Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Лишайники»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель биологии |
Чухрий Вера Васильевна |
|
ОУ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области |
|
Дата проведения урока |
01.03.2017 г. |
|
Место проведения |
МОУ СОШ №9 г. Буй |
|
Мероприятие |
Муниципальный семинар «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности» |
|
|
Предмет |
Биология |
|
Класс |
5а |
|
Базовый учебник |
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015. |
|
Тема урока |
Лишайники |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
|
Технология |
Проблемно-поисковый |
|
УУД |
Л – личностные. П – познавательные. Р – регулятивные. К - коммуникативные |
|
Цели |
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний. |
|
Цели урока (подробно на основе требований программы ФГОС) |
Предметные: Предметными результатами являются: 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов лишайников (симбиотические организмы), растений, грибов, бактерий); классификация — определение принадлежности биологических объектов (лишайников) к определенной систематической группе (отдел Лишайники); объяснение роли лишайников в природе и в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений, грибов (на примере сопоставления отдельных групп); значения биологического разнообразия для сохранения биосферы (20 тыс. видов лишайников); различение на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников; сравнение биологических объектов: лишайников, водорослей, грибов, бактерий; умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, организмов; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе (охраняемые лишайники). 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами – лупа. 4. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы - лишайники. Метапредметные результаты обучения по теме: «Лишайники»: учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями, справочниками, анализировать и оценивать информацию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Личностные: формирование осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости. Формирование толерантности и миролюбия, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. |
|
Задачи урока |
Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайника, процессы жизнедеятельности (способ питания, рост, размножение, распространение), значение в природе и практическое значение. Развивающая: .продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информационными источниками; .формировать умение слушать и объяснять, выполнять задания, доказывать свою точку зрения; .формировать умение анализировать, строить схемы, составлять вопросы, отвечать на вопросы, делать обобщения, выводы; .развивать образную память, логическое мышление, биологическую речь учащегося; .формировать навык взаимодействия в группе, самоконтроля, самооценки. Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, доброжелательного отношения в группе |
|
Место урока в тематическом планировании |
№27 |
|
Материалы и оборудование |
Компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Строение лишайника». Учебник, рабочая тетрадь, коллекция лишайников, лупы, задания. Лишайник лобария лёгочная из Красной книги Костромской области Государственного заповедника «Кологривский лес». |
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Обратить внимание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) |
Выработка внутренней готовности на личностно значимом уровне выполнения нормативов учебной деятельности. |
Здравствуйте, улыбнитесь. У нас всё получится. На Земле много разных организмов. Они как-то распределены учёными-биологами? Задание: 1.Посмотрите на слайд №1 «Царства живого». Назовите царства. Открывает ответ на слайде. 2.Показывает слайд №2 с лишайниками. Кто это? К какому царству относятся? 3.Даёт задание рассмотреть коллекцию лишайников на столах. Кто это? 3. К какому царству вы бы отнесли лишайник. Почему трудно определить? 4.В чём вы испытываете затруднения? 5.О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться? Интересна ли вам такая тема? Почему? 6.Сформулируйте главный вопрос темы. На доске запись: Тема урока. Вопрос урока: Кто такие лишайники? 7.Что для этого вам надо? 8.Что вы можете сделать на уроке? Во внеурочное время? Выполнить в §19 задание для любознательных, составить шпаргалку для ответа, ответить на вопросы §19, выполнить дополнительные задания. |
Эмоционально настроились. Выполнение Высказывают предположения. Живые организмы распределены на царства. 1.Рассматривают картинки представителей четырёх царств с цифровыми обозначениями. Слайд №1.Называют царства. 2.Делают предположения. 3.Рассматривают с помощью лупы на столах коллекцию лишайников, слайд №2. Называют предполагаемый организм. 3.Высказывают предположения, приводят доказательства, говорят о затруднениях. Лишайник не похож на другие изученные организмы. 4.Называют. И не животные и не растения и не грибы. Кто же это? 5.Хочу! Узнать, какие бывают лишайники. Как они устроены? Как они живут? К какой группе их отнести? И т.п. Научиться работать в группе, выполнять задания. 6.Формулируют разные вопросы. Почему лишайники не похожи на другие организмы? Кто они такие? К какому царству относятся? И т.п. 7.Надо! Выполнять задания, работать в группе. Изучить строение, жизнедеятельность, значение. 8.Могу! На уроке: прочитать §, выполнить задания, составить схему, сделать вывод, выполнить тест, работать с презентацией, анализировать. Дома: работать с дополнительными источниками информации, выполнить исследование. |
Р – учатся определять план действий; К – создаётся ситуация для обсуждения, учатся задавать и отвечать на вопросы; П- учатся осмысливать, анализировать Л – учатся уважать мнение другого человека, самоопределение к деятельности |
Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности |
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. |
Индивидуальное задание на применение нового знания. Практическая работа. Надо, хочу, могу. Первая исследовательская работа. №1 Рассмотрите набор лишайников. Попробуйте их разделить на группы (классифицировать) по какому-либо признаку. Признак определите сами. Назовите каждую группу. Используйте лупу. Соблюдайте осторожность при работе с увеличительным прибором (ТБ). №2 По какому признаку вы делили на группы лишайники? В чём испытывали затруднения? №3 Сделайте вывод о выполнении задания. Трудно ли было выполнять задание? |
Работа с коллекцией лишайников. Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания: исследование и классификация по выделенному самостоятельно признаку. Все затруднения громко называют: может это водоросли, грибы. Это мхи и т.п. Пытаются ответить на вопрос и сформулировать вывод. Желание выполнять задания группой. |
П -мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) П – осознанное и произвольное речевое высказывание Р – выполнение пробного задания Р -фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии Р – волевая саморегуляция в затруднении К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы |
Соответствует ли задание содержанию урока. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания. Выявляют ли причины ошибок. Является ли индивидуальная деятельность проблемой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи |
Цель учебной деятельности: научиться классифицировать лишайники, определить способ питания, размножения, понять значение. Способ реализации: выполнить учебные исследования Средства реализации: дидактический материал, информационные источники, презентация, набор форм лишайников, задания. |
Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. Используйте учебник, тетрадь, презентацию. |
Тема урока: «Лишайники». Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться классифицировать лишайники по группам, изучить их строение, жизнедеятельность и понять значение» Выражают желание работать совместно группой, т.к. так проще и быстрее, всегда найдётся подсказка, поддержка. |
Л – учатся определять цель урока, составлять план действий Л – смыслообразование П – мыслительные операции Р – самостоятельное выделение и формирование своей цели П – учиться анализировать |
Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднений? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия? Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) |
Построение нового способа действий и формирование умения применять его как при решении заданий, которые вызвали затруднения, так и при решении других заданий такого же типа |
Новый способ действия. Цель: свернуть большой объём информации в схему и представить творческий продукт. I. Классификация по информации §19. На доске запись: 1 группа – с.103-104, 1 пункт 2 группа – с.104, 2 пункт 3 группа – с.105, 3 пункт 4 группа – с.105, 4 пункт На доске запись трёх групп терминов и понятий: «Словарь урока»: лишайники кустистые листоватые накипные слоевище _______________________ автотрофы гетеротрофы симбионты умеренный паразитизм автогетеротрофы пионеры _______________________ лихеноиндикация Обязательно: использовать словарь урока. После вывода каждой группы подводится совместный итог работы: «Чему мы научились? Можно ли уже сказать, к какому царству относится лишайник?». Классификация. Задания для групп. Учитель, совместно с учащимися, задаёт общий алгоритм для всех групп: 1.Прочитайте пункт. Рассмотрите рисунки, если они есть. 2.Выберите ключевое (главное) слово, от которого будете составлять схему. 3.Найдите в пункте главную информацию к ключевому слову и составьте схему на листе А4 крупно. 4.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 3-5 мин. 5.Выступаете и делаете вывод (1 мин) Уточнение: соблюдение правил работы в группе. Использование словаря урока. 1 группа Работает над первым пунктом «Многообразие и распространение лишайников», с.103-104. Учитель после вывода, сделанного детьми, демонстрирует слайд 3 «Формы лишайников». Вопрос: «Почему они такие разные?» Задание для всех групп: Рассмотрите ещё раз коллекцию лишайников. Покажите накипной, покажите листоватый, покажите кустистый. Учитель информирует: листоватый лишайник лобария лёгочная занесён в Красную книгу Костромской области и охраняется в заповеднике Кологривский лес. 2 группа Работает с вторым пунктом «Строение и питание лишайников», с.104 Учитель после вывода, сделанного детьми, демонстрирует слайд 4 «Строение лишайника» Слайд 5 Задание для всех групп: Вопрос учителя: «Кто без кого жить не может?» Объясните. Работа со словарём урока. Объясните термины и понятия, соотнеся с 2 компонентами лишайника. Новое в науке: гриб высасывает водоросли, но заботится о них, как пастух о своих овцах. Это умеренный паразитизм. Но лишайник в целом – это симбионт. 3 группа Работа с третьим пунктом «Размножение лишайников». С.105 Учитель после вывода демонстрирует слайд 7 , показывающий размножение лишайника. Уточняется понимание: размножение и распространение. Учитель информирует. Новое в науке: открыто половое размножение, но не изучено 4 группа Работа с четвёртым пунктом «Значение лишайников». С.105. Учитель после вывода демонстрирует слайд 8, показывающий значение лишайников. Задание для всех групп: Слайд 9 - дополните таблицу Видео. Физминутка для глаз и мышц. Подведение итога групповой работы: чему научились, ответили ли на вопрос урока: «Кто такие лишайники?». Учитель информирует: «Лишайники – это особая группа организмов. Она не относится ни к растениям, ни к грибам, ни к бактериям и не к животным. Это группа симбиотических организмов. Учёные пока не определились с систематикой данной группы» |
Групповая работа. I. Классификация. Каждая группа работает над своим пунктом по заданному алгоритму. Выступающий даёт краткий рассказ по схеме. Делают вывод. Ответы дополняются, корректируются с помощью учащихся и учителя. Используют словарь урока. После выводов отвечают: чему научились и к какому царству отнесли лишайник. 1 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя полученный продукт перед классом. Лист А4 Дополнение, комментарии в ходе демонстрации слайда. Вывод: по классификации лишайники делят на 3 группы. Называют, используя словарь: накипные, листоватые, кустистые. Они разные по форме тела, цвету. Медленно растут, неприхотливые, поселяются на бесплодных участках. Проводят повторное исследование коллекции лишайников, показывают всем участникам каждую группу лишайников. Используют словарь урока: кустистые, накипные, листоватые. 2 группа Используют для составления схемы словарь урока. Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом. Делают вывод. Отвечают на вопрос учителя. Слушают пояснения по слайдам. Отвечают на вопросы и соотносят способ питания и компонент лишайника: водоросль – автотроф, гриб – гетеротроф, лишайник – симбионт, умеренный паразитизм – гриб использует водоросль как паразит частично, высасывая её. 3 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом. Делает вывод о способах размножения лишайников. 4 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя результат перед классом. Дополняют таблицу: в жизни природы – 1; для человека - 2. А- делают краску, Б – для парфюмерии. Делают вывод. Работа со словарём урока совместно с учителем: пионеры, почвообразование, лихенин, лихеноиндикатор. Отвечают на вопрос учителя по подведению итога групповой работы. Обосновывают ответ на вопрос: «Кто такие лишайники?». |
Л – учиться с желанием П – мыслительные операции П – поиск и выделение необходимой информации П – установление причинно-следственных связей, составление схем, выделять главное, называть существенные признаки объектов и процессов, извлекать информацию из разных источников Р – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности, работать по выбранному плану К – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, передача содержания в сжатом виде, учиться работать в группе |
Выбран ли метод решения проблемы учащихся самостоятельно? Предложено ли решение проблемы самими учащимися? Не нарушена ли учителем роль организатора? Достаточно ли чёток зафиксированный способ действия? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Усвоить учащимся новый способ действия |
I. Научимся применять полученные знания теоретически. Учитель предлагает алгоритм с проговариванием учащимися вслух ответов, обоснований, Алгоритм работы с терминами и понятиями: 1.Назовите термин. 2.Дайте определение понятия. 3.Приведите пример. Алгоритм работы с заданиями: 1.Прочитайте задание. 2.Обдумайте ответ. 3.Дайте ответ. 4.Корректировка. Задание №1 для групп. Определите формы лишайников и установите соответствие картинки и названия. Слайд 10. I I. Научимся применять полученные знания практически. Снова проведите исследование предложенной коллекции лишайников. Распределите их по группам (классифицируйте) и объясните свой выбор. |
Групповая работа (или в парах), по желанию – индивидуально, фронтально. 1.Решение типовых заданий на новый способ действий. 2.При этом проговаривают вслух определения, обосновывают ответ. Используют термины и понятия: Гетеротроф (сапротроф, паразит), автотроф (фототроф), симбионт, симбиоз, кустистый, листоватый, накипной 3.Каждый для себя делает вывод о приобретении знаний и умений по теме. Знаю… Умею… Научился… Понимаю… I I. Проводят исследование, классифицируют объекты на группы, показывают каждую группу учителю, обосновывают свой выбор. |
П – извлечение необходимой информации П – осознанное и произвольное речевое высказывание П – построение логической цепи рассуждений и доказательств К – создание ситуации для обсуждения П – учу анализировать Р- учу действовать по выбранному правилу |
Успешно ли справились с предложенным заданием? Согласован ли процесс решения задания и его комментирование? Грамотна ли речь по предмету? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Интериоризировать (формирование собственного опыта ребёнка) учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия |
Самостоятельная работа на новый способ действия с созданием ситуации успеха для любого ребёнка. Форма №1 Задание №1 индивидуально. Определите форму лишайника. Слайд 11. Форма №2 Задание №2 для пар Слайд 12. Определите форму лишайника. Учитель информирует, что лишайник лобария лёгочная занесена в Красную книгу Костромской области. В каком заповеднике костромской области лобария лёгочная встречается? |
Форма №1 Индивидуальная работа Определяют форму лишайника по рисунку. Самооценивание по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать». Форма №2 Парная работа 1.Называют форму лишайника, соотнеся со схемой. Самооценивание по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать». Дети дополняют, что заповедник называется Кологривский лес. |
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р- способы проверки П- умение анализировать П- осмысливание информации Л-осознание трудностей и их преодоление |
Какая часть учащихся выполнила верно самостоятельную работу? Организована ли корректировка знаний учащихся, не справившихся с работой? Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Включение в систему знаний и повторения |
Включить новый способ действий в систему знаний. Повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. |
Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным. Организация тренинга ЗУНов, ранее сформированных, доведением их до автоматизма. Индивидуально. 1. Назовите внутреннее строение лишайника. 2.Выберите из списка способ питания, который не относится к лишайнику. Слайд 13. 2.Учитель открывает слайд с ответами. Критерии оценивания совместно с детьми: верны 3 ответа – «5», верны 2 ответа – «4», верно один ответ – «3». Но всегда можно доработать. |
Выполняют задания, применяя полученные знания. 1.Выполняют индивидуально задания №1,2 2.Проверка, самооценка. 3.Корректировка. Главное: всегда можно доработать. |
Все познавательные УУД + Р - контроль, коррекция, оценка +КУУД 1-4 этапов Все ЛУУД с 1по 4 этапы П- учу анализировать |
Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение? Реализованы ли в процессе выполнения запланированных заданий действия и цели повторения? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Рефлексия деятельности |
Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. |
Организация рефлексии Вопросы классу: 1.Какова была цель урока? 2.Достиг ли урок цели? 3. Что нового узнали, чему научились? 4.В чём испытывали затруднения? 5.Как их преодолевали? 7.Где вам пригодятся полученные знания и умения? Самооценка собственной деятельности
Оценка выставляется в журнал. |
Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Проводят рефлексию и самооценку. Оценку ученик получает в журнал. |
П – рефлексия способов и условий действий Р – контроль и оценка своей деятельности Л – самооценка на основе критерий успешности К – адекватное понимание успешности или неуспешности К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – планирование успешного сотрудничества Л – следование моральным нормам и этическим требованиям |
Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания? Проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог. Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Возможность применить знания, углубить. |
Домашнее задание с элементами выбора и творчества. Дома: §19 «Лишайники». Выбор: ответить на вопросы, выполнить исследовательское задание для любознательных, подготовить сообщение о лишайниках. Раздаточные задания по желанию: Группы (можно индивидуально). 1.Высокий уровень. Анализ графика для определения чистоты воздуха по лишайникам (лихеноиндикация). 2.Высокий уровень. Анализ таблицы, на основе которой устанавливается значение лишайников в природе и для человека. 3. Высокий уровень 4.Конструктивный уровень 4. Синквейн «Лишайники». |
По желанию берут распечатанные задания повышенного уровня. |
П – учу осмысливать, какая нужна информация для решения задания, анализировать, находить причину и следствие Л – учу учиться с желанием, осваивать новые виды деятельности, решать проблемные вопросы, понимать значимость изучаемого, учу мотивации, формированию внутренней позиции. |
Использованные источники:
Фотографии и рисунки для презентации с Яндекс картинок https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=7&noreask=1&parent-reqid=1490542375536577-7328258901741255758857249-man1-3698&source=wiz
Варнакова Ирина Владимировна
Буньков Андрей Владимирович
Каданцева Алина Сергеевна
Чухрий Вера Васильевна