Технологическая карта урока по биологии для 7 класса «Тип Иглокожие»
Улазаева Ирина Васильевна,
учитель биологии
Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс: 7 класс
Тема урока: «Тип Иглокожие.
Цель урока: познакомить учащихся с типом, с их общей характеристикой, образом жизни, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, научить детей работать сообща, развитие коммуникативных умений, развить умение слушать друг друга, развить бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока |
Тип Иглокожие. |
Цель урока |
Познакомить учащихся с типом, с их общей характеристикой, образом жизни, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, научить детей работать сообща, развитие коммуникативных умений, развить умение слушать друг друга, развить бережное отношение к окружающей среде. |
Задачи урока |
Познавательные: Изучить признаки Типа Иглохожих. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать умение находить проблемную ситуацию, искать пути их решения и решать проблемные ситуации. Развивать умение свободно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других. Личностные: Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным. |
Формирование УУД |
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: Определение проблемы, поиск путей решения проблемной ситуации, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, умение выслушивать друг друга, умение приходить к общему выводу. |
Основные понятия |
Тип Иглокожие, водно-сосудистая система, радиальная симметрия, регенерация. |
Ресурсы |
УМК: Биология 7 класс, Дрофа – В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Презентация учителя, кейс, информационный лист. |
Формы урока |
Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, индивидуально. |
Методы |
Кейс-метод, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный методы. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
||
2. Актуализация знаний |
||
1) Фронтальная беседа: - Какие типы многоклеточных животных вы уже знаете? - Какую роль в живой природе играют представители типа членистоногие? - Назовите представителей типа членистоногие, типа моллюски. |
Вспоминают, проговаривают определение. Называют типы членистоногие, моллюски, кольчатые черви, круглые черви, плоские черви, кишечнополостные, губки. Проговаривают роль в живой природе представителей типа членистоногие. Называют классы брюхоногих, головоногих, двустворчатых моллюск и их представителей, классы ракообразных, паукообразных и насекомых и их представителей. |
Личностные УУД Смыслообразование Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств |
3. Проверка выполнения домашнего задания |
||
Этап проверки домашнего задания: Проверяет таблицу сравнительный анализ представителей типа членистоногие. - проверка знаний терминов;
|
Учащиеся проговаривают основные характеристики Типа членистоногие. Сравнивают классы типа членистоногие. Комментируют ответы, дополняют. Отвечают на вопросы |
Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений. Познавательные УДД. Использование знаково-символических средств. Аналогия, обобщение. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции. |
4. Изучение нового материала |
||
1. Работа в группах: Учитель: Ребята, перед вами кейс. (лист зеленого цвета) Прочитайте информацию в нем. (В кейсе притча, задания к кейсу (желтый лист). Появляется слайд с кейсом: «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Задания к кейсу: Что ответил мальчик? Кто такие морские звезды? Какое продолжение данной притчи? Информационный лист содержит (белого цвета) : учебник стр.170-175. Общую информацию о Типе Иглокожие, их строению, образу жизни и их значении. Представители классов типа иглокожие. |
Учащиеся читают кейс. Формулируют проблему и отбирают лучшие ее формулировки. Выдвигают гипотетические ответы на проблемные вопросы Проверяют свои гипотезы на основе информации сюжета и изученной информации на информационных листах. Решают кейс. Записывают пути решения. Презентуют свое решение. Дети приходят к выводу, что морские звезды – это представители класса морские звезды, типа иглокожие, сто в данный тип входят еще классы морских ежей и голотурии. Приходят к общему выводу о том, что морским животным необходима вода, что лежа на берегу, они погибнут, и что мальчик спасал им жизнь. Монологическая речь. Диалог. Выслушивают мнения друг друга. Проверяют друг у друга знание основных терминов. |
Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
Проверка кейса. Продолжение сюжета кейса: « — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. Ребята, как выдумаете правильно ли поступил мальчик? Как бы вы поступили на его месте? |
Учащиеся слушают продолжение сюжета. Анализируют свои ответы. Анализируют действия персонажей сюжета. Высказывают свое мнение о сюжете в целом. Отвечают на вопросы. |
Познавательные УДД Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УДД Контроль. Коррекция. Личностные УУД Формируется любовь к окружающему миру, к живой природе. Формируется бережное отношение к окружающей природе. |
Учитель объясняет, кто такие иглокожие, их строение, развитие. Говорит о классах Типа Иглокожие. |
Учащиеся слушают. |
Регулятивные УУД Контроль полученных знаний, корректировка. Познавательные УУД Анализ, сравнение, обобщение знаний. Коммуникативные УУД Умение слушать. |
5. Закрепление материала |
||
- Каким образом животные находят пищу? - Какие органы есть у животных? - Что такое радиальная симметрия тела? - Функции водно-сосудистой системы? - На какие классы подразделяют Тип Иглокожие? - Каково значение иглокожих? Контроль правильности ответов учащихся. Корректировка при необходимости. |
Учащиеся отвечают на вопросы. (Примерные ответы.) Ротовое отверстие находится на нижней стороне тела, передвигаясь по дну, они «нащупывают» пищу. (донные животные, органические остатки) Радиальная симметрия— форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. Часто эта точка совпадает с центром симметрии объекта, то есть той точкой, в которой пересекается бесконечное количество осей или плоскостей двусторонней симметрии. В биологии о радиальной симметрии говорят, когда через трёхмерное существо проходят одна или более осей симметрии. Подвижные иглокожие используют Водно-сосудистую систему в качестве передвижения, присасываясь к грунту, у неподвижных – происходит через нее газообмен и выделение. Классы иглокожих – морские звезды, морские ежи, голотурии. В природе: Являются звеном в пищевой цепи; Питаются останками растений и животных, тем самым очищая морское дно; поддерживают численность планктона Для человека тоже имеют значение: В качестве истожника мяса богатого различными, важными для организма химическими элементами; Люди так же употребляют в пищу икру иглокожих; Плюс эстетическое удовольствие при посещении аквариумов или водных зоопарков |
Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
||
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. |
-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Определяют свое настроение в конце урока. |
Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
7. Домашнее задание |
||
Домашнее задание: Используя учебник и информационные листы составить и заполнить таблицу: «Строение типа иглокожих» |
Внимательно слушают задание на дом. Делают записи. |
Екатерина Николаевна