Технологическая карта урока биологии на тему «Беспозвоночные» (5 класс)

5
2
Материал опубликован 17 July 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема. Беспозвоночные

Цель: формирование представлений о беспозвоночных животных в процессе работы с текстом учебника и рабочей тетради.

Задачи:

образовательная: давать определение «беспозвоночные»; называть группы животных относящихся к беспозвоночным; приводить примеры беспозвоночных животных; распределять организмы по разным группам беспозвоночных; находить сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными; распознавать животных относящихся к членистоногим.

развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, проводить анализ текста и формулировать выводы; проводить классификацию.

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Технология урока: интерактивная.

Метод проведения: диалоговое общение, комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.

Элементы основного содержания: беспозвоночные животные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие, губки.

Требования к планируемым результатам:

Предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о беспозвоночных животных;

знать названия групп животных, относящихся к беспозвоночным; наиболее распространенных беспозвоночных животных;

уметь определять основные особенности строения насекомых, паукообразных и ракообразных; распознавать животных относящихся к членистоногим.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на познавательные задания; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на урок, удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Междисциплинарные связи: математика (симметрия), окружающий мир, русский язык (вставить попущенные буквы и составить предложения).

Внутри дисциплинарные связи: зоология, экология, морфология.

Педагогические средства: презентация, фотографии животных, коллекции беспозвоночных.

Информационно методическое обеспечение: учебник, рабочие тетради, тесты изд. «Экзамен».

Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания; выполняют познавательные задания, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы; работают с текстом учебника, презентацией и рабочей тетрадью.

Приемы деятельности учителя: диалоговое общение, познавательные задания в рабочей тетради и презентации.

Измерители: познавательные задания в рабочей тетради и в презентации.

Критерии оценки выполнения заданий:

- дали определения ключевым понятиям; назвали группы беспозвоночных животных; привели примеры беспозвоночных; распределили по группам; нашли сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными; распознали животных относящихся к беспозвоночным (в т.ч. членистоногим), позвоночным; подведены итоги урока.

УМК: Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию (линейный курс).

Класс: 5а класс

Учитель: Хохлова И.А.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты / УУД

Организационный момент

1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности.

Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя.

Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на уроке

2.Актуализация знаний

2.Дает задание: выполнить тестовую работу по теме «Простейшие», время 8-9 мин.

Слайд №1 (критерии оценивания, баллы)

Выполняют тестовую работу

Вариант №1 - стр 71

Вариант №2 - стр73

Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

3. Мотивация к обучению, постановка темы и определение цели урока,

Организует работу в группах

Учитель на столе (в конце кабинета) раскладывает карточки с изображением представителей царств живой природы и дает задание: разбейтесь на группы (при этом не дает признаки или критерии, по которым дети должны разбиться на группы).

 

Учитель на столе раскладывает карточки с изображением представителей позвоночных и беспозвоночных животных и дает задание разбиться на группы.

Слайд №2.

Просит сформулировать тему урока (при разбивке на группы подчеркивает, что вот эта группа сегодня на уроке наиболее важная)

Просит открыть рабочие тетради на стр.60 и поставить цели урока, исходя из заданий, представленных в рабочей тетради.

Слайд №3

140 – давать определение …

141 – называть…, приводить примеры…

142 – распознавать …

143 – распределять…

145 – находить ...

Ребята выходят в конец кабинета и подходят к столу берут карточки с изображением растений, животных, бактерий и грибов. Делают вывод, что они разбились на группы по признаку «Царства живой природы».

Ребята подходят к столу берут карточки с изображением животных, проводят анализ и разбиваются на группы. Приходят к выводу, что у одних животных скелет снаружи, а у других внутри.

Приходят к выводу, что они начинают знакомство с царством «Животные», сегодня на уроке познакомятся с беспозвоночными животными. Определяют тему урока «Беспозвоночные».

Ставят цели и задачи урока, с помощью подсказок на слайде № 3:

140 – давать определение «беспозвоночные»

141 – называть группы животных относящихся к беспозвоночным.

приводить примеры беспозвоночных животных.

142 – распознавать животных относящихся к беспозвоночным.

143 – распределять организмы по группам беспозвоночных.

145 – находить сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными.

Регулятивные УУД: приобретение мотивации к обучению; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения

4. Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.

 

Организует работу в парах; просит выполнить задание указанное в рабочей тетради и презентации (за правильное выполнение задания ставят на полях 1б).

На слайде № 4 задание: написано неполное определение - «беспозвоночные» - это ? ?, у которых ? осевой скелет (?).

К каждому знаку «?» подобрана группа слов, из которой предстоит сделать выбор и построить определение нового понятия: одноклеточные или многоклеточные; растения или животные; отсутствует или присутствует; позвоночник или кости.

1.Выполняют задание в рабочей тетради №140.

Ребята подбирают к знаку «?» наиболее подходящие слова и формулируют определение. (могут воспользоваться учебником стр.94; как правило справляются самостоятельно).

После окончания работы, одна из пар дает окончательный ответ, затем класс сравнивает свои показатели с эталоном ответа на презентации. Обсуждают полученные результаты. Приводят к выводу «что животные, у которых нет позвоночника, называются беспозвоночными.

Познавательные УУД: уметь работать с познавательными заданиями, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД: слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты: иметь представления о беспозвоночных на уровне понятийного аппарата.

Просит выполнить следующее задание, слайд №5, РТ №141: с помощью текста учебника, необходимо заполнить схему «Беспозвоночные животные» - 1 часть в прямоугольниках.

Просит перейти к выполнению задания № 142, слайд № 6:

- для начала работы пронумеруйте рисунки в РТ стр. 61.

- с помощью текста учебника на стр. 94 и иллюстраций на стр. 95. подпишите названия изображенных животных.

- обведите животных относящихся к членистоногим.

Просит вернуться к заданию №141, слайд №7 и продолжить заполнить схему: в колонку «Примеры» проставьте номера (из №142) животных относящихся к определенной группе беспозвоночных животных

Выполняют задание в рабочей тетради №141.

Находят необходимую информацию, заносят в схему.

Одна из пар дает ответ, все сравнивают и проверяют с эталоном ответа.

Выполняют задание № 142

- пронумеровывают рисунки;

- читают текст, рассматривают иллюстрации, делают подписи к рисунку;

- выделяют необходимую информацию из текста и иллюстраций, обводят животных относящихся к членистоногим.

Одна из пар дает ответ, все сравнивают и проверяют с эталоном ответа.

С помощью текста учебника, и полученных раннее знаний, расставляют номера животных относящихся к той или иной группе беспозвоночных.

Одна из пар дает ответ, все сравнивают и проверяют с эталоном ответа.

Предметные результаты

Знать: группы беспозвоночных животных и названия их представителей.

Уметь: распознавать животных относящихся к членистоногим.

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты: приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Закрепление материала

1. Организует самостоятельную работ работу, просит без помощи одноклассников выполнить задание № 143, слайды № 8-14.

После завершения работы сравнивают ответы с помощью эталонов, просматривая иллюстрации на слайдах.

2. Просит выполнить задание №145, слайд № 15-16: необходимо найти сходство и различия насекомых, паукообразных и ракообразных.

Учитель задает «ориентир», по которому будут вестись сравнение биологических объектов – конечности.

Самостоятельно выполняют задания № 143.

Оценивают свою работу с помощью слайдов № 8-14.

С помощью подсказки на слайде № 15 - «конечности», ребята рассматривают конечности насекомых, паукообразных и ракообразных.

Приходят к выводу: насекомые, паукообразные и ракообразные похожи тем, что у них членистые конечности, а различаются количеством «ног».

Делают запись в тетради:

Сходство: членистые конечности.

Различия: жук – 6, паук -8, рак -19.

Познавательные УУД: проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.

Личностные результаты: владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Рефлексия

Подводит итоги урока.

Слайд №17: дополните предложения.

Оцените свою работу, за каждое правильное выполненное задание в РТ поставьте по 1б.и выставите отметку.

«5» - 5 б. «1» - 1б

«4» - 4 б.

«3» - 3 б

«2» - 1 б.

Несколько учащихся дополняют предложения:

Беспозвоночными называют животных, которые…..

К беспозвоночным относятся, например…

Беспозвоночные животные живут…

2.Выставляют отметки в рабочую тетрадь.

Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: № 144 – подготовить сообщение об одной из групп беспозвоночных;

145 - зарисовать или вклеить по одному представителю насекомых, паукообразных и ракообразных.

146 – вставить пропущенные буквы и составить 2-3 предложения с этими словами.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

 


 

Предварительный просмотр презентации

Проверочная работа «Простейшие» стр.71; 73 Вариант №___ А1)___ Б1)______ А2)___ Б2)______ А3)___ Б3)______ А4)___ Б4)______ А5)___ 8-9 мин «5» – 13-10 «4» – 9-6 «3» – 5-4 «2»- 3-0

Беспозвоночные 1. Задание: разбейтесь на группы (пингвин, морской конек, тюлень, овёс, бактерии, подберёзовик и др.) 2. Задание: разбейтесь на 2 группы (оса, шмель, кенгуру, глухарь и др..)

Ставим цель беспозвоночные животных относящихся к членистоногим стр.60 группы животных, относящиеся к беспозвоночным организмы по группам беспозвоночных сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными беспозвоночных животных давать определение 140 141 142 143 145 называть приводить примеры распознавать распределять находить

№ 133. Дайте определение, беспозвоночные – это… животные растения Беспозвоночные – это ??, у которых ? осевой скелета (?) Беспозвоночные – это многоклеточные животные, у которых отсутствует осевой скелет(позвоночник) позвоночник кости отсутствует присутствует 1 2 одноклеточные многоклеточные

стр. 94 – текст (выделенные слова) кишечнополостные черви моллюски членистоногие № 141 иглокожие Беспозвоночные животные ПРИМЕРЫ

стр. 94 – ТЕКСТ стр. 95 – ИЛЛЮСТРАЦИИ №142 1 7 6 5 4 3 2 МЕДУЗА ПАУК ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ МОРСКАЯ ЗВЕЗДА БАБОЧКА ОСЬМИНОГ КРАБ

продолжаем выполнять задание кишечнополостные черви моллюски членистоногие № 141 иглокожие Беспозвоночные животные ПРИМЕРЫ 1 3 6 2, 7 4

№ 143 выполните задание в парах медуза Кишечнополостные

№ 143 выполните задание в парах Дождевой червь Черви

№ 143 выполните задание в парах Улитка Моллюски

№ 143 выполните задание в парах Рак Членистоногие

№ 143 выполните задание в парах Жук Членистоногие

№ 143 выполните задание в парах Паук Членистоногие

№ 143 выполните задание в парах Морская звезда Иглокожие

№ 145 КОНЕЧНОСТИ СХОДСТВО РАЗЛИЧИЯ

№ 145 СХОДСТВО: ЧЛЕНИСТЫЕ КОНЕЧНОСТИ РАЗЛИЧИЯ: ЖУК – 6 ПАУК – 8 РАК - 19

Рефлексия 1) БЕСПОЗОНОЧНЫМИ называют животных которые ………….. 2) К беспозвоночным животным относятся например, …………………… 3) Беспозвоночные животные живут……………………

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо,отличный материал

11 December 2017

Спасибо

12 December 2017