Технологическая карта урока биологии на тему «Беспозвоночные» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема. Беспозвоночные
Цель: формирование представлений о беспозвоночных животных в процессе работы с текстом учебника и рабочей тетради.
Задачи:
образовательная: давать определение «беспозвоночные»; называть группы животных относящихся к беспозвоночным; приводить примеры беспозвоночных животных; распределять организмы по разным группам беспозвоночных; находить сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными; распознавать животных относящихся к членистоногим.
развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, проводить анализ текста и формулировать выводы; проводить классификацию.
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Технология урока: интерактивная.
Метод проведения: диалоговое общение, комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.
Элементы основного содержания: беспозвоночные животные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие, губки.
Требования к планируемым результатам:
Предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о беспозвоночных животных;
знать названия групп животных, относящихся к беспозвоночным; наиболее распространенных беспозвоночных животных;
уметь определять основные особенности строения насекомых, паукообразных и ракообразных; распознавать животных относящихся к членистоногим.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на познавательные задания; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на урок, удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Междисциплинарные связи: математика (симметрия), окружающий мир, русский язык (вставить попущенные буквы и составить предложения).
Внутри дисциплинарные связи: зоология, экология, морфология.
Педагогические средства: презентация, фотографии животных, коллекции беспозвоночных.
Информационно методическое обеспечение: учебник, рабочие тетради, тесты изд. «Экзамен».
Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания; выполняют познавательные задания, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы; работают с текстом учебника, презентацией и рабочей тетрадью.
Приемы деятельности учителя: диалоговое общение, познавательные задания в рабочей тетради и презентации.
Измерители: познавательные задания в рабочей тетради и в презентации.
Критерии оценки выполнения заданий:
- дали определения ключевым понятиям; назвали группы беспозвоночных животных; привели примеры беспозвоночных; распределили по группам; нашли сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными; распознали животных относящихся к беспозвоночным (в т.ч. членистоногим), позвоночным; подведены итоги урока.
УМК: Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию (линейный курс).
Класс: 5а класс
Учитель: Хохлова И.А.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты / УУД |
Организационный момент |
1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности. |
Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя. |
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на уроке |
2.Актуализация знаний |
2.Дает задание: выполнить тестовую работу по теме «Простейшие», время 8-9 мин. Слайд №1 (критерии оценивания, баллы) |
Выполняют тестовую работу Вариант №1 - стр 71 Вариант №2 - стр73 |
Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности. |
3. Мотивация к обучению, постановка темы и определение цели урока, |
Организует работу в группах Учитель на столе (в конце кабинета) раскладывает карточки с изображением представителей царств живой природы и дает задание: разбейтесь на группы (при этом не дает признаки или критерии, по которым дети должны разбиться на группы).
Учитель на столе раскладывает карточки с изображением представителей позвоночных и беспозвоночных животных и дает задание разбиться на группы. Слайд №2. Просит сформулировать тему урока (при разбивке на группы подчеркивает, что вот эта группа сегодня на уроке наиболее важная) Просит открыть рабочие тетради на стр.60 и поставить цели урока, исходя из заданий, представленных в рабочей тетради. Слайд №3 № 140 – давать определение … № 141 – называть…, приводить примеры… №142 – распознавать … № 143 – распределять… №145 – находить ... |
Ребята выходят в конец кабинета и подходят к столу берут карточки с изображением растений, животных, бактерий и грибов. Делают вывод, что они разбились на группы по признаку «Царства живой природы». Ребята подходят к столу берут карточки с изображением животных, проводят анализ и разбиваются на группы. Приходят к выводу, что у одних животных скелет снаружи, а у других внутри. Приходят к выводу, что они начинают знакомство с царством «Животные», сегодня на уроке познакомятся с беспозвоночными животными. Определяют тему урока «Беспозвоночные». Ставят цели и задачи урока, с помощью подсказок на слайде № 3: № 140 – давать определение «беспозвоночные» № 141 – называть группы животных относящихся к беспозвоночным. приводить примеры беспозвоночных животных. №142 – распознавать животных относящихся к беспозвоночным. № 143 – распределять организмы по группам беспозвоночных. №145 – находить сходные черты и различия между насекомыми, паукообразными и ракообразными. |
Регулятивные УУД: приобретение мотивации к обучению; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения |
4. Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.
|
Организует работу в парах; просит выполнить задание указанное в рабочей тетради и презентации (за правильное выполнение задания ставят на полях 1б). На слайде № 4 задание: написано неполное определение - «беспозвоночные» - это ? ?, у которых ? осевой скелет (?). К каждому знаку «?» подобрана группа слов, из которой предстоит сделать выбор и построить определение нового понятия: одноклеточные или многоклеточные; растения или животные; отсутствует или присутствует; позвоночник или кости. |
1.Выполняют задание в рабочей тетради №140. Ребята подбирают к знаку «?» наиболее подходящие слова и формулируют определение. (могут воспользоваться учебником стр.94; как правило справляются самостоятельно). После окончания работы, одна из пар дает окончательный ответ, затем класс сравнивает свои показатели с эталоном ответа на презентации. Обсуждают полученные результаты. Приводят к выводу «что животные, у которых нет позвоночника, называются беспозвоночными. |
Познавательные УУД: уметь работать с познавательными заданиями, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: иметь представления о беспозвоночных на уровне понятийного аппарата. |
Просит выполнить следующее задание, слайд №5, РТ №141: с помощью текста учебника, необходимо заполнить схему «Беспозвоночные животные» - 1 часть в прямоугольниках. Просит перейти к выполнению задания № 142, слайд № 6: - для начала работы пронумеруйте рисунки в РТ стр. 61. - с помощью текста учебника на стр. 94 и иллюстраций на стр. 95. подпишите названия изображенных животных. - обведите животных относящихся к членистоногим. Просит вернуться к заданию №141, слайд №7 и продолжить заполнить схему: в колонку «Примеры» проставьте номера (из №142) животных относящихся к определенной группе беспозвоночных животных |
Выполняют задание в рабочей тетради №141. Находят необходимую информацию, заносят в схему. Одна из пар дает ответ, все сравнивают и проверяют с эталоном ответа. Выполняют задание № 142 - пронумеровывают рисунки; - читают текст, рассматривают иллюстрации, делают подписи к рисунку; - выделяют необходимую информацию из текста и иллюстраций, обводят животных относящихся к членистоногим. Одна из пар дает ответ, все сравнивают и проверяют с эталоном ответа. С помощью текста учебника, и полученных раннее знаний, расставляют номера животных относящихся к той или иной группе беспозвоночных. Одна из пар дает ответ, все сравнивают и проверяют с эталоном ответа. |
Предметные результаты Знать: группы беспозвоночных животных и названия их представителей. Уметь: распознавать животных относящихся к членистоногим. Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное. Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных. |
|
Закрепление материала |
1. Организует самостоятельную работ работу, просит без помощи одноклассников выполнить задание № 143, слайды № 8-14. После завершения работы сравнивают ответы с помощью эталонов, просматривая иллюстрации на слайдах. 2. Просит выполнить задание №145, слайд № 15-16: необходимо найти сходство и различия насекомых, паукообразных и ракообразных. Учитель задает «ориентир», по которому будут вестись сравнение биологических объектов – конечности. |
Самостоятельно выполняют задания № 143. Оценивают свою работу с помощью слайдов № 8-14. С помощью подсказки на слайде № 15 - «конечности», ребята рассматривают конечности насекомых, паукообразных и ракообразных. Приходят к выводу: насекомые, паукообразные и ракообразные похожи тем, что у них членистые конечности, а различаются количеством «ног». Делают запись в тетради: Сходство: членистые конечности. Различия: жук – 6, паук -8, рак -19. |
Познавательные УУД: проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки. Личностные результаты: владение навыками контроля и оценки своей деятельности. |
Рефлексия |
Подводит итоги урока. Слайд №17: дополните предложения. Оцените свою работу, за каждое правильное выполненное задание в РТ поставьте по 1б.и выставите отметку. «5» - 5 б. «1» - 1б «4» - 4 б. «3» - 3 б «2» - 1 б. |
Несколько учащихся дополняют предложения: Беспозвоночными называют животных, которые….. К беспозвоночным относятся, например… Беспозвоночные животные живут… 2.Выставляют отметки в рабочую тетрадь. |
Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание: № 144 – подготовить сообщение об одной из групп беспозвоночных; № 145 - зарисовать или вклеить по одному представителю насекомых, паукообразных и ракообразных. № 146 – вставить пропущенные буквы и составить 2-3 предложения с этими словами. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Регулятивные УУД: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
|
Карпова Ирина Леонидовна
Хохлова Инна Анатольевна