12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Молчанова Ирина Николаевна57
Россия, Костромская обл., с. Веденьё

Конспект урока «Н и НН в суффиксах прилагательных»

Автор – Молчанова Ирина Николаевна

Образовательное учреждение – МОУ Власовская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального района Костромской области

Предмет – Русский язык

Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Класс - шестой

Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2013 г.»

Время реализации занятия – 90 минут

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

Развивающие: Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитательные: Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда, формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,

Тип урока: Открытие нового знания
 

Форма урока: урок-поиск

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.

План проведения урока:

 

Этапы урока

Временная реализация

Оргмомент

2 мин.

Языковая разминка

5 мин.

Актуализация знаний

7 мин

Изучение нового

20 мин.

Воспроизведение новых знаний

40 мин.

Проверка знаний. Электронный тест.

10 мин.

Рефлексия.

5 мин.

Домашнее задание

1мин.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки.

Записывают в тетрадях.

Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме)

Повторение.

( прием «Закончи фразу»).

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2 Имена прилагательные изменяются по…

3 По значению и форме имена прилагательные делятся на….

4 В предложении имена прилагательные бывают…

5 Чаще всего имена прилагательные образуются ..

6 Буква о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных пишется…

7 Буква е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных пишется…

Отвечают устно на вопросы

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах)

1) Еж…вый, осе..ий , свинц…вый;

2) Вещ…вой, серебр...ный, лиц…вой;

3) Плюш…вый, глянц…вый, утре...ий;

4) …… …….. …….

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рас­смотрите. Сформулируйте свое задание.

Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?

Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?

 

Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?

Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Ис­ключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, обозначить изученную орфограмму

Из первого ряда можно исключить слово осенний. В словах ежовый, свинцовый в суффиксах прилагательных пишем букву о после шипящих и ц

Во втором ряду лишнее слово серебряный. В словах вещевой, лицевой в суффиксах прилагательных пишем букву е после шипящих и ц

В третьем ряду лишнее слово утренний. В слове плюшевый, в суффиксе прилагательного пишем букву е после шипящего, в слове глянцевый после ц пишем букву е.

I этап. Постановка учебной

проблемы.


 


 

- Прочитайте слова, которые вы написали в чет­вертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

- В какой части прилагательных пропущены буквы?

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).

Все ли правильно записали слова? Почему? Что мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, какова тема урока?

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его те­му. Используйте для этого опорные слова на доске.

Познакомиться с правилом

2) учиться... .

Слова осенний, серебряные, утренний это имена прилагательные.

Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.

Мы не знаем, когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия)

Одна и две буквы н в суффиксах прила­гательных

Познакомиться с правилом написания бук­вы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно пи­сать суффиксы прилагательных с буквой н.

II этап.

Поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог:


 

Решение проблемы

«Открытие нового знания».

Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез):

 

- Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).

-Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу).

 

Ещё какие есть гипотезы?
Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке).

 


 

Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?
 

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? ( в суффиксе) (подсказка к решающей гипотезе 1)

- От каких частей речи образованы прилагательные?

- С помощью каких суффиксов)

- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?

Обратимся к таблице. (Подсказка к решающей гипотезе 2).

Образование и написание имен прилагательных

 

Сущ-ое

суффикс

Прилагательное

исключения

I

Туман

Станция

Тыква

-ОНН

-ЕНН

 

-

-

ветрЕНый

II

Пчела

Кожа

Трава

-ИН

-АН

-ЯН

 

-

-

стеклЯННый

оловЯННый

деревЯННый

III

Полное прилагательное

Краткое прилагательное

Река медлЕННая.

Река медлЕННа.


Сначала поработаем со сло­вами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существитель­ного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прила­гательных выделите суффикс и определите количество Н

Обобщите первую часть нашей работы и скажи­те, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?

Какое слово является исключением из этого правила?

Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II.

Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.

А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.

НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1).
 

Нет.

В слове осенний нет суффикса –ЕНН-.

НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2).
Нет. В слове утренний суффикс безударный, но пишется НН (контраргумент).
 

Учащиеся молчат.
 

От существительных: осень, серебро, утро

_Н-, -ЯН-, -ЕНН-

Учащиеся молчат.
 

Выполняют задание коллективно. Один ученик рабо­тает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях.

Делают вывод.

Делают вывод.

Формулируют правило – открытие нового знания

III. Воспроизведение нового знания

Обобщим все выше сказанное с помощью таблицы

Учащиеся работают с таблицей и делают выводы.

Начало формирования умений. Составление алгоритма.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Нужно составить алгоритм.

Организация деятельности по применению новых знаний.

1. Коллективная работа.

Устно объяснить правописание слов:

Комиссионный комиссия+онн

Клюквенный клюква+енн

Лебединый лебедь+ин

Стеклянный стекло+янн

Телефонный телефон+н

Государственный государство+енн

Травяной трава+ян

2. Распределительный диктант

Распредели слова на две группы:

Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.

 
 

3. Работа с фразеологизмами (в парах)

1) Глупый ч.. ловек

?

Без царя в г..л..ве

Б..лтливый чел..век

2) ? ?

Язык без к..стей

?

3)

Заячья душа ?

Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, бесструн...ая ба­лалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век.

- Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два, три. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Расскажите о написании слов с пропущенными орфограммами в этом упражне­нии. Объедините их в группы по самостоятельно найденному признаку.

4. Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишете только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

Поставь себе оценку:

"5" - нет ошибок;

"4" - 1;

"3" - 2,3;

больше - "2".

В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки.

Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота.

В третью надо дописать еще один фразеологический оборот и его зна­чение. Вставить пропущенные буквы.

Дети выполняют задание и повторяют правило о право­писании Н и НН в суффиксах прилагательных.

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

 

 

5. Письмо по памяти

Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик
журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
С. Есенин

- Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

- Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной)

-Объясните правописание выделенных слов.

 
 

6. Просмотр презентацию «Волшебница зима».
Составьте предложения, используя словосочетания:

сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце,

 

Проверка знаний

Интерактивная игра "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?»

Учащиеся выполняют задание, получают оценку.

1. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.

Домашнее задание

Используя предложения, составленные на уроке, написать мини-сочинение «Волшебница зима».

 

 

Список использованной литературы:

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.

2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;

4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.