12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Власенко Марина Ивановна7639 Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Технологическая карта урока "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные."
Этап урока | Виды работ на уроке | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. Проверка готовности детей к уроку. | 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой 3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика. | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Пальцам нужно начинать Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В школу нам идти пора. | Осуществляет подготовку учащихся к письму, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики. | Учащиеся совершают активные действия под руководством учителя, выполняют пальчиковую гимнастику. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | 1. Минутка чистописания. 2.Словарная работа | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс. - Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке: Упрекнула якорь яхта, Что катается без фрахта. Спрыгнул якорь с корабля, Превратился в букву… Ответ: Буква Я - Ребята, скажите, из каких элементов состоит заглавная буква Я? (Из длинной прямой наклонной с закруглением внизу влево, овала и длинной прямой наклонной с закруглением внизу вправо, из 3 элементов) - Из скольких элементов состоит строчная буква я? (из 3) - Из каких элементов состоит строчная буква? (из короткой прямой наклонной с закруглением внизу влево, овала и короткой прямой наклонной с закруглением внизу влево) - Обратите внимание на образец написания на доске. - Какое соединение между заглавной и строчной буквами Яя? (нижнее) - Запишите до конца рабочей строки буквосочетание заглавной и строчной букв Яя, соблюдая расстояние и наклон. - Обратите внимание на следующую строчку. - Какие соединения в данных буквосочетаниях и слогах: яб, ля, яр, тя? (яб - верхнее, ля – нижнее, яр – верхнее, тя – нижнее) - Запишите до конца рабочей строки данные буквосочетания и слоги, соблюдая расстояние и наклон. Ярко светит солнце. - Прочитайте предложение. - О чем говорится в этом предложении? (о солнце) - Что говорится о солнце? (солнце светит) - Найдем грамматическую основу в данном предложении. - Спишите предложение, выделите грамматическую основу и орфограммы. - А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. Слайд 1 аллея, телефон Слайд 2 телепередача, впереди, медленно, здесь, вчера, теперь, завтра - Обратите внимание на слайд, прочтите словарные слова, вставьте пропущенные буквы и назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в словах. - Запишите словарные слова в тетрадь с комментированием, подчеркивая непроверяемые буквы одной чертой. (Аллея (ударение падает на второй слог, на гласную е, в первом слоге запомним гласную а, удвоенную согласную лл), телефон (ударение падает на третий слог, на гласную о, в первом слоге запомнить гласную е и во втором слоге запомнить гласную е), телепередача (ударение падает на пятый слог, на гласную а, в этом слове запомним четыре гласных букв е), впереди (ударение падает на третий слог, на гласную и, в первом слоге запомним гласную букву е, во втором слоге безударную гласную е, проверочное слово передний, на конце буква и, ее нужно запомнить); медленно (ударение падает на первый слог, на гласную е, в первом слоге запомним проверяемую е, проверочное слово замедленный, запомним гласную е во втором слоге, удвоенную согласную нн и гласную о на конце слова); здесь (ударение падает на гласную е, запомним согласную з); вчера (ударение падает на второй слог на гласную а, запомним согласную в и гласную е в первом слоге, запомним проверяемую а, проверочное слово вчерашний); теперь (ударение падает на второй слог, на гласную е, запомним гласную е в первом слоге); завтра (ударение падает на первый слог, на гласную а, запомним согласную в в первом слоге и гласную а на конце слова) - Итак, мы с вами повторили словарные слова. | Ставит перед учащимися учебную задачу. Проговаривает элементы букв, соединений между буквами. Показывает образец написания. | Осуществляют запись буквосочетаний по образцу учителя, отрабатывают навык каллиграфического письма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Целеполагание Цель:обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала | 1.Введение в тему урока 2.Формулирование темы и цели урока. | - Ребята, послушайте стихотворение и определите, какое слово в нем изменяется и как. Весенние падежи Все пробудилось ото сна: По миру шествует ВЕСНА. Как будто расцветаем мы, Н. Ключкина - Какое слово изменяется в стихотворении? (весна) - Как изменяется слово весна? (по падежам) - Какими способами можно определить падеж имен существительных? - Какие падежи имеют одинаковые вопросы? - Как их различить? - Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, на какие вопросы отвечают имена существительные во всех падежах, поупражняться в определении падежа имен существительных. ) | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Определяют задачи урока в соответствии с темой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1.Работа с языковым материалом. 2. Работа с рубрикой «Страничка для любозна тельных». 3. Работа с таблицей (с. 82) 3.Физкультми нутка. 4. Выполнение упражнения 151, стр.88. (Устно)
5. Выполнение упражнения 152, стр. 88. | - Обратите внимание на слайд. ( Слайд 3) Весенние падежи Все пробудилось ото сна: По миру шествует ВЕСНА. Как будто расцветаем мы, Н. Ключкина Прочитайте стихотворение выразительно. Кто его автор? - Назовите словосочетания с существительным весна и определите его падеж в каждом из них. (шествует весна – Им.п.; приход весны – Р.п.; молодой весне – Д.п.; обвиню весну – В.п.; неповторимою весною – Т.п.; песни о весне – П.п. - Откройте учебники на странице 88. - Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных». - Как вы думаете, почему именительный падеж является самым частотным? (Подлежащие в предложении находится в именительном падеже) - Откройте учебники на странице 82. Повторим все, что нам известно о падежах русского языка по таблице. - Как в предложении определить падеж имени существительного ? (Найти слово, от которого зависит имя существительное, поставить от него вопрос, по падежному вопросу и предлогу определить падеж) - Назовите падежные вопросы. - Какие смысловые вопросы имеют падежи? - Какой падеж имеет смысловой вопрос откуда? - Какие предлоги употребляются с каждым из падежей? - Какую роль играют в предложении имена существительные в каждом падеже? - Какие падежи имеют одинаковые вопросы? Как их отличить? - Ребята, вы хорошо поработали, а теперь отдохнем. Все встаем и выходим из-за парт. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять -руками помахать, Шесть - на место тихо сеть. - Тихонечко садитесь. Продолжаем работу. - Откройте учебники на странице 88. Обратите внимание на упр. 151. - Прочитайте стихотворение выразительно. Кто его автор? - Прочитайте внимательно задание к упражнению. - Почему строки вызывают улыбку? - Чем различаются глаголы одел и надел? Когда в речи употребляется каждый из них? - Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (пальто) - По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто? - Что происходит с окончанием в этом слове? (оно не изменяется) - Как называются такие слова в русском языке? (несклоняемые существительные) - Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (найдем слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос) - Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». - Как определить падеж несклоняемых существительных? - Приведите примеры несклоняемых существительных. (Слайд 4) - О чем нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении. - Выполните звуко-буквенный разбор слова пальто. (один ученик работает у доски.) - Обратите внимание на упр. 152. - Прочитайте задание к упражнению. - Это задание вы выполните самостоятельно, а затем мы проверим. | Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления. - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - построение логической цепи рассуждений и доказательств (П); Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления. - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - построение логической цепи рассуждений и доказательств (П); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов. Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. | 1.Работа с перфокартами. | - Сейчас я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача: определить падеж выделенных существительных, отметить ответ в таблице. 1 вариант: 1)Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2) Длинной шеей я верчу, груз тяжелый подхвачу. 3) Над избушкой висит хлеба краюшка. 4) Вьется веревка, на конце – головка. 2 вариант: 1)Бегут по дорожке доски да ножки. 2) Черный конь скачет в огонь. 3) На пяти проводах отдыхает стая птах. 4) В воде купался, а сух остался. Ответы: 1 вариант:
- Сдаем карточки на проверку. Я проверю и выставлю оценки. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи. Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1.Обобщающая беседа. | - Как определить падеж имен существительных в предложении? - Какие имена существительные называются несклоняемыми? | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи. Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Рефлексия | - Итак, наш урок подходит к концу. Но прежде чем его окончить, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обобщения); обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | - Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, намечают дальнейшие цели деятельности: - рефлексия способов и условий действий (П); - контроль и оценка процесса и результата деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Домашнее задание и выставление оценок | Дома вы должны будете повторить правила о падежах на стр. 82 и несклоняемых именах существительных. на стр. 88. | Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. |