Технологическая карта урока биологии «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс паукообразные»
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Волкова Елена Михайловна
Должность: учитель биологии
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Волкова Елена Михайловна Должность: учитель биологии
Полное название ОО (с указанием муниципального образования) МБОУ Сюмсинская средняя общеобразовательная школа
Предмет: биология Класс: 7 Учебник (УМК, программа): В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2011
Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: раздаточный материал, таблица «Тип Членистоногие»
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют:
- регулятивными УУД: ставят учебные задачи и добиваютя их решения под руководством учителя (1 уровень)
- познавательными УУД: собирать и выделять и обобщать информацию, существенную для решения проблемы (1 уровень)
- коммуникативными УУД: работают в парах, самостоятельно добывают и анализируют информацию (2 уровень)
Личностными УУД: выражают свое отношение к изучаемому материалу (2 уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Определяют понятия: хитин, головогрудь, мозаичное зрение Называют признаки классов |
1-2 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение. 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий. |
Регулятивные |
Ставят учебные задачи и добиваются их решения. Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
1 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними 2 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
Познавательные |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации |
2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, вступают в диалог и участвуют в коллективном обсуждении проблемы, аргументируют свою позицию |
2 уровень – самостоятельное добывание и воспроизведение информации |
Личностные |
- проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы |
2 уровень – выполнение учебного действия в совместной работе |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап |
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме |
Беседа Создание проблемной ситуации |
Фронтальная |
Создает проблемную ситуацию. Задает вопрос: «Каких животных относят к типу Членистоногие?» |
Участвуют в обсуждении проблемы. Высказывают свои предположения |
Познавательные УУД: формулировать информационный запрос. Личностные УУД: проявлять интерес к новом содержанию, осознавая неполноту своих знаний Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап |
Выбор адекватных целей к условиям деятельности |
Беседа |
Фронтальная |
Задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы |
Называют известные им способы добывания знаний |
Регулятивные УУД: принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно |
Поисково-исследовательский этап |
Организовать осмысленное восприятие новой информации |
Беседа, чтение текста, изучение рисунков |
Индивидуально-фронтальная, групповая |
1. Предлагает изучить рисунки, прочитать текст по теме урока 2. Предлагает заполнить пропуски на рабочем листе 3. Задает вопросы, просит сделать выводы |
1. Читают новый материал 2. Заполняют пропуски на рабочем листе 3. Отвечают на вопросы, делают выводы |
Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные УУД: давать определения новым понятиям. |
Практический этап |
Обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний |
Сравнение классов членистоногих |
Фронтальная |
Дает задание, организует обсуждение результатов его выполнения |
Выполняют задание, сообщают о результатах |
Познавательные УУД: Умение делать выводы, анализировать, сравнивать Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слушать других |
Рефлексивно-оценочный этап |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Написание синквейна |
Индивидуальная |
Просит составить синквейн Предлагает оценить факт достижения задач урока |
Выполняют синквейн Самостоятельно оценивают степень достижения запланированного результата («Достигли ли мы запланированной в начале урока цели?») |
Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: формирование отвеоственного отношения к учению |
Самоанализ урока
Ф.И.О педагога: Волкова Елена Михайловна Должность: учитель биологии
Полное название ОО (с указанием муниципального образования) МБОУ Сюмсинская средняя общеобразовательная школа
Предмет: биология Класс: 7 Учебник (УМК, программа): В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2011
Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап |
Задачи данного этапа решены полностью Учащиеся сформулировали проблему и определили цель собственной деятельности |
Учащиеся затрудняются в формулировке проблемы |
Наводящие вопросы учителя |
Ориентировочный этап |
Учащиеся называют пути достижения цели |
||
Поисково-исследовательский этап |
Чтение текста Заполнение рабочих листов |
Не успели прочитать текст. Затрудняются в заполнении рабочих листов |
Фронтальная работа: помощь всего класса |
Практический этап |
Организуется обсуждение результатов |
Затрудняются в выполнении задания |
Обсуждение в парах, фронтальная работа |
Рефлексивно-оценочный этап |
Учащиеся оценивают степень достижения цели |
Урок по теме «Тип членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные».
Цели урока:
Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
Познакомить учащихся с многообразием и особенностями, обеспечивающими процветание и широкое распространение на Земле.
Рассмотреть характерные признаки изучаемых животных.
Оборудование: раздаточный материал, оформление класса
Ход урока.
Мотивационно – целевой этап.
Добрый день! Сегодня мы начинаем изучать новый тип– тип Членистоногие. Членистоногие —самый многочисленный (более I млн. видов) тип царства Животные, далекими предками которого были кольчатые черви. Представители типа заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду.Академик М.С.Гиляров сказал о них: «Это намного превышает число всех видов всех остальных типов животных и растений. Особенно обильны видами насекомые, на долю которых падает 90% известных видов членистоногих». Кто такие Членистоногие? Почему их так назвали? В чем особенности данного типа?
Ориентировочный этап.
Можете ли вы ответить на эти вопросы? Где найти ответы?
Поисково-исследовательский этап.
Подумайте, почему тип получил такое название – членистоногие? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунки конечностей этих животных (заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.
А только ли этот признак является признаком Типа Членистоногие?
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение.
На несколько отделов разделено их тело.
Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров.
Он защитить способен от всяческих врагов.
Какая основная функция этого скелета. Определите с помощью текста учебника на с 56, какое вещество образует скелет, в чём недостатки наружного скелета.
Действительно, хитиновый покров прочен, но он не увеличивается в размерах. Поэтому, расти членистоногие могут только тогда, когда сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки впервые описал в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда рак теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет. Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной рак. Если вы встретите в природе речного рака, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку рак вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.
Давайте познакомимся с основными классами типа Членистоногие.
Тип Членистоногие
Класс Класс Класс
Ракообразные Паукообразные Насекомые
(раки, крабы) (пауки, скорпионы) (насекомые)
Итак, ракообразные. Ракообразные составляют обширную и крайне разнообразную группу членистоногих. Специалисты полагают, что к ним относится свыше 50 000 видов, но реальная цифра может быть намного больше. Эти преимущественно водные беспозвоночные могут иметь микроскопические размеры, как веслоногие, или быть массивными, как японский краб-паук, вес которого достигает 20 килограммов, а размах ног превышает 4 метра.
Открываем учебники на странице 57. Используя текст учебника и рисунок рака, заполните пропуски.
1 задание.
Тело ракообразных разделено на ________и__________. На голове расположены сложные _________ , состоящие из большого числа __________. Ракообразные имеют __________ ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Кровеносная система _________.
А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные.
Скорпио́ны — отряд членистоногих из класса паукообразных. Исключительно наземные формы, которые встречаются лишь в жарких странах. Всего известно около 1750 видов скорпионов, но яд только около 50 из них представляет опасность для человека. Среди них есть и самые большие паукообразные, такие как императорский скорпион, достигающий в длину 20 см, и сравнительно мелкие — длиной всего 13 мм.
Своеобразной группой являются клещи. Клещи – это паукообразные, размеры которых измеряются долями миллиметра, редко встречаются клещи с размерами в сантиметрах. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах и, можно сказать, безвредны. На 1 м 2 площади луга до 100 тысяч различных клещей на траве и в почве. Это 90% всех обитателей луга. Но много среди клещей и паразитических форм, переносчиков болезней среди них переносчик энцефалита– иксодовый клещ, который наиболее активен в весенне-летний период времени. В 1834 году был открыт чесоточный зудень, вызывающий чесотку. В средние века от болезни чесотки умирало много людей, например, Геродот, Филипп II , папа Клементий VII.
Вряд ли кто сравнится с обжорством клещей. Если, например, скорпион может ничего не есть почти два года, то клещ, насосавшийся крови и увеличившийся в размерах в 223 раза больше, чем натощак, может голодать годами.
Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
2 задание
Тело пауков разделено на __________ и __________. На голове расположены ____________ глаза. Все пауки имеют __________. Паутина используется для строительства ____________ и ______________. Пищеварение у пауков осуществляется ____________ и ______________. Дыхание пауков обеспечивают ___________ и ____________. У пауков ____________ пары ног. Кровеносная система ____________.
Практический этап
Давайте сравним оба класса. В чем сходство и различие (ответы учащихся). Какой вывод можно сделать?
Таким образом, класс паукообразные имеют черты сходства с ракообразными, что говорит о их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен.
И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы?
Рефлексивно-оценочный этап
Я предлагаю вам составить синквейн по теме тип Членистоногие (Проходит озвучивание некоторых).
Достигли ли мы целей поставленных в начале урока? Поставьте себе оценку за урок на рабочем листе.
Запишите домашнее задание п. 14, подберите пословицы и поговорки про представителей ракообразных и паукообразных. Спасибо за работу!
Рисунок 1.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рабочий лист
Фамилия, имя __________________________
Заполните пропуски
1 задание (Стр. 57-58)
Тело ракообразных разделено на ________и__________. На голове расположены сложные _________ , состоящие из большого числа __________. Ракообразные имеют __________ ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Кровеносная система _________.
2 задание Стр. 59 (1 абзац, с 61-62
Тело пауков разделено на __________ и __________. На голове расположены ____________ глаза. Все пауки имеют __________. Паутина используется для строительства ____________ и ______________. Пищеварение у пауков осуществляется ____________ и ______________. Дыхание пауков обеспечивают ___________ и ____________. У пауков ____________ пары ног. Кровеносная система ____________.
3 задание. Составить синквейн по теме «Тип Членистоногие»
Надежда Алексеевна Паршукова
Волкова Елена