12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Педагогическая цель

Развивать умение определять падеж имен существительных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.

Тип урока

Повторение изученого.

Планируемые
результаты
(предметные)

Находить наречия среди данных слов и в тексте; анализировать грамматические признаки наречия; определять роль наречий в предложении и тексте; классифицировать наречия по значению и вопросам; образовывать наречия от имён прилагательных.

Личностные
результаты

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия
и термины

Падеж, несклоняемые имена существительные.

Методы и формы

Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.

Оборудование



Учебник русского языка, 4 класс, 1 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация



Этап урока


Виды работ на уроке

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Организационный

момент.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. Проверка готовности детей к уроку.


1.Приветствие.



2.Эмоциональный настрой




3. Проверка готовности к уроку


-Здравствуйте.


Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.

Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

Пальчиковая гимнастика.

1.Пальчиковая гимнастика.


- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Пальцам нужно начинать

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В школу нам идти пора.

Осуществляет подготовку учащихся к письму, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики.

Учащиеся совершают активные действия под руководством учителя, выполняют пальчиковую гимнастику.

Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.






































2.Словарная работа

- А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс.

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке:

Упрекнула якорь яхта, 

Что катается без фрахта. 

Спрыгнул якорь с корабля, 

Превратился в букву…

Ответ: Буква Я

- Ребята, скажите, из каких элементов состоит заглавная буква Я? (Из длинной прямой наклонной с закруглением внизу влево, овала и длинной прямой наклонной с закруглением внизу вправо, из 3 элементов)

- Из скольких элементов состоит строчная буква я? (из 3)

- Из каких элементов состоит строчная буква? (из короткой прямой наклонной с закруглением внизу влево, овала и короткой прямой наклонной с закруглением внизу влево)

- Обратите внимание на образец написания на доске.

- Какое соединение между заглавной и строчной буквами Яя? (нижнее)

- Запишите до конца рабочей строки буквосочетание заглавной и строчной букв Яя, соблюдая расстояние и наклон.

- Обратите внимание на следующую строчку.

- Какие соединения в данных буквосочетаниях и слогах: яб, ля, яр, тя? (яб - верхнее, ля – нижнее, яр – верхнее, тя – нижнее)

- Запишите до конца рабочей строки данные буквосочетания и слоги, соблюдая расстояние и наклон.

Ярко светит солнце.

- Прочитайте предложение.

- О чем говорится в этом предложении? (о солнце)

- Что говорится о солнце? (солнце светит)

- Найдем грамматическую основу в данном предложении.

- Спишите предложение, выделите грамматическую основу и орфограммы.


- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

Слайд 1

аллея, телефон

Слайд 2

телепередача, впереди, медленно, здесь, вчера, теперь, завтра

- Обратите внимание на слайд, прочтите словарные слова, вставьте пропущенные буквы и назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в словах.

- Запишите словарные слова в тетрадь с комментированием, подчеркивая непроверяемые буквы одной чертой. (Аллея (ударение падает на второй слог, на гласную е, в первом слоге запомним гласную а, удвоенную согласную лл), телефон (ударение падает на третий слог, на гласную о, в первом слоге запомнить гласную е и во втором слоге запомнить гласную е), телепередача (ударение падает на пятый слог, на гласную а, в этом слове запомним четыре гласных букв е), впереди (ударение падает на третий слог, на гласную и, в первом слоге запомним гласную букву е, во втором слоге безударную гласную е, проверочное слово передний, на конце буква и, ее нужно запомнить); медленно (ударение падает на первый слог, на гласную е, в первом слоге запомним проверяемую е, проверочное слово замедленный, запомним гласную е во втором слоге, удвоенную согласную нн и гласную о на конце слова); здесь (ударение падает на гласную е, запомним согласную з); вчера (ударение падает на второй слог на гласную а, запомним согласную в и гласную е в первом слоге, запомним проверяемую а, проверочное слово вчерашний); теперь (ударение падает на второй слог, на гласную е, запомним гласную е в первом слоге); завтра (ударение падает на первый слог, на гласную а, запомним согласную в в первом слоге и гласную а на конце слова)

- Итак, мы с вами повторили словарные слова.

Ставит перед учащимися учебную задачу.

Проговаривает элементы букв, соединений между буквами.

Показывает образец написания.


Осуществляют запись буквосочетаний по образцу учителя, отрабатывают навык каллиграфического письма.


III. Целеполагание

Цель:обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

1.Введение в тему урока























2.Формулирование темы и цели урока.


- Ребята, послушайте стихотворение и определите, какое слово в нем изменяется и как.

Весенние падежи

Все пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Н. Ключкина

- Какое слово изменяется в стихотворении? (весна)

- Как изменяется слово весна? (по падежам)

- Какими способами можно определить падеж имен существительных?

- Какие падежи имеют одинаковые вопросы?

- Как их различить?

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, на какие вопросы отвечают имена существительные во всех падежах, поупражняться в определении падежа имен существительных. )

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

Определяют задачи урока в соответствии с темой.

Работа по теме урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1.Работа с языковым материалом.





















2. Работа с рубрикой «Страничка для любозна тельных».



3. Работа с таблицей (с. 82)










t1606232401aa.gif

3.Физкультми

нутка.








t1606232401aa.gif

4. Выполнение упражнения 151, стр.88. (Устно)






















5. Выполнение упражнения 152, стр. 88.


- Обратите внимание на слайд. ( Слайд 3)

Весенние падежи

Все пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Н. Ключкина

Прочитайте стихотворение выразительно. Кто его автор?

- Назовите словосочетания с существительным весна и определите его падеж в каждом из них. (шествует весна – Им.п.; приход весны – Р.п.; молодой весне – Д.п.; обвиню весну – В.п.; неповторимою весною – Т.п.; песни о весне – П.п.

- Откройте учебники на странице 88.

- Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных».

- Как вы думаете, почему именительный падеж является самым частотным? (Подлежащие в предложении находится в именительном падеже)


- Откройте учебники на странице 82. Повторим все, что нам известно о падежах русского языка по таблице.

- Как в предложении определить падеж имени существительного ? (Найти слово, от которого зависит имя существительное, поставить от него вопрос, по падежному вопросу и предлогу определить падеж)

- Назовите падежные вопросы.

- Какие смысловые вопросы имеют падежи?

- Какой падеж имеет смысловой вопрос откуда?

- Какие предлоги употребляются с каждым из падежей?

- Какую роль играют в предложении имена существительные в каждом падеже?

- Какие падежи имеют одинаковые вопросы? Как их отличить?


- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь отдохнем. Все встаем и выходим из-за парт. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять -руками помахать, Шесть - на место тихо сеть.

- Тихонечко садитесь. Продолжаем работу.


- Откройте учебники на странице 88. Обратите внимание на упр. 151.

- Прочитайте стихотворение выразительно. Кто его автор?

- Прочитайте внимательно задание к упражнению.

- Почему строки вызывают улыбку?

- Чем различаются глаголы одел и надел? Когда в речи употребляется каждый из них?

- Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (пальто)

- По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто?

- Что происходит с окончанием в этом слове? (оно не изменяется)

- Как называются такие слова в русском языке? (несклоняемые существительные)

- Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (найдем слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос)

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

- Как определить падеж несклоняемых существительных?

- Приведите примеры несклоняемых существительных. (Слайд 4)

- О чем нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении.

- Выполните звуко-буквенный разбор слова пальто. (один ученик работает у доски.)


- Обратите внимание на упр. 152.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Это задание вы выполните самостоятельно, а затем мы проверим.


Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.






























Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.





Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.



Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- построение логической цепи рассуждений и доказательств (П);


























Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.







Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- построение логической цепи рассуждений и доказательств (П);



Закрепление знаний и способов.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

1.Работа с перфокартами.















- Сейчас я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача: определить падеж выделенных существительных, отметить ответ в таблице.

1 вариант:

1)Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2) Длинной шеей я верчу, груз тяжелый подхвачу. 3) Над избушкой висит хлеба краюшка. 4) Вьется веревка, на конце – головка.

2 вариант:

1)Бегут по дорожке доски да ножки. 2) Черный конь скачет в огонь. 3) На пяти проводах отдыхает стая птах. 4) В воде купался, а сух остался.

Ответы:

1 вариант:


1

2

3

4

И.п.





Р.п.

Дt1606232401aa.gif .п.



+


В.п.


+



Т.п.

+




П.п.




+




1

2

3

4

И.п.





Р.п.

Дt1606232401aa.gif .п.


+


+


В.п.


+



Т.п.




П.п.




+


- Сдаем карточки на проверку. Я проверю и выставлю оценки.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.

Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


1.Обобщающая беседа.


- Как определить падеж имен существительных в предложении?

- Какие имена существительные называются несклоняемыми?

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.

2. Рефлексия

- Итак, наш урок подходит к концу. Но прежде чем его окончить, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- Чему научились на уроке?

- Что интересного вы узнали для себя?

- Что для вас было труднее всего?

- Что для вас было легче всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обобщения); обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, намечают дальнейшие цели деятельности:

- рефлексия способов и условий действий (П);

- контроль и оценка процесса и результата деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

3. Домашнее задание и выставление оценок

Дома вы должны будете повторить правила о падежах на стр. 82 и несклоняемых именах существительных. на стр. 88.

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.








Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Тангиева Хулимат Хусеновна, 25.11.20 в 07:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Марина Ивановна! Полезный ресурс.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.