Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Лишайники»
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Учитель: Белова Ирина Геннадьевна
Класс: 5
Дата проведения: 28.01.2014
Уровень проведения: окружной
Тема урока: Лишайники
Базовый учебник: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология. Учебник для 5-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.
Цель урока:
для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «симбиоз».
Планируемый результат:
для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.
Задачи урока:
Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.
Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.
Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
Предметные УУД:
Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.
Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.
Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.
Метапредметные УУД:
1. Познавательные УУД (ПУУД):
уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.
2. Регулятивные УУД (РУУД):
уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.
3.Коммуникативные УУД (КУУД):
Личностные УУД (ЛУУД):
воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.
Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс).
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование; презентация; гербарий лишайников; фрагменты видеороликов о строении и разнообразии лишайников;
учебник для 5 класса «Биология» И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы.
Используемые современные образовательные технологии: эвристический метод, ИКТ, здоровье сберегающие технологии, технология проектов, моделирование.
Образовательные ресурсы Интернет:
http://interneturok.ru/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/lishayniki?seconds=0&chapter_id=2401 ,
https://infourok.ru/-13059.html ,
Структура и ход урока
Технологические этапы урока Время (мин) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Перечень УУД, формируемых на этапах урока |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: 3 мин. |
Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Формируем 5групп по 5 человек. Правила работы в группах в Приложении 1. Ребята, давайте вспомним, – Какие царства живой природы мы с вами знаем? Составьте схему на основе ваших знаний.
|
Приветствуют учителя. Вспоминают правила работы в группах У доски работает ученик В результате на доске образуется схема |
Коммуникативные: Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме Познавательные УУД Преобразуют информацию из одной формы в другую. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: 3 мин. |
А теперь посмотрите на коллекции живых материалов и на гербарии, которые лежат перед вами. У вас на столах лежат лупы. Рассмотрите эти организмы. Эти же организмы вы видите на экране. Что это за организмы? |
Высказывают разные предположения ((могут ответить-лишайники). |
Познавательные УУД. Высказывают предположение на поставленный вопрос. Проявляют познавательную инициативу. |
3. Выявление места и причины затруднения. 2 мин. |
Создается проблемная ситуация. А мы можем отнести эти организмы (лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов? Какая же у нас возникла проблема? |
Учащиеся работают в группах, не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему. Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники. |
Регулятивные УУД. Формируют умение самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока). |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 5 мин. |
Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: лишайники. Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству? Попробуйте сформулировать гипотезу (предположение) (работа в группах)
Определите цель нашей работы? А теперь предложите план нашей работы. Работа в группах. Из предложений учащихся составляется план работы.
Где мы можем найти нужную информацию? |
Ученики предлагают свои варианты, выбираем одно. Работа в группах. Ответы учащихся.
Предложения учащихся: Если мы будем знать строение и способ питания, то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники. Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Составляем план работы: Изучить строение лишайников. Изучить способ питания лишайников. Узнать, где обитают лишайники. Выяснить значение лишайников в природе и для человека. Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов. Предложения учащихся: Учебник, интернет, справочники, энциклопедии, дополнительная литература, спросить у взрослых. |
Регулятивные УУД. Формируют умение самостоятельно определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД. Формируют умение анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные УУД. Формируют умение составлять план решения проблемы (выполнение проекта). Коммуникативные УУД. Формируют умение свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других |
5. Реализация построения проекта (15 мин). |
Сейчас каждая группа получит свое задание. Распределите ваши роли в группе. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и по одному вопросу для одноклассников. Оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем “Лишайники”. Откройте учебник на с 66.Текст учебной статьи называется “Лишайники”. Раздаются пакеты с заданиями. Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы. 1-я группа работает над материалом “Понятие о лишайнике”. 2-я группа анализирует материал “Строение лишайников”. 3-я группа анализирует изображение внутреннего строения лишайника по рис №58 и тексту учебника “жизнедеятельность лишайников”. 4-я группа изучает материал “Неприхотливость лишайников” 5-я группа анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека. На работу дается 15 минут. Подробные задания групп в Приложении 2. Во время выступления учащихся учитель показывает слайды №6,7,8,9,10,11, 12, 13, 14. Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих , оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали? Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?
Вы сделали совершенно правильный вывод! А теперь немного отдохнем! Физкультпауза Приложение №3 |
Учащиеся работают в группах по заданиям, готовят выступающих, оформляют страничку рукописной книги “Лишайники”, используя дополнительный материал, фотографии лишайников, Интернет. Заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, оценивают подготовленные рукописные странички. Складывают странички вместе, получая рукописную книгу. Торжественно вручают учителю Учащиеся отвечают: Чтобы решить проблему! Мы не знали, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники. Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей. Выполняют упражнения под музыку |
Коммуникативные УУД. 1. Формируют умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). 2. Формируют умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УУД. 1. Формируют умение владеть смысловым чтением, выделять главное. 2. Формируют умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации. 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске. Регулятивные: Формируют правильную осанку Личностные УУД Понимают важность регулярных динамических занятий Регулятивные УУД Укрепляют физическое здоровье, снимают утомление |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 3 мин. |
Учитель проводит конкретизацию первичных знаний, просит ответить на вопросы. (Слайд 16) 1. Что представляет собой организм лишайника? |
Ребята обсуждают вопросы, дают ответы, высказывают предположения. |
Регулятивные УУД. Формируют умение давать развернутые ответы. Самоконтроль. Коммуникативные УУД. Формируют умение свободно излагать свои мысли в устной форме. Формируют умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин. |
Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку. Лист самоконтроля ученика Приложение 4. На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. |
Самостоятельная работа учащихся.
Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы. |
Регулятивные УУД. 1. Формируют умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2. Формируют умение определять степень успешности своей работы |
8. Включение в систему знаний и повторения 2 мин. |
Проведение мини – исследования. Обратите внимание на карту. Вы ее узнаете? Зная свойства лишайников реагировать на чистоту воздуха предположите, где можно встретить наибольшее количество лишайников в окрестностях Сургута? Почему? – Используя новые знания , ответьте на вопрос: Как вы считаете, правильно ли то, что лишайники выделяют в отдельную группу живых организмов? |
Перед нами карта п. Сургут. Ребята анализируют карту и делают вывод, что наибольшее количество лишайников можно встретить в районе ГБОУ СОШ пос. Сургут, которая дальше всех находится от центральной трассы. Учащиеся обобщают полученные знания, делают выводы. |
Познавательные УУД. Формируют умение анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять причины и следствия простых явлений. |
9. Изготовление модели лишайника |
Нитками можно обозначить мицелий гриба, а из пластилина слепить слоевище водорослей. |
Учащиеся изготавливают модели лишайника из пластилина и ниток |
Познавательные УУД. Формируют умение анализировать строение лишайника |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 мин. |
Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы не только изучили новые для нас организмы, но познакомились с основными этапами проектной деятельности. Давайте вспомним эти этапы В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки. 1. Я работал активно/ пассивно. |
Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока, Отмечают успешные ответы, интересные вопросы
Определили тему проекта, проблему, гипотезу, план работы, источники информации, создали продукт – странички рукописной книги “Лишайники”, сумели сделать вывод. Ребята работают в листах самооценки. |
Личностные УУД. Формируют умение называют тему урока, цели, отмечать наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечать успешные ответы, интересные вопросы. Познавательные УУД. Формируют умение анализировать, выстраивать логическую цепочку рассуждений. Личностные УУД Формируют умение адекватного понимания причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
10. Домашнее задание 2 мин
|
Учитель подводит итоги урока, отмечает, что по результатам самооценки и самоконтроля 20 учеников получили “отлично”, четыре ученика получили “хорошо” и только один ученик получил “удовлетворительно”. Комментирует д/з 1) Параграф №15,вопросы после параграфа (для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки). 2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды (для тех, кто усвоил материал на хорошо). 3) Для тех, кто материал усвоил отлично: Составьте кроссворд на тему “лишайники”. |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Коммуникативные УУД. Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике. |
Приложение №1. Правила работы в группах. -В группе должен быть ответственный -Каждый участник имеет возможность высказаться -Выслушивай, не перебивая -Все участники группы уважают взгляды каждого, даже если не согласны с ними -Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали -Любые идеи имеют ценность -Все участники делают замечания кратко и по существу -Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений. -Свое несогласие высказывай вежливо. -Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем -Все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу -Работать должен каждый на общий результат. -Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный всей группой ее полномочный представитель. Приложение №2. Задания для групп.1-я группа будет работать над материалом «Понятие о лишайнике» (с 66). Вам необходимо: - выделить в тексте понятие «лишайники», - охарактеризовать главный отличительный признак лишайников. - Из дополнительной литературы или интернета узнать, что такое «лихенология». Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников, оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем «Лишайники». 2-я группа анализирует материал «Строение лишайников» (с 66-67). Используйте гербарный материал и Интернет- материалы. -Выясняет, чем представлено тело лишайников -На какие типы делятся лишайники. Обратите внимание на рис №57 и дополнительный материал. Можете его использовать для составления странички рукописной книги. -Преобразуйте текст в схему. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников, оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем «Лишайники». 3-я группа анализирует изображение внутреннего строения лишайника по рис №58 и тексту учебника «жизнедеятельность лишайников» (с 67). У вас есть дополнительный материал для составления своей странички. Используйте Интернет - материалы. -Изучите, что представляет собой слоевище. -Как происходит питание лишайников. -Как размножаются лишайники Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников, оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем «Лишайники». 4-я группа, ознакомившись с материалом «Неприхотливость лишайников», ответит на вопрос: Почему лишайники могут выживать в неблагоприятных условиях и выявят преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Используйте Интернет - материалы. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников, оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем «Лишайники». 5-я группа изучает материал о значении лишайников в природе и жизни человека. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и один проверочный вопрос по новому материалу для одноклассников, оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем «Лишайники». Используйте Интернет - материалы. Приложение №3. Комплекс упражнений физкультминутки.
и руки в стороны и потянуться.
ево.
2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук; – и.п. Приложение №4. Лист самоконтроля ученика ………….. 1. Главный отличительный признак лишайников - симбиоз двух организмов: гетеротрофного…….. автотрофной……… (2балла) 2.Какие типы лишайников вы знаете: (3балла) 3. Строение лишайников: (2балла) Выберите правильные суждения. 1. Лишайники могут поселяться только на коре деревьев. (1балл) 2. Растут лишайники очень быстро. (1балл) 3. Лишайники относятся к высшим растениям. (1балл) 4. Лишайник впитывает воду дождей, росы и туманов. (1балл) 5. Без света лишайник погибает. (1балл) 6. Размножаются лишайники кусочками слоевища. (1балл) 7.В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники хорошо растут. (1балл) Самооценка. 14-12 баллов ------------- отлично (с работой полностью справился сам?) 11-9 баллов ---------------хорошо (какие незначительные ошибки допустил?) 8-7 баллов ---------------удовлетворительно (какие трудности возникли?) 6 и меньше баллов------ не удовлетворительно (в чем ваши затруднения?)
|