Конспект урока русского языка «Н и НН в суффиксах прилагательных» (6 класс)
Конспект урока «Н и НН в суффиксах прилагательных»
Автор – Молчанова Ирина Николаевна
Образовательное учреждение – МОУ Власовская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального района Костромской области
Предмет – Русский язык
Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Класс - шестой
Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2013 г.»
Время реализации занятия – 90 минут
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие: Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные: Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда, формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока: Открытие нового знания
Форма урока: урок-поиск
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
Оргмомент |
2 мин. |
Языковая разминка |
5 мин. |
Актуализация знаний |
7 мин |
Изучение нового |
20 мин. |
Воспроизведение новых знаний |
40 мин. |
Проверка знаний. Электронный тест. |
10 мин. |
Рефлексия. |
5 мин. |
Домашнее задание |
1мин. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки. |
Записывают в тетрадях. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) |
Повторение. ( прием «Закончи фразу»). 1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…. 2 Имена прилагательные изменяются по… 3 По значению и форме имена прилагательные делятся на…. 4 В предложении имена прилагательные бывают… 5 Чаще всего имена прилагательные образуются .. 6 Буква о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных пишется… 7 Буква е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных пишется… |
Отвечают устно на вопросы |
|||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах) |
1) Еж…вый, осе..ий , свинц…вый; 2) Вещ…вой, серебр...ный, лиц…вой; 3) Плюш…вый, глянц…вый, утре...ий; 4) …… …….. ……. Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте свое задание. Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему? Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов? |
Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, обозначить изученную орфограмму Из первого ряда можно исключить слово осенний. В словах ежовый, свинцовый в суффиксах прилагательных пишем букву о после шипящих и ц Во втором ряду лишнее слово серебряный. В словах вещевой, лицевой в суффиксах прилагательных пишем букву е после шипящих и ц В третьем ряду лишнее слово утренний. В слове плюшевый, в суффиксе прилагательного пишем букву е после шипящего, в слове глянцевый после ц пишем букву е. |
|||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Постановка учебной проблемы.
|
- Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся. - В какой части прилагательных пропущены буквы? - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Все ли правильно записали слова? Почему? Что мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какова тема урока? - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске. Познакомиться с правилом 2) учиться... . |
Слова осенний, серебряные, утренний — это имена прилагательные. Буквы пропущены в суффиксах прилагательных. Мы не знаем, когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия) Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н. |
|||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Поиск решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог:
Решение проблемы «Открытие нового знания». |
Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез): - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).
-Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу).
Ещё какие есть гипотезы?
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть? - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? ( в суффиксе) (подсказка к решающей гипотезе 1) - От каких частей речи образованы прилагательные? - С помощью каких суффиксов) - Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы? Обратимся к таблице. (Подсказка к решающей гипотезе 2).
Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных? Какое слово является исключением из этого правила? Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса. А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. |
НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1). Нет. В слове осенний нет суффикса –ЕНН-.
НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2).
Учащиеся молчат. От существительных: осень, серебро, утро _Н-, -ЯН-, -ЕНН-
Учащиеся молчат. Выполняют задание коллективно. Один ученик работает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях. Делают вывод. Делают вывод. Формулируют правило – открытие нового знания |
|||||||||||||||||||||||||||||
III. Воспроизведение нового знания |
Обобщим все выше сказанное с помощью таблицы |
Учащиеся работают с таблицей и делают выводы. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Начало формирования умений. Составление алгоритма. |
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
|
Нужно составить алгоритм. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности по применению новых знаний. |
1. Коллективная работа. Устно объяснить правописание слов: Комиссионный комиссия+онн Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян 2. Распределительный диктант Распредели слова на две группы: Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа с фразеологизмами (в парах) 1) Глупый ч.. ловек
? Без царя в г..л..ве Б..лтливый чел..век
2) ? ? Язык без к..стей ? 3) Заячья душа ? Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, бесструн...ая балалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век. - Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два, три. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению. Расскажите о написании слов с пропущенными орфограммами в этом упражнении. Объедините их в группы по самостоятельно найденному признаку. 4. Буквенный диктант. Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишете только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове. Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный. Проверь себя.
Поставь себе оценку: "5" - нет ошибок; "4" - 1; "3" - 2,3; больше - "2". |
В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение — глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки. Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота. В третью — надо дописать еще один фразеологический оборот и его значение. Вставить пропущенные буквы. Дети выполняют задание и повторяют правило о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
5. Письмо по памяти
Свет луны серебряный и длинный, - Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине) - Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной) -Объясните правописание выделенных слов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6. Просмотр презентацию «Волшебница зима». сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце, |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка знаний |
Интерактивная игра "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?» |
Учащиеся выполняют задание, получают оценку. |
|||||||||||||||||||||||||||||
1. Итог урока. Рефлексия. |
Сегодня на уроке я: 1) узнал, открыл для себя… 2) научился, смог… 3) могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Используя предложения, составленные на уроке, написать мини-сочинение «Волшебница зима». |
Список использованной литературы:
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.
2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;
4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006