Технологическая карта урока физики «Электрический ток. Источники тока» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка к уроку.
Впервые ученики 8 класса начинают изучать тему «Электрические явления» и сталкиваются с таким понятием как «электрический ток». На вводном уроке я предлагаю ученикам поделиться со всеми своими «маленькими открытиями», наблюдениями и вопросами. Электричество хорошо им знакомо из жизни, они привыкли к электрической энергии, пользуются ей, даже могут починить простейшие электроприборы. Личный опыт и наблюдения позволяют им свободно ориентироваться в некоторых вопросах темы. Многие ученики считают, что этих теоретических и практических знаний им достаточно. Забывая о технике безопасности, не зная основ, они методом проб и ошибок пытаются решать проблемы связанные с электрическим током. Это не допустимо! Необходимо доказать ученикам, что все не так просто и легко. Им следует еще очень многому научиться, многое узнать и понять. Таким образом, вводный урок мотивирует обучающихся к сознательному, активному восприятию материала.
Технологическая карта вводного урока в 8 классе по теме «Электрический ток. Источники тока».
Тема |
«Электрический ток. Источники тока». |
|||||
Класс |
8 класс |
|||||
Тип урока: |
Урок открытия новых знаний. |
|||||
Цель |
Обеспечение усвоения обучающимися понятия электрический ток. |
|||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися понятия «электрический ток»; 2.используя демонстрационный эксперимент и личный опыт учащихся выяснить, какие источники тока бывают, как действуют. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную задачу развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; 3.развивать умения выделять главное и критически оценивать содержание информации. Воспитательные: 1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
|||||
Планируемый результат
2.применение новых знаний в новой ситуации. |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Умение находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Регулятивные. Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
|||||
Основные понятия темы |
Электрический ток, электроны, ионы, фотоэлемент, термоэлемент, гальванический элемент, источники тока. |
|||||
Организация пространства |
||||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
||
1. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Работа по составлению рисунка, синквейна. 4. Наблюдение за демонстрациями учителя. |
Технология: педагогических Мастерских и технология развития критического мышления. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. |
Электрофорная машина, термопара, фотоэлемент, лампочка на подставке, ключ, гальванический элемент, текст «правила написания синквэйна». Мультимедийный проектор, презентация, учебник. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. Создание положительного эмоционального настроения учеников. |
Мотивация к дальнейшей работе. |
Задача «Линия риска». |
Решают задачу. Формулируют тему урока, предполагают, что им предстоит изучить, выдвигают задачи урока. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. Поддержание делового настроя учащихся. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. Наблюдение за процессом обмена информацией. |
Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии. |
Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Подведение итогов, рефлексия. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает составить синквейн. «Магический круг». |
Составляют и читают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
8 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. Прочитать п.№31 Рассмотреть устройство гальванического элемента. Изготовить наглядное пособие. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
Я предлагаю сегодня начать урок с решения одной непростой задачи. Называется она «Линия риска». Задача «Линия риска».
Вы должны оценить конкретную ситуацию и определить «Риск высокий» или «Риск отсутствует».
Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.
1. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
2. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
3. – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
4. Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача. Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
5. Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.
6. – Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, - попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.
Знакомые вам ситуации? Может быть, и вы сталкивались когда-то с таким? Обсуждение.
Теперь, я думаю, вы с легкостью, сможете назвать тему урока.
Итак, тема нашего урока «Электрический ток».(Слайд№1) Как вы думаете, что нам надо узнать, понять, научится выполнять?
Ученики. Высказывают свои предположения.
Учитель. Я с вами согласна. Цель урока - выяснить, что такое электрический ток, какие источники тока существуют, как устроены и как действуют. А самое главное вам предстоит научиться высказывать свое мнение, делиться информацией, работать в команде.
Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (Таблица№1)
Технологические этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
- Нарисуйте слово «электрический ток»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. |
Запишите все, что вы знаете об электрическом токе. |
Записывают все, что знают о познавательном объекте |
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. |
- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". |
- Работают в парах по заданию учителя. |
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) |
- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". |
- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними |
- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
- Представляют результаты работы групп. |
6. "Разрыв" - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому |
- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Показывает демонстрационный эксперимент |
- Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Учитель в процессе выступления обучающихся, выделяет все слова, связанные со световыми явлениями и записывает их на доске. Например: лампочка, электрон, электростанция, провода, опасен, проводник и другие. Что напишут и скажут ваши ученики, вы не знаете, можете только предположить. Вам придется приложить все свои умения и знания, чтобы урок достиг цели. Это сложно, но сами дети работают активно и с большим интересом. Очень часто перечень вопросов и утверждений выходит за рамки школьной программы, вызывая у детей любопытство и желание разобраться. Для меня – это главный показатель успешной работы на данном уроке.
Примеры рисунков.
Учитель. Я выделила несколько ваших утверждений и хотела бы проверить их и обсудить. Может быть, вы в чем - то ошибаетесь?
Чтобы разрешить возникшие противоречия предлагаю поработать вместе.
1. Что такое электрический ток?
Вы связываете понятие «электрический ток» с движением заряженных частиц. (Слайд№2)
Вы правы. Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц (электронов или ионов).
Физкультминутка.
Раз, два – встать пора,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
2. Как можно получить электрический ток в металлическом проводнике? (Слайд№3-5)
Для создания электрического тока необходим источник.Какие источники тока вы знаете?
Существуют различные источники электрического тока. Посмотрим некоторые из них.
Учитель показывает демонстрационный эксперимент.
ДЭ №1 Солнечная батарея.
ДЭ№2 Термопара.
ДЭ№3 Электрофорная машина.
ДЭ№4 Гальванический элемент, ключ, лампа, провода.
После обсуждения экспериментов делают выводы.
3. Кроме источника тока в цепь необходимо включить провода, ключ, потребители тока.
Д.Э. №5 Электрическая цепь, состоящая из лампочки, ключа, источника.
4. Как работает простейший источник тока – гальванический элемент?
Работают с учебником (параграф №31), моделью и рисунком. Рассматривают основные детали батарейки. Обсуждают.
Учитель. Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание.
Учитель. Выразите отношение к теме нашего урока.(Слайд№6)
Ученики составляют синквэйн. Читают перед классом.
Учитель. Как вы работали на уроке? Как вы себя оцениваете? Выберите предложение.(Слайд№7)
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
Приложение.
Правила написания синквэйна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Образцы выполненной домашней работы. Устройство гальванического элемента.
Примеры синквейнов.
Ток
Опасный, полезный.
Нагревает, убивает, помогает.
Энергию дает и больно бьет.
Электричество.
Ток
Электрический, магический.
Бежит, творит и создает.
Нам очень многое дает!
Материя.
Литература.
1. Перышкин, А. В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2016.
/data/files/q1490163043.pptx (презентация)