Технологическая карта урока биологии «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс паукообразные»

5
2
Материал опубликован 6 December 2016 в группе

 

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога: Волкова Елена Михайловна

Должность: учитель биологии

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога: Волкова Елена Михайловна Должность: учитель биологии

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) МБОУ Сюмсинская средняя общеобразовательная школа

Предмет: биология Класс: 7 Учебник (УМК, программа): В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2011

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал, таблица «Тип Членистоногие»

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют:

- регулятивными УУД: ставят учебные задачи и добиваютя их решения под руководством учителя (1 уровень)

- познавательными УУД: собирать и выделять и обобщать информацию, существенную для решения проблемы (1 уровень)

- коммуникативными УУД: работают в парах, самостоятельно добывают и анализируют информацию (2 уровень)

Личностными УУД: выражают свое отношение к изучаемому материалу (2 уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Определяют понятия: хитин, головогрудь, мозаичное зрение

Называют признаки классов

1-2 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение.

3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий.

Регулятивные

Ставят учебные задачи и добиваются их решения.

Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

2 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, вступают в диалог и участвуют в коллективном обсуждении проблемы, аргументируют свою позицию

2 уровень – самостоятельное добывание и воспроизведение информации

Личностные

- проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

2 уровень – выполнение учебного действия в совместной работе

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Беседа

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

Создает проблемную ситуацию. Задает вопрос: «Каких животных относят к типу Членистоногие?»

Участвуют в обсуждении проблемы. Высказывают свои предположения

Познавательные УУД: формулировать информационный запрос.

Личностные УУД: проявлять интерес к новом содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

Выбор адекватных целей к условиям деятельности

Беседа

Фронтальная

Задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им способы добывания знаний

Регулятивные УУД: принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Поисково-исследовательский этап

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Беседа, чтение текста, изучение рисунков

Индивидуально-фронтальная, групповая

1. Предлагает изучить рисунки, прочитать текст по теме урока

2. Предлагает заполнить пропуски на рабочем листе

3. Задает вопросы, просит сделать выводы

1. Читают новый материал

2. Заполняют пропуски на рабочем листе

3. Отвечают на вопросы, делают выводы

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные УУД: давать определения новым понятиям.

Практический этап

Обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний

Сравнение классов членистоногих

Фронтальная

Дает задание, организует обсуждение результатов его выполнения

Выполняют задание, сообщают о результатах

Познавательные УУД:

Умение делать выводы, анализировать, сравнивать

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слушать других

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Написание синквейна

Индивидуальная

Просит составить синквейн

Предлагает оценить факт достижения задач урока

Выполняют синквейн

Самостоятельно оценивают степень достижения запланированного результата («Достигли ли мы запланированной в начале урока цели?»)

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД: формирование отвеоственного отношения к учению

 

Самоанализ урока

Ф.И.О педагога: Волкова Елена Михайловна Должность: учитель биологии

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) МБОУ Сюмсинская средняя общеобразовательная школа

Предмет: биология Класс: 7 Учебник (УМК, программа): В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2011

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Задачи данного этапа решены полностью

Учащиеся сформулировали проблему и определили цель собственной деятельности

Учащиеся затрудняются в формулировке проблемы

Наводящие вопросы учителя

Ориентировочный этап

Учащиеся называют пути достижения цели

   

Поисково-исследовательский этап

Чтение текста

Заполнение рабочих листов

Не успели прочитать текст.

Затрудняются в заполнении рабочих листов

Фронтальная работа: помощь всего класса

Практический этап

Организуется обсуждение результатов

Затрудняются в выполнении задания

Обсуждение в парах, фронтальная работа

Рефлексивно-оценочный этап

Учащиеся оценивают степень достижения цели

   


 

Урок по теме «Тип членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные».

Цели урока:

Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями, обеспечивающими процветание и широкое распространение на Земле.

Рассмотреть характерные признаки изучаемых животных.

Оборудование: раздаточный материал, оформление класса

Ход урока.

Мотивационно – целевой этап.

Добрый день! Сегодня мы начинаем изучать новый тип– тип Членистоногие. Членистоногие —самый многочисленный (более I млн. видов) тип царства Животные, далекими предками которого были кольчатые черви. Представители типа заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду.Академик М.С.Гиляров сказал о них: «Это намного превышает число всех видов всех остальных типов животных и растений. Особенно обильны видами насекомые, на долю которых падает 90% известных видов членистоногих». Кто такие Членистоногие? Почему их так назвали? В чем особенности данного типа?

Ориентировочный этап.

 

Можете ли вы ответить на эти вопросы? Где найти ответы?

Поисково-исследовательский этап.

Подумайте, почему тип получил такое название – членистоногие? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунки конечностей этих животных (заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.

А только ли этот признак является признаком Типа Членистоногие?

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение.

На несколько отделов разделено их тело.

Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров.

Он защитить способен от всяческих врагов.

Какая основная функция этого скелета. Определите с помощью текста учебника на с 56, какое вещество образует скелет, в чём недостатки наружного скелета. 

Действительно, хитиновый покров прочен, но он не увеличивается в размерах. Поэтому, расти членистоногие могут только тогда, когда сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки впервые описал в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда рак теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет. Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной рак. Если вы встретите в природе речного рака, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку рак вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.

Давайте познакомимся с основными классами типа Членистоногие.

 Тип Членистоногие

                                                                     

 

Класс                                                      Класс                                Класс

Ракообразные                                    Паукообразные                    Насекомые

(раки, крабы)                                   (пауки, скорпионы)                (насекомые)

Итак, ракообразные. Ракообразные составляют обширную и крайне разнообразную группу членистоногих. Специалисты полагают, что к ним относится свыше 50 000 видов, но реальная цифра может быть намного больше. Эти преимущественно водные беспозвоночные могут иметь микроскопические размеры, как веслоногие, или быть массивными, как японский краб-паук, вес которого достигает 20 килограммов, а размах ног превышает 4 метра.

Открываем учебники на странице 57. Используя текст учебника и рисунок рака, заполните пропуски. 

 

1 задание.

Тело ракообразных разделено на ________и__________. На голове расположены сложные _________ , состоящие из большого числа __________. Ракообразные имеют __________ ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Кровеносная система _________.

А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные.

Скорпио́ны — отряд членистоногих из класса паукообразных. Исключительно наземные формы, которые встречаются лишь в жарких странах. Всего известно около 1750 видов скорпионов, но яд только около 50 из них представляет опасность для человека. Среди них есть и самые большие паукообразные, такие как императорский скорпион, достигающий в длину 20 см, и сравнительно мелкие — длиной всего 13 мм.

Своеобразной группой являются клещи. Клещи – это паукообразные, размеры которых измеряются долями миллиметра, редко встречаются клещи с размерами в сантиметрах. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах и, можно сказать, безвредны. На 1 м 2 площади луга до 100 тысяч различных клещей на траве и в почве. Это 90% всех обитателей луга. Но много среди клещей и паразитических форм, переносчиков болезней среди них переносчик энцефалита– иксодовый клещ, который наиболее активен в весенне-летний период времени. В 1834 году был открыт чесоточный зудень, вызывающий чесотку. В средние века от болезни чесотки умирало много людей, например, Геродот, Филипп II , папа Клементий VII.

Вряд ли кто сравнится с обжорством клещей. Если, например, скорпион может ничего не есть почти два года, то клещ, насосавшийся крови и увеличившийся в размерах в 223 раза больше, чем натощак, может голодать годами.

Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, 
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.

2 задание

Тело пауков разделено на __________ и __________. На голове расположены ____________ глаза. Все пауки имеют __________. Паутина используется для строительства ____________ и ______________. Пищеварение у пауков осуществляется ____________ и ______________. Дыхание пауков обеспечивают ___________ и ____________. У пауков ____________ пары ног. Кровеносная система ____________.

Практический этап

Давайте сравним оба класса. В чем сходство и различие (ответы учащихся). Какой вывод можно сделать?

Таким образом, класс паукообразные имеют черты сходства с ракообразными, что говорит о их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен.

И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы? 

Рефлексивно-оценочный этап

Я предлагаю вам составить синквейн по теме тип Членистоногие (Проходит озвучивание некоторых).

Достигли ли мы целей поставленных в начале урока? Поставьте себе оценку за урок на рабочем листе.

Запишите домашнее задание п. 14, подберите пословицы и поговорки про представителей ракообразных и паукообразных. Спасибо за работу!


 

Рисунок 1.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________

Заполните пропуски

1 задание (Стр. 57-58)

Тело ракообразных разделено на ________и__________. На голове расположены сложные _________ , состоящие из большого числа __________. Ракообразные имеют __________ ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Кровеносная система _________.

2 задание Стр. 59 (1 абзац, с 61-62

Тело пауков разделено на __________ и __________. На голове расположены ____________ глаза. Все пауки имеют __________. Паутина используется для строительства ____________ и ______________. Пищеварение у пауков осуществляется ____________ и ______________. Дыхание пауков обеспечивают ___________ и ____________. У пауков ____________ пары ног. Кровеносная система ____________.

3 задание. Составить синквейн по теме «Тип Членистоногие»
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший урок.

29 December 2016

Спасибо!

1 January 2017