Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Лишайники»

10
4
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

 

Учитель биологии

Чухрий Вера Васильевна

 

ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

 

Дата проведения урока

01.03.2017 г.

 

Место проведения

МОУ СОШ №9 г. Буй

 

Мероприятие

Муниципальный семинар «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности»

 

Предмет

Биология

 

Класс

 

Базовый учебник

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

 

Тема урока

Лишайники

 

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

 

Технология

Проблемно-поисковый

 

УУД

Л – личностные. П – познавательные. Р – регулятивные. К - коммуникативные

 

Цели

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний.

 

Цели урока (подробно на основе требований программы ФГОС)

Предметные:

Предметными результатами являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов лишайников (симбиотические организмы), растений, грибов, бактерий);

классификация — определение принадлежности биологических объектов (лишайников) к определенной систематической группе (отдел Лишайники);

объяснение роли лишайников в природе и в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений, грибов (на примере сопоставления отдельных групп); значения биологического разнообразия для сохранения биосферы (20 тыс. видов лишайников);

различение на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников; сравнение биологических объектов: лишайников, водорослей, грибов, бактерий; умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, организмов;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе (охраняемые лишайники).

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами – лупа.

4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы - лишайники.

Метапредметные результаты обучения по теме: «Лишайники»:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями, справочниками, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Личностные: формирование осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости. Формирование толерантности и миролюбия, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

 

Задачи урока

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайника, процессы жизнедеятельности (способ питания, рост, размножение, распространение), значение в природе и практическое значение.

Развивающая:

.продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информационными источниками;

.формировать умение слушать и объяснять, выполнять задания, доказывать свою точку зрения;

.формировать умение анализировать, строить схемы, составлять вопросы, отвечать на вопросы, делать обобщения, выводы;

.развивать образную память, логическое мышление, биологическую речь учащегося;

.формировать навык взаимодействия в группе, самоконтроля, самооценки.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, доброжелательного отношения в группе

 

Место урока в тематическом планировании

№27

 

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Строение лишайника». Учебник, рабочая тетрадь, коллекция лишайников, лупы, задания. Лишайник лобария лёгочная из Красной книги Костромской области Государственного заповедника «Кологривский лес».


 

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Обратить внимание

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработка внутренней готовности на личностно значимом уровне выполнения нормативов учебной деятельности.

Здравствуйте, улыбнитесь. У нас всё получится.

На Земле много разных организмов. Они как-то распределены учёными-биологами?

Задание:

1.Посмотрите на слайд №1 «Царства живого». Назовите царства.

Открывает ответ на слайде.

2.Показывает слайд №2 с лишайниками.

Кто это? К какому царству относятся?

3.Даёт задание рассмотреть коллекцию лишайников на столах. Кто это?

3. К какому царству вы бы отнесли лишайник. Почему трудно определить?

4.В чём вы испытываете затруднения?

5.О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться? Интересна ли вам такая тема? Почему?

6.Сформулируйте главный вопрос темы.

На доске запись:

Тема урока.

Вопрос урока: Кто такие лишайники?

7.Что для этого вам надо?

8.Что вы можете сделать на уроке?

Во внеурочное время? Выполнить в §19 задание для любознательных, составить шпаргалку для ответа, ответить на вопросы §19, выполнить дополнительные задания.

Эмоционально настроились.

Выполнение

Высказывают предположения. Живые организмы распределены на царства.

1.Рассматривают картинки представителей четырёх царств с цифровыми обозначениями. Слайд №1.Называют царства.

2.Делают предположения.

3.Рассматривают с помощью лупы на столах коллекцию лишайников, слайд №2.

Называют предполагаемый организм.

3.Высказывают предположения, приводят доказательства, говорят о затруднениях. Лишайник не похож на другие изученные организмы.

4.Называют. И не животные и не растения и не грибы. Кто же это?

5.Хочу! Узнать, какие бывают лишайники. Как они устроены? Как они живут? К какой группе их отнести? И т.п. Научиться работать в группе, выполнять задания.

6.Формулируют разные вопросы. Почему лишайники не похожи на другие организмы? Кто они такие? К какому царству относятся? И т.п.

7.Надо! Выполнять задания, работать в группе. Изучить строение, жизнедеятельность, значение.

8.Могу! На уроке: прочитать §, выполнить задания, составить схему, сделать вывод, выполнить тест, работать с презентацией, анализировать. Дома: работать с дополнительными источниками информации, выполнить исследование.

Р – учатся определять план действий;

К – создаётся ситуация для обсуждения, учатся задавать и отвечать на вопросы;

П- учатся осмысливать, анализировать

Л – учатся уважать мнение другого человека, самоопределение к деятельности

Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности?

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Индивидуальное задание на применение нового знания. Практическая работа. Надо, хочу, могу.

Первая исследовательская работа.

1

Рассмотрите набор лишайников. Попробуйте их разделить на группы (классифицировать) по какому-либо признаку. Признак определите сами. Назовите каждую группу. Используйте лупу. Соблюдайте осторожность при работе с увеличительным прибором (ТБ).

2

По какому признаку вы делили на группы лишайники? В чём испытывали затруднения?

3

Сделайте вывод о выполнении задания.

Трудно ли было выполнять задание?

Работа с коллекцией лишайников.

Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания: исследование и классификация по выделенному самостоятельно признаку.

Все затруднения громко называют: может это водоросли, грибы. Это мхи и т.п.

Пытаются ответить на вопрос и сформулировать вывод.

Желание выполнять задания группой.

П -мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)

П – осознанное и произвольное речевое высказывание

Р – выполнение пробного задания

Р -фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Р – волевая саморегуляция в затруднении

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы

Соответствует ли задание содержанию урока. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания. Выявляют ли причины ошибок. Является ли индивидуальная деятельность проблемой.

3.Постановка учебной задачи

Цель учебной деятельности: научиться классифицировать лишайники, определить способ питания, размножения, понять значение.

Способ реализации: выполнить учебные исследования

Средства реализации: дидактический материал, информационные источники, презентация, набор форм лишайников, задания.

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

Используйте учебник, тетрадь, презентацию.

Тема урока: «Лишайники».

Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться классифицировать лишайники по группам, изучить их строение, жизнедеятельность и понять значение»

Выражают желание работать совместно группой, т.к. так проще и быстрее, всегда найдётся подсказка, поддержка.

Л – учатся определять цель урока, составлять план действий

Л – смыслообразование

П – мыслительные операции

Р – самостоятельное выделение и формирование своей цели

П – учиться анализировать

Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднений? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия? Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока?

4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)

Построение нового способа действий и формирование умения применять его как при решении заданий, которые вызвали затруднения, так и при решении других заданий такого же типа

Новый способ действия. Цель: свернуть большой объём информации в схему и представить творческий продукт.

I. Классификация по информации §19.

На доске запись:

1 группа – с.103-104, 1 пункт

2 группа – с.104, 2 пункт

3 группа – с.105, 3 пункт

4 группа – с.105, 4 пункт

На доске запись трёх групп терминов и понятий: «Словарь урока»:

лишайники

кустистые

листоватые

накипные

слоевище

_______________________

автотрофы

гетеротрофы

симбионты

умеренный паразитизм

автогетеротрофы

пионеры

_______________________

лихеноиндикация

Обязательно: использовать словарь урока. После вывода каждой группы подводится совместный итог работы: «Чему мы научились? Можно ли уже сказать, к какому царству относится лишайник?».

Классификация. Задания для групп. Учитель, совместно с учащимися, задаёт общий алгоритм для всех групп:

1.Прочитайте пункт. Рассмотрите рисунки, если они есть.

2.Выберите ключевое (главное) слово, от которого будете составлять схему.

3.Найдите в пункте главную информацию к ключевому слову и составьте схему на листе А4 крупно.

4.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 3-5 мин.

5.Выступаете и делаете вывод (1 мин)

Уточнение: соблюдение правил работы в группе. Использование словаря урока.

1 группа

Работает над первым пунктом «Многообразие и распространение лишайников», с.103-104.

Учитель после вывода, сделанного детьми, демонстрирует слайд 3 «Формы лишайников». Вопрос: «Почему они такие разные?»

Задание для всех групп:

Рассмотрите ещё раз коллекцию лишайников. Покажите накипной, покажите листоватый, покажите кустистый.

Учитель информирует: листоватый лишайник лобария лёгочная занесён в Красную книгу Костромской области и охраняется в заповеднике Кологривский лес.

2 группа

Работает с вторым пунктом «Строение и питание лишайников», с.104

Учитель после вывода, сделанного детьми, демонстрирует слайд 4 «Строение лишайника»

Слайд 5

Задание для всех групп:

Вопрос учителя: «Кто без кого жить не может?» Объясните.

Работа со словарём урока. Объясните термины и понятия, соотнеся с 2 компонентами лишайника.

Новое в науке: гриб высасывает водоросли, но заботится о них, как пастух о своих овцах. Это умеренный паразитизм. Но лишайник в целом – это симбионт.

3 группа

Работа с третьим пунктом «Размножение лишайников». С.105

Учитель после вывода демонстрирует слайд 7 , показывающий размножение лишайника. Уточняется понимание: размножение и распространение.

Учитель информирует. Новое в науке: открыто половое размножение, но не изучено

4 группа

Работа с четвёртым пунктом «Значение лишайников». С.105.

Учитель после вывода демонстрирует слайд 8, показывающий значение лишайников.

Задание для всех групп:

Слайд 9 - дополните таблицу

Видео. Физминутка для глаз и мышц.

Подведение итога групповой работы: чему научились, ответили ли на вопрос урока: «Кто такие лишайники?».

Учитель информирует:

«Лишайники – это особая группа организмов. Она не относится ни к растениям, ни к грибам, ни к бактериям и не к животным. Это группа симбиотических организмов. Учёные пока не определились с систематикой данной группы»

Групповая работа.

I. Классификация. Каждая группа работает над своим пунктом по заданному алгоритму. Выступающий даёт краткий рассказ по схеме.

Делают вывод.

Ответы дополняются, корректируются с помощью учащихся и учителя. Используют словарь урока.

После выводов отвечают: чему научились и к какому царству отнесли лишайник.

1 группа

Выполняют, рассказывают, демонстрируя полученный продукт перед классом.

Лист А4

Дополнение, комментарии в ходе демонстрации слайда.

Вывод: по классификации лишайники делят на 3 группы. Называют, используя словарь: накипные, листоватые, кустистые. Они разные по форме тела, цвету. Медленно растут, неприхотливые, поселяются на бесплодных участках.

Проводят повторное исследование коллекции лишайников, показывают всем участникам каждую группу лишайников.

Используют словарь урока: кустистые, накипные, листоватые.

2 группа

Используют для составления схемы словарь урока.

Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом.

Делают вывод.

Отвечают на вопрос учителя. Слушают пояснения по слайдам.

Отвечают на вопросы и соотносят способ питания и компонент лишайника: водоросль – автотроф, гриб – гетеротроф, лишайник – симбионт, умеренный паразитизм – гриб использует водоросль как паразит частично, высасывая её.

3 группа

Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом.

Делает вывод о способах размножения лишайников.

4 группа

Выполняют, рассказывают, демонстрируя результат перед классом.

Дополняют таблицу: в жизни природы – 1; для человека - 2. А- делают краску, Б – для парфюмерии. Делают вывод.

Работа со словарём урока совместно с учителем: пионеры, почвообразование, лихенин, лихеноиндикатор.

Отвечают на вопрос учителя по подведению итога групповой работы.

Обосновывают ответ на вопрос: «Кто такие лишайники?».

Л – учиться с желанием

П – мыслительные операции

П – поиск и выделение необходимой информации

П – установление причинно-следственных связей, составление схем, выделять главное, называть существенные признаки объектов и процессов, извлекать информацию из разных источников

Р – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности, работать по выбранному плану

К – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, передача содержания в сжатом виде, учиться работать в группе

Выбран ли метод решения проблемы учащихся самостоятельно?

Предложено ли решение проблемы самими учащимися?

Не нарушена ли учителем роль организатора?

Достаточно ли чёток зафиксированный способ действия?

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоить учащимся новый способ действия

I. Научимся применять полученные знания теоретически.

Учитель предлагает алгоритм с проговариванием учащимися вслух ответов, обоснований, Алгоритм работы с терминами и понятиями:

1.Назовите термин.

2.Дайте определение понятия.

3.Приведите пример.

Алгоритм работы с заданиями:

1.Прочитайте задание.

2.Обдумайте ответ.

3.Дайте ответ.

4.Корректировка.

Задание №1 для групп. Определите формы лишайников и установите соответствие картинки и названия. Слайд 10.

I I. Научимся применять полученные знания практически.

Снова проведите исследование предложенной коллекции лишайников. Распределите их по группам (классифицируйте) и объясните свой выбор.

Групповая работа (или в парах), по желанию – индивидуально, фронтально.

1.Решение типовых заданий на новый способ действий.

2.При этом проговаривают вслух определения, обосновывают ответ.

Используют термины и понятия:

Гетеротроф (сапротроф, паразит), автотроф (фототроф), симбионт, симбиоз, кустистый, листоватый, накипной

3.Каждый для себя делает вывод о приобретении знаний и умений по теме.

Знаю…

Умею…

Научился…

Понимаю…

I I. Проводят исследование, классифицируют объекты на группы, показывают каждую группу учителю, обосновывают свой выбор.

П – извлечение необходимой информации

П – осознанное и произвольное речевое высказывание

П – построение логической цепи рассуждений и доказательств

К – создание ситуации для обсуждения

П – учу анализировать

Р- учу действовать по выбранному правилу

Успешно ли справились с предложенным заданием?

Согласован ли процесс решения задания и его комментирование?

Грамотна ли речь по предмету?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (формирование собственного опыта ребёнка) учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия

Самостоятельная работа на новый способ действия с созданием ситуации успеха для любого ребёнка.

Форма №1

Задание №1 индивидуально. Определите форму лишайника. Слайд 11.

Форма №2

Задание №2 для пар

Слайд 12. Определите форму лишайника.

Учитель информирует, что лишайник лобария лёгочная занесена в Красную книгу Костромской области. В каком заповеднике костромской области лобария лёгочная встречается?

Форма №1

Индивидуальная работа

Определяют форму лишайника по рисунку.

Самооценивание по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать».

Форма №2

Парная работа

1.Называют форму лишайника, соотнеся со схемой.

Самооценивание по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать».

Дети дополняют, что заповедник называется Кологривский лес.

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р- способы проверки

П- умение анализировать

П- осмысливание информации

Л-осознание трудностей и их преодоление

Какая часть учащихся выполнила верно самостоятельную работу?

Организована ли корректировка знаний учащихся, не справившихся с работой?

Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося?

7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний. Повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным.

Организация тренинга ЗУНов, ранее сформированных, доведением их до автоматизма.

Индивидуально.

1. Назовите внутреннее строение лишайника.

2.Выберите из списка способ питания, который не относится к лишайнику. Слайд 13.

2.Учитель открывает слайд с ответами.

Критерии оценивания совместно с детьми: верны 3 ответа – «5», верны 2 ответа – «4», верно один ответ – «3». Но всегда можно доработать.

Выполняют задания, применяя полученные знания.

1.Выполняют индивидуально задания №1,2

2.Проверка, самооценка.

3.Корректировка.

Главное: всегда можно доработать.

Все познавательные УУД + Р - контроль, коррекция, оценка

+КУУД 1-4 этапов

Все ЛУУД с 1по 4 этапы

П- учу анализировать

Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение?

Реализованы ли в процессе выполнения запланированных заданий действия и цели повторения?

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий.

Организация рефлексии

Вопросы классу:

1.Какова была цель урока?

2.Достиг ли урок цели?

3. Что нового узнали, чему научились?

4.В чём испытывали затруднения?

5.Как их преодолевали?

7.Где вам пригодятся полученные знания и умения?

Самооценка собственной деятельности

Оценочный лист: ученик

Да

Нет

Составлял вопросы

   

Отвечал на вопросы

   

Составлял схему

   

Рассказывал

   

Помогал

   

Выполнял задания

   

Затруднялся

   

Понял тему

   

Достиг цели

   

Работал в группе

   

Делал вывод

   

Мне на уроке было интересно

   

Пригодятся полученные знания и умения

   

Моя оценка

 

Оценка выставляется в журнал.

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Проводят рефлексию и самооценку.

Оценку ученик получает в журнал.

П – рефлексия способов и условий действий

Р – контроль и оценка своей деятельности

Л – самооценка на основе критерий успешности

К – адекватное понимание успешности или неуспешности

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – планирование успешного сотрудничества

Л – следование моральным нормам и этическим требованиям

Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания?

Проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог.

Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащихся.

Домашнее задание

Возможность применить знания, углубить.

Домашнее задание с элементами выбора и творчества.

Дома: §19 «Лишайники». Выбор: ответить на вопросы, выполнить исследовательское задание для любознательных, подготовить сообщение о лишайниках.

Раздаточные задания по желанию:

Группы (можно индивидуально).

1.Высокий уровень. Анализ графика для определения чистоты воздуха по лишайникам (лихеноиндикация).

2.Высокий уровень. Анализ таблицы, на основе которой устанавливается значение лишайников в природе и для человека.

3. Высокий уровень

4.Конструктивный уровень

4. Синквейн «Лишайники».

По желанию берут распечатанные задания повышенного уровня.

П – учу осмысливать, какая нужна информация для решения задания, анализировать, находить причину и следствие

Л – учу учиться с желанием, осваивать новые виды деятельности, решать проблемные вопросы, понимать значимость изучаемого, учу мотивации, формированию внутренней позиции.

 


 

Использованные источники:

Фотографии и рисунки для презентации с Яндекс картинок https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=7&noreask=1&parent-reqid=1490542375536577-7328258901741255758857249-man1-3698&source=wiz


лишайники
PPTX / 8.91 Мб

Предварительный просмотр презентации

Какие царства вы узнали на фотографиях? ответ Бактерии Грибы Растения Животные 1 3 2 4

? Лишайники вопросы Кто такие лишайники? Можно их отнести к растениям, грибам, бактериям, животным? Что нужно изучить, чтобы узнать?

Формы лишайников накипной кустистый листоватый Классификация Почему лишайники такие разные?

Внутреннее строение лишайника видеоролик Тело лишайника - слоевище

Лишайник – симбиотический организм

Значение лишайников 1 2 На Севере зимой основной корм для оленей Являются пионерами, поселяясь первыми на бесплодных местах Выделяя кислоты, разрушают горные породы Отмирая, образуют почву (плодородный слой земли) Биоиндикаторы состояния чистоты воздуха А Накапливают углевод лихенин Защищают деревья от проникновения грибов-паразитов Б Физминутка

накипной кустистый листоватый листоватый 1 2 3 задание 1 2 3 Установите соответствие форм лишайников кустистый накипной Практическая Рассмотрите лишайник на столе и определите его форму. Объясните свой выбор

Индивидуальное задание 2. Ученик рассмотрел под лупой гербарий разных форм лишайников и сделал несколько рисунков. Какую форму лишайника ученик обозначил буквой Б? А) Б) В) Ответ:______________ ответ накипной

Задание для пар 1. Рассмотрите лишайник и предложенные схемы. Определите форму лишайника. Охарактеризуйте. Форма лишайника А) кустистый Б) листоватый В) накипной ответ листоватый Лобария лёгочная занесена в Красную книгу Костромской области

грибница водоросль 2.В приведённом ниже списке названы способы питания лишайника, за исключением одного. Найдите способ питания, который выпадает из общего ряда. Объясните свой выбор. Список: Гетеротроф, автотроф, автогетеротроф, паразит, симбионт. Задание для групп. Ученик под микроскопом рассмотрел поперечный срез лишайника и сделал рисунок. Какие клетки лишайника ученик подписал под буквой (А) и какие под буквой (Б)? А Б

Задание для групп на дом. Итоговое Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные цифры из предложенного списка. Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов. Тело лишайника называют ______________ (Б). Их формы могут быть кустистые, __________ (В) и ____________(Г). Слоевище состоит из двух компонентов: ____________ (Д) и ___________ (Е). Вместе они образуют взаимоотношение - ____________ (Ж). Одноклеточные водоросли по способу питания ______________ (И), а гриб _____________ (К). Так как фотосинтез ослабленный, то лишайники растут очень ________________ (Л). Лишайники очень неприхотливы, поселяются на бесплодных местах. Поэтому их называют «пионерами», т.е. первыми. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела. Список слов: 1)Автотрофы 2)Гетеротроф 3)Симбиотических 4)Листоватые 5)Накипные 6)Слоевище 7)Симбиоз 8)Одноклеточная водоросль 9)Грибница 10)Быстро 11)Медленно 12)Паразитизм 3 6 4 5 8 9 7 1 2 11

Лишайник – симбиоз автотрофной водоросли и гетеротрофного гриба Утверждение: «На рисунках представлены примеры симбиоза» Симбиоз клубеньковых бактерий и корней бобовых растений Симбиоз (микориза) грибницы гриба и корней растений 2 3 1 Задание на дом для группы

2. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. В больших городах большой поток транспорта, много различных промышленных предприятий. Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? Сделайте вывод. Подсказка: график для анализа. На какой площадке более чистый воздух? Площадка №5 Задание на дом для группы

3. На Севере зимой основной корм для оленей – это лишайник ягель. Почему? Для ответа на вопрос ученик рассмотрел таблицу «Химический состав ягеля» и сделал вывод. Какой вывод сделал ученик? Наименование Содержание ٪ Белки 4,87 жиры 5,09 Минеральные вещества 3,95 Углеводы 82–56 Клетчатка 2–45 Усниновая кислота 1,08 Витамин С, мг/100 г 11,4 Витамин А, мг/100 г 10,3 Задание на дом для группы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Как подробно, сколько приложений, как все понятно. Спасибо!!!!!!!!!!!!!

12 February 2019

Скажите, можно ли данный урок отнести к методам словесным и практическим ?

8 June 2021

Методы словесный и практический в уроке представлены. А вот урок не является методом. Урок - это форма обучения.

22 July 2021

Похожие публикации