12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Светлана Николаевна161
Педагогический стаж - 12 лет Образование - высшее (Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева по специальности "Учитель русского языка и литературы")
Россия, Иркутская обл., Тайшетский район рп. Новобирюсинский

Васильева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ Новобирюсинская СОШ



Технологическая карта урока «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных»


Цель  деятельности учителя

выяснить условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, сформулировать правило правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;  обозначить основные условия для составления алгоритма  выбора написания Н и НН; осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения


тип урока

открытие новых знаний


планируемые образовательные результаты

Предметные цели:

знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

совершенствование навыков морфемного анализа слов.

Ожидаемые результаты

Личностные:

ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

ученик может построить логическую цепь рассуждений;

ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

ученик способен формулировать проблемы.

Коммуникативные:

ученик может планировать свою деятельность;

ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

ученик может осуществлять целеполагание;

ученик может осуществлять коррекцию действий.

Предметные

ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;

ученик правильно производит морфемный анализ слов.



методы и формы обучения

Метод уровней дифференциации; метод проблемного изложения; частично-поисковый; репродуктивный.


оборудование

экран, компьютер, медиапроектор


наглядно-демонстрационный материал

презентация «Н-НН в суффиксах прилагательных»,  выполненная  учителем


основные понятия

способ образования, исключение, на стыке, с основой на -н






Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия. Мотивация



















































Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности













































































Постановка учебной проблемы.





































Поиск решения учебной проблемы



























































Решение проблемы















































Физкультминутка























Закрепление изученного































































Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону































































Рефлексия деятельности

























Домашнее задание

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция





































познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний













































постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)













Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
















































































































познавательные:

структурирование знаний,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач,

логические: анализ

объектов с целью

выделения признаков,

регулятивные:

саморегуляция,

контроль (сличение

знаний с эталоном)





















































познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов с целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)















































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование


1.Случайное деление на группы по цвету на бейджике (красный, синий, зелёный, белый): после приветствия предлагается прикрепить бейджик со своим именем и пройти к столу, на котором лежат карточки, соответствующие цвету бейджика.

2.Создание доброжелательной атмосферы:

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Какие люди могут сделать открытие? (смелые, умные, трудолюбивые)

А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.





1.Работа с текстом

Прочитайте текст. - Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение).

- К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.)



2.Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение морфологического разбора, синтаксический разбор предложения.

3.Блиц-опрос «Подскажи словечко»

- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется (прилагательное ).

- Прилагательные согласуются (с существительными ).

- Правописание окончаний прилагательных следует проверять (по вопросу ).

- По значению прилагательные делятся на (качественные, относительные, притяжательные).

- Прилагательные имеют две формы (полную и краткую ).

- Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную (степени сравнения).

- Самый распространённый способ образования прилагательных (суффиксальный).



- Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных).

- Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).

- В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их. Внимательно посмотрите на них. Спишите. Вставьте пропущенные буквы

Создание проблемной ситуации

- С какой же проблемой мы столкнулись?

- Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных?

- Хотите ли вы узнать правило? Зачем?

- Сформулируйте тему нашего урока





Работа в группах

Маршрутный лист

Материалы для наблюдения: соловей – соловь- ин –ый (суффиксальный способ), сон – сонн –ый (суффиксальный способ)

Гус-ин-ый туман- н-ый

Земл-ян-ой революции-онн-ый

Песч-ан-ый клюкв-енн-ый

Задания для анализа предложенного словарного ряда:

Выделите суффиксы прилагательных.

Какие значения имеют эти суффиксы?

В чём сложности правописания этих суффиксов?

Сравните слова в столбиках.

- Образуйте прилагательные от данных существительных, сделайте вывод о правописании -Н- и -НН- Используйте материал для наблюдений.

1группа Кожа, лед, лебедь, зверь, телефон, старина, государство,

станция

2 группа Осень, песок, дерево, утка, утро, традиция, лебедь, невежество

3 группа Старина, мужество, кость, пчела, глина, солома, станция, стекло

4 группа Нефть, лекция, чувство, тыква, лошадь, дрова, олово, лимон



Формулирование правила.

Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н-НН?
(Чтобы не ошибиться в написании букв Н-НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов)

А теперь, используя

таблицу, сформулируйте

полностью правило о

правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.

Внимательно читаем

правило в учебнике

(§ 105 ), обратим внимание на теоретические сведения на стр. 138, слова в рамке. - А все ли слова подчиняются данному правилу? - Обратите внимание на доску (на листке – слова, в которых пишется одна Н). Запомните эти слова, запишите их в тетрадь. Ребята, что такое алгоритм? Как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.


Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе.

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих . Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели.

И на доску посмотрели.



1.Работа со словосочетаниями. Составить с/с по схеме: предмет + признак.

Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук изо льна, хлеб из ржи, ограда из камня, чашка из глины, склад для дров, кисель из клюквы, часы из серебра, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, лепешка из тыквы, писк комара, бульон из курицы, стол из дерева, ваза из стекла.

1 уровень (высокий)

Выписать из текста слова с пропущенными орфограммами, раскрыть скобки в предложении. Объяснить правописание прилагательных с суффиксами –ан-, -енн-, выполнить морфологический разбор любого имени прилагательного, озаглавить текст.

2 уровень (средний)

Задание. Списать словосочетания, графически выделить суффикс, объяснить разницу в значении однокоренных прилагательных. Придумать два предложения с любым словосочетанием.



3 уровень (достаточный)

Выборочный диктант с заданием: выписать прилагательные с н и нн в суффиксах, дать графическое объяснение их написания.



1 уровень (высокий)

Творческое задание

Заменить словосочетания существительное +существительное словосочетаниями
существительное + прилагательное.

Приготовления к войне, укрепления из глины,
день без ветра, дом из камня, дни осени, кружка из стекла, стая журавлей, яд змеи, бой барабанов, дверь из стекла, рой пчел, автобус для экскурсий, лапы льва, сбор по традиции, сок лимона

15 – 13 – «5»

12 – 11 – «4»



2 уровень (средний)

Образовать от данных существительных прилагательные с Н или НН, обозначить орфограмму.



Сон, длина, хозяйство, грач, мужество, голубь,
струна, глубина, авиация, шерсть, окно, закон,
истина, полотно, цена.

15 – 13 – «5»

12 – 11 – «4»



3 уровень (достаточный)

Распределительный диктант

Карма..ые деньги, каме..ая глыба, чуг..ная
решетка, лоси..ые следы, пчели..ый рой, це..ая вещь,
стари..ый диван, звери..ая тропа, тума..ое утро,
песча..ые отмели.

Критерии оценивания:

10 -8 – «5»

7 – 6 – «4»




Прочитайте цели урока.

Как вы считаете, цели урока достигнуты?

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял



Домашнее задание

Для всех

Составить  для себя кластер-помощник;

Придумать лучшую «запоминалку» для правила;

На «4»

 упражнение  367

На «5»

Написать сказку, рассказ,  включив  как можно больше прилагательных с изученной сегодня орфограммой.  Тема свободная.


Объединяются в группы.













Настраиваются на работу.





































Один ученик читает текст



Рассуждения учащихся





















3 ученика у доски

Самооценка



Дают ответы на вопросы













































Дают ответы на поставленные вопросы

















Выдвижение

гипотез, поиск

верного пути

решения

проблемы.















Самостоятельная работа в группах





































Группы выступают. Подводят итог



















Отвечают, используя имеющиеся знания.















Читают теоретический материал по учебнику. Находят новую информацию (называют слова-исключения) Делают выводы.







Работа с

алгоритмом,

комментарии.







Комплекс

упражнений,

рекомендуемый

СанПиН.























Устная работа учащихся (по цепочке)





















Выполняют письменные задания по применению новых знаний.





























Обсуждение вариантов ответа





Выполнение заданий с взаимопроверкой и коррекцией (ответы на доске)





















































Выставление оценок





Выбирают высказывания и произносят вслух. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач















Записывают домашнее задание.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.