12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Большакова Любовь Васильевна205 |
Технологическая карта урока «Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»»
Предмет, класс: физика, 8 класс; УМК А.В.Перышкин.
Тема урока: Решение задач по теме «Постоянный электрический ток».
Методическая цель: обеспечить в ходе урока повторение основных понятий сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи; умений читать и собирать электрические цепи.
Задачи: Образовательные: | проконтролировать уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания; продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, навыков самоконтроля; продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности. |
Воспитательные: | развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики; развитие функции общения на уроке, воспитание чувства товарищества. |
Развивающие | проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях; формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания; развивать коммуникативные способности учащихся, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение. |
Место урока в системе уроков данного раздела | Урок № 21 в теме «Электрические явления» |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Технология | Здоровье сберегающая, индивидуальная и групповая работа дифференцированного характера. |
Необходимое техническое оборудование | компьютер, проектор, презентация, подготовленная учителем; наборы элементов для сборки электрической цепи, дифференцированные карточки задания в 4 вариантах, дифференцированные карточки со схемами электрических цепей, карточки с обозначениями физических величин, маршрутные листы |
Планируемые результаты | Предметный: Совершенствование навыков решения задач на постоянный электрический ток. Метапредметный: развивать умение генерировать идеи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении Личностный: сформировать умение управлять своей учебной деятельностью. Повысить интерес к физике. Развивать внимание, память, логическое и творческое мышление. |
Предметные умения: | Знание единиц физических величин, решать количественные и качественные задачи на расчет силы тока, напряжения, сопротивления, закон Ома для участка цепи, на расчет видов соединения резисторов. |
Общие формируемые УУД | Личностные: готовность к самовоспитанию, проявление интереса к новому виду деятельности; формирование ценности познания, активной жизненной позиции Регулятивные: умение настраиваться на занятие, определять цели учебной деятельности; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; Познавательные: формулирование собственных ожиданий, активное участие в работе. Коммуникативные: умение работать в группе, слушают и высказывают свою точку зрения, понятную для собеседника; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Содержание педагогического взаимодействия | ||||||
Цель этапа Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты | ||
Этап 1. Подготовка к уроку систематизации и обобщения знаний | ||||||
Цель: Подготовка дидактических и матодических материалов к уроку. | 1.Распределение учащихся по группам 2.Подготовка карточек по указанным темам с разными по уровню сложности задачами. 3. Подготовка консультантов (из числа учащихся 10 класса, 4 человека) | Повторяют изученный материал, алгоритмы решения задач, настраиваются на урок | Познавательные: формулирование собственных ожиданий | Работа в группах по 4 человека с консультантом, каждая группа получает маршрутный лист, Д/З: | ||
Этап 2. Организационный 2 минуты | ||||||
Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | - Настроить учащихся на решение новой учебной задачи (Объясняю учащимся правила работы на уроке, задаю домашнее задание) - создает ситуацию успеха для каждого обучающегося: | -Эмоционально настраиваются на урок. - активно слушают; - выдвигают предложения о теме урока; - слушают собеседника; - строят понятные для собеседника высказывания | Познавательная: фиксируют проблему. Регулятивная: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Коммуникативная: Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. | Готовность обучающихся к учебной деятельности | ||
Этап 3. Систематизация, повторение и обобщение знаний. Основная работа (время работы на этапе 8 минут) | ||||||
Этап 1 « Думай головой, а делай руками» Цель: Экспериментальная работа «Сборка электрической цепи по заданным условиям»: (индивидуальная работа) ( максимум 5 баллов) | Выступает в роли организатора; - следит за хронометрией урока
-контролирует правила Т.Б. -следит за работой консультантов. | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. (Каждый берет карточку с заданием, вычерчивает схему по заданным условиям и собирает электрическую цепь). | Познавательная: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; Коммуникативная: осознанно собирают электрические цепи, рефлексия своих действий; Регулятивная: осуществляют самоконтроль. | Приобретение опыта самостоятельного поиска для решения поставленной задачи, | ||
Этап 2 «Терпение и труд все перетрут» Цель: проверить степень владения приемами решения расчетных задач» (индивидуальная работа) | Выступает в роли организатора; - следит за хронометрией урока
-следит за работой консультантов. | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. (Учащийся выбирает задачи с учетом индивидуальных особенностей). | Познавательная: Овладение общим приемом решения учебных задач Коммуникативная: предоставлять развернутый план решения задачи. Регулятивная: оценивает результат по алгоритму | Овладеют способом решения расчетных задач ( в том числе по алгоритму), оценкой своей деятельности. | ||
Этап 3 «Сообразилка» Цель: проверка навыков работы со схемами электрических цепей (групповая работа) | Выступает в роли организатора; - следит за хронометрией урока
-следит за работой консультантов. | - осуществляют сотрудничество с учителем и одноклассниками. (Учащиеся находят ошибки в схемах, отстаивают свое решение). | Познавательная: умение преобразовывать схемы для решения учебных задач. Коммуникативная: аргументированно доказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению собеседников. Регулятивная: планирует и корректирует свою деятельность | Развивают мыслительную деятельность, учатся работать в группе. | ||
Этап 4 «Ум хорошо, а два лучше» Цель: проверить умение устанавливать закономерность. (работа в группе) | Выступает в роли организатора; - следит за хронометрией урока
-следит за работой консультантов. | Высказывают свою точку зрения по содержанию групп терминов. | Познавательная: выделяет общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объясняет их сходство; Коммуникативная: строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; Регулятивная: находит условия для выполнения учебной и познавательной задачи; | Закрепление навыков самопроверки и взаимопроверки | ||
Этап 5 «Знайка» Цель: Проверка знания формул (работа в группе). Доп-но: разгадываем кроссворд, каждое слово – 1 балл | Выступает в роли организатора; - следит за хронометрией урока
-следит за работой консультантов. | Составить формулы из букв I, U,Q, R, q, t, если осталось время, учащимся предлагается кроссворд по теме. | Познавательная: определяет логические связи между величинами, обозначает их с помощью формул Коммуникативная: формулирует, аргументирует и отстаивать свое мнение. Регулятивная: выбирает из предложенных вариантов и ищет вариант для достижения цели; | |||
Этап 4. Подведение итогов 3 минуты | ||||||
Цель: контроль знаний, умений, навыков учащихся | Контролирует работу и выставляет оценки | Каждый учащийся оценивает свою работу на этапах и сверяет ее с оценкой консультантов (выставляется общее кол-во баллов за работу) | Коммуникативная: оценка и самооценка учебной деятельности, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Регулятивная: самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха | Самооценка собственной учебной деятельности. Рейтинг: «5» - 22б - 25б «4» - 19б - 21б «3» - 15б – 18б |
Содержание урока «Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»
1 станция « Думай головой, а делай руками»: «Сборка электрической цепи по заданным условиям»
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора, электрической лампочки и измерить силу тока в цепи.
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора, электрической лампочки и измерить напряжение на резисторе.
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата, электрической лампочки и измерить напряжение на лампе.
Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора, электрической лампочки и измерить сопротивление резистора.
2 станция «Терпение и труд все перетрут» (Решение расчетных задач)
1 уровень (3 балла):
Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30 А? (ответ: 75 В)
При напряжении 220 В сила тока в спирали плитки 5А. Определите сопротивление спирали. (ответ: 44 А)
Какое сопротивление имеет реостат, изготовленный из нихромовой проволоки, площадь поперечного сечения которой равна 0,8 мм2 , а длина 5 м? Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом ·мм2 /м. (ответ: 6,875 Ом)
2 уровень (4 балла):
Константановая проволока длиной 1м и площадью поперечного сечения
0,25 мм2 имеет сопротивление 2 Ом. Определите удельное сопротивление константана. (ответ: 0,5 Ом ·мм2 /м)
При напряжении на концах проводника 10 В сила тока в нем 0,2 А. Чему будет равна сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличить до 50 В? (Ответ: 1А)
В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 , при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки? ( ответ: 13,75м)
3 уровень (5 баллов):
Какой длины надо взять железную проволоку площадью поперечного сечения 2 мм2 чтобы ее сопротивление было таким же, как сопротивление алюминиевой проволоки длиной 1 км и сечением 4 мм2 . (Ответ: 140 м)
Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 85 Ом?
Сколько метров проволоки, сопротивление 1 м которого равно 6 Ом, необходимо взять, чтобы при включении ее в цепь напряжением 120 В сила тока в цепи не превышала 1,25 А? (ответ: 16 м)
-
-
-
-
-
-
-
-
( Ответ: 71,2 кг)
-
-
-
-
-
-
-
3 станция «Сообразилка» (задания на умение читать схемы электрических цепей).
а)
б) Укажите, напряжение на каких приборах измеряет вольтметр во всех изображенных схемах.
в) Начертить схему электрической цепи, изображенной на рисунке.
| |
| |
|
4 станция «Ум хорошо, а два лучше»:
1. Найди закономерность в заданных на карточках терминах (вольтметр, омметр, заряд, Ампер, кулон, напряжение, амперметр, Ом, электроскоп, вольт, сопротивление, сила тока) распредели их в три группы; дай название каждой группы:
Напряжение Сила тока Сопротивление (физические величины) | Вольтметр Амперметр Электроскоп Омметр (физические приборы) | Вольт Ампер Кулон Ом (Ученые или единицы физических величин) |
2 «Третий лишний» Выбери из трех терминов один отличающийся по своему значению от двух других.
Амперметр Динамометр Вольтметр | Кулон (величина, нет прибора для измерения) Вольт Ом | Резистор Сопротивление конденсатор | Сила тока Вольтметр Микроамперметр |
5 станция. «Знайка» - составь формулы из предложенных букв.
Подведение итогов: оценку поставим согласно рейтингу:
оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
баллы | менее 15б | 15б – 18б | 19б - 21б | 22б - 25б |
Домашнее задание: 1. §37-49 повторить
2. составить задачи в 2-3 действия на расчет электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях (по желанию)
Список литературы:
Физика -8 класс, А. В.Перышкин, М. «Дрофа» 2010 г.
Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Пёрышкина. М.: Вако,2005.
http://school-collection.edu.ru
«Современный урок физики», под редакцией В. Г. Разумовского и Л. С.Хижняковой, М. «Просвещение» 1993г.
6. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
7. «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. Москва «Просвещение» 2011
8. Асмолов А.Г. «Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения»/ Педагогика М.: 2009 - №4. – С18-22
9. Информационно-методическая газета «Начальное общее образование» №3-4 март-апрель, 2012 год
10. Интернет - ресурсы