учителя формулируют цель урока |
4 |
Первичное усвоение новых знаний. |
Организовать работу в группах для получения учащимися новых знаний. |
Принимают учебную задачу. Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других Представители групп сообщают о результатах коллективной работы. Оценивают правильность своих выводов и решений. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов. Учащиеся работают с картой под руководством учителя. Представители групп сообщают о результатах коллективной работы. Оценивают правильность своих выводов и решений. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов. |
Чтобы продолжить наше путешествие мы выполним задание. Каждая группа получает карточки с утверждениями, лист-поле с секторами – всегда, иногда, никогда, текст, где все утверждения прописаны. Группа решает, на какое поле положить карточку утверждение. Если возникают сомнения, то откладывает карточку за поле. (Приложение 1- карточки и текст) Коллективное обсуждение. Давайте посмотрим, как вы распределили карточки. (Слайд) Учащиеся проверяют, правильно ли они положили карточки и перекладывают их на другое поле при необходимости. Поднимаемся выше. Если задание выполнили без ошибок – флажок зеленого цвета. Если были ошибки, то желтого, а если всё сделали неправильно – красного Задание «Узнай меня» Из прошлого текста вы узнали, что горы бывают разными. Какими? (высокими, средними, низкими) Перед вами тексты, где горы говорят о себе. Соотнесите их рассказ с фотографиями. Прикрепите фотографию горы к нужному рассказу. (приложение 2) (проверка на слайде) Оцените себя. Поднимаемся выше. Если задание выполнили без ошибок – флажок зеленого цвета. Если были ошибки, то желтого, а если всё сделали неправильно - красного Работа с картой. А как вы думаете, какой еще предмет необходим путешественникам. На одном листе все страны, (Конечно, это карта.) Вы уже работали с картой и знаете, каким цветом на физической карте изображены горы. (на слайде) У себя на картах на материке Евразия найдите горы Гималаи. В Гималаях находится самая высокая вершина земного шара – гора Эверест, Джомолунгма. Её высота почти девять километров (8848м) . (на слайде) А теперь среди Кавказских гор найдите Эльбрус. Это самая высокая гора в России её высота (5642м) . (на слайде) Оцените себя. Поднимаемся выше. Если задание выполнили без ошибок – флажок зеленого цвета. Если были ошибки, то желтого, а если всё сделали неправильно - красного |
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности Познавательные: работа с разными видами информации и ориентировка в ней, осмысление текста для решения поставленной задачи, выполнение действия по плану, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. Работа с графической моделью. Сравнение, обобщение. Коммуникативные: работа в группе, способность выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение. Личностные: осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать свое мнение. Учащиеся видят продукт своей деятельности. |
Учащиеся должный изучить текст и проанализиро-вать карточки. Разложить карточки на соответствующие поля. Учащиеся должный изучить текст, проанализиро-вать соотнести фотографии с текстом. Учащиеся с помощью учителя должны научиться находить самую высокую гору в мире и в России. |
Цель этапа достигнута, если учащиеся выполнили задание без ошибок, иначе все ошибки исправляются с объясне-нием. |
5 |
Первичная проверка понимания |
Осуществить фронтально проверку понимания изученного материала. |
Фронтально отвечают на поставленные вопросы |
Ребята, ваши рюкзаки наполнились новыми знаниями. Давайте еще раз повторим. -Что такое гора? - Какие бывают горы? Как называется самая высокая гора в мире? Где она находится? Как называется самая высокая гора в России? |
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности Познавательные:. Сравнение, обобщение. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать свое мнение. |
Цель этапа достигнута, если учащиеся активно и правильно отвечают на вопросы учителя |
|
6 |
Первичное закрепление. |
Проверить усвоение нового материала. Осуществлять самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия. |
Учащиеся заполняют таблицу, соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями. Выполняют самопроверку. Оценивают свою работу. |
Игра (да/нет) (Приложение 3)
Вот мы и на вершине. Оцените себя. Если задание выполнили без ошибок – флажок зеленого цвета. Если были ошибки, то желтого, а если всё сделали неправильно - красного |
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности Познавательные: работа с разными видами информации и ориентировка в ней, осмысление текста для решения поставленной задачи, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. Сравнение, обобщение. Коммуникативные: работа в группе, способность выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение. Личностные: осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать свое мнение. Учащиеся видят продукт своей деятельности. |
Заполнена таблица |
Цель этапа достигнута, если таблица заполнена верно. |
7 |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельностью |
Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. |
Давайте на то, что у вас получилось, а что не получилось. Если все флажки зеленые – вы справились с заданиями отлично, если есть желтые и красные вам нужно еще поработать, повторить и закрепить знания о горах. (дома вы повторите, закрепите и получите отличные оценки) Наше путешествие подходит к концу. Если вы согласны с утверждением, хлопайте один раз в ладоши. «У меня хорошее настроение» «На уроке было интересно» «На уроке я узнал много нового» «С поставленными задачами на уроке я справился» |
Регулятивные: оценка своей деятельности Коммуникативные: работа в группе, способность выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение. Личностные: осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать свое мнение. Учащиеся видят продукт своей деятельности. |
Модель горы с флажками (самооценка) |
Цель этапа достигнута, если учащиеся адекватно оценили свою деятель-ность на уроке. У учащихся преобла-дают положительные эмоции |
8 |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
Приложение 1
Карточки.
Горы - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются.
Горы выше холмов.
У гор есть только вершина.
Горные вершины могут быть плоскими, округлыми, остроконечными.
Горы располагаются рядами, образуя горные хребты.
Высота всех гор одинаковая..
Горы когда-то появились на свет.
Горы не исчезнут с лица Земли.
Разрушению гор способствуют живые организмы.
Текст.
Какими бывают горы.
Просторы равнин могут прерываться очень неровными, сильно возвышающимися участками земной поверхности - горами. Горы выше холмов. У них ярко выражена подошва, склон и вершина. Вершины и склоны гор бывают разными. Вершины гор могут быть плоскими, округлыми или остроконечными. Часто горы располагаются рядами, одна за другой, образуя горные хребты. Высота гор бывает разной. У низких она от200 метров до 1 километра. У средних – до 2 километров. Горы, высота которых более 2 километров, называются высокими. Горы , как люди и животные когда-то появились на свет. Пройдут миллионы лет и многие горы исчезнут с лица Земли. Разрушению способствуют холод, тепло, вода и живые организмы.
Приложение 2
Я низкая гора. Моя высота от 200 метров до 1 километра. Моя вершина округлая, пологий склон покрыт растительностью. В некоторых местностях меня называют сопка. |
|
Мы средние по высоте горы, достигаем высоты до 2 километров, наши вершины скалистые, на них нет растений. |
|
Наша высота более 2 километров. Нас называют высокими горами. На наших вершинах лежат вечные снега. |
|
Нас называют останцами. Мы – это то, что осталось от когда-то высоких, больших гор из-за воздействия солнца, воды, ветра. |
|
Мы – горные хребты. Мы располагаемся рядами одна за другой. |
Приложение 3
Игра (да/нет)
Гора это ровная поверхность |
- |
Правильно ли указаны части горы
|
+ |
Холод, тепло, вода и живые организмы никак не влияют на разрушение гор |
- |
Останцы – это то, что осталось от когда-то высоких, больших гор. Обычно они бывают причудливой формы. |
+ |
Горные хребты – это горы, расположенные рядами одна за другой. |
+ |
Самая высокая гора в мире называется Эверест. Достигает высоты 8848м. |
+ |
В нашей стране есть только равнины |
- |
Самая высокая гора в нашей стране Эльбрус. |
+ |