Технологическая карта урока-исследования в 7 классе на тему: Применение признаков равенства треугольников к решению практических задач
Технологическая карта урока-исследования в 7 классе на тему: Применение признаков равенства треугольников к решению практических задач.
Автор: учитель математики высшей квалификационной категории, Бекмурзова Светлана Тамбиевна, МБОУ «СОШ им.Героя Советского Союза А. М. Селютина с. Михайловское» РСО-Алания, Пригородного р-на.
Предмет: Математика. Общеобразовательный профиль
Класс: 7
УМК: Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Л. С. Атанасян и др. 4-е изд., - м: Просвещение, 2015
Дидактическая задача урока: закрепить знания признаков равенства треугольников, обобщить знания, учащихся применять полученные знания на практике.
Цели урока:
- обучающие: закрепления понятия равенства треугольников, признаков равенства треугольников, их применение на практике.
- развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, продолжить формирование умений пользоваться теоретическими знаниями для решения задач и применения их на практике.
- воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, развитие аккуратности, умения организовать свою работу в определенном промежутке времени.
Тип урока: урок-исследование.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: работа с текстом, решение практических задач на производстве, в технике, в науке.
Использованные приемы обучения: исследовательский, эвристический.
Методы: словесный, частично – поисковый, практический, наглядный.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник тетради.
Формируемые УДД:
- регулятивные: преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.
- познавательные: выдвигать гипотезу и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя, определять способы решения, практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности.
-коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение договариваться, работать в группе, аргументировать, отвечать на поставленные вопросы.
- личностные: справедливость, формирование адекватной позитивной самооценки, оценивание успехов, установка на ЗОЖ.
Эпиграф:
Если вы хотите научиться плавать,
То смело входите в воду,
А если хотите научиться решать задачи,
То решайте их.
Девиз урока:
Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе он не стал бы исследовать.
Задачи этапа | Методы приема и обучения | Форма обучения взаимодействия и деятельность | Деятельность учителя и задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся и ожидаемые ответы | Формируемые УУД |
Организационный этап. Подготовка учащихся к восприятию темы урока, создать условия для формирования внутренней потребности учеников в получении новых знаний. | | | Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня видеть вас, улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции. Как бы понимаете девиз нашего урока. | Ответы: 1)какой бы не была тема урока, мы все справимся с нею 2) я думаю, мы будем сегодня исследователями | |
Вызов. 1)Активация включает вызов на поверхность имеющихся знаний по теме; подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней готовности учебной деятельности | Прием «инвентаризация знаний» На экран высвечиваю задания: 1) начертите по шаблону два равных треугольника АВС и POT 2) укажите соответственно равные элементы этих треугольников 3)измерьте стороны и углы треугольника АВС 4) не измеряя, найдите длины стороны и градусные меры углов треугольника РОТ 5) даны равнобедренные треугольники АВС и МКО с основаниями ВС и КО, АВ = МК. Какое условие достаточно добавить, чтобы данные треугольники были равны: а)по первому признаку равенства треугольников б) по третьему признаку равенства треугольников | Фронтальная | Выполните данные задания и оцените задания согласно следующим критериям: Оценка «5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три ошибки | Учащиеся проверяют работы друг у друга | |
2)Мотивация. Обеспечить эмоциональное переживание и вызвать интерес к изучаемой теме. | | | Фронтальный опрос: 1)какие фигуры называются равными 2) кто впервые ввел равенство в геометрии 3) по преданию древнегреческий математик Фалес решил первым задачу о вычислении расстояния от берега до корабля, как он это сделал, как вы думаете, на чем было основано это решение? | Ученик: это такие фигуры, которые совместить друг с другом, наложить друг на друга, чтобы совпали Ученик: вообще, определение равенства фигур содержится в первой книге «Начал»: совмещающиеся друг с другом равны между собой. | Познавательные: устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме Регулятивные: Ставить учебные цели и задачи. С помощью учителя определяют, что еще необходимо узнать о данной теме. |
3) постановка цели урока и выдвижение гипотез. Включение в учебную деятельность, осознание потребности к построению нового способа действий | Стратегия решения проблем «Идеал» И- идентифицируй проблему, проблема рассматривается в общем виде Д- доберитесь до сути, до сути понимания и сути проблемы Е – есть варианты решения А –а теперь за работу! Решение проблемы описательными вариантами Л- логические выводы | Выдвижение гипотез | Наводящие вопросы: 1) с помощью какого инструмента на местности можно построить АС перпендикулярно АВ, 2) с помощью какого инструмента на местности можно измерить угол АВС, 3) какие дополнительные построения на местности надо произвести, чтобы решить эту задачу, на чем основано данное решение | Учение: экер, теодолит Ученик: астролябия Построить угол ∠ABH=∠АВС, а также построить АЕ⟂АВ. Точка пресечения лучей BH и AE – вершина АВМ, равного АВС. АВС = АВМ по второму признаку равенства треугольников, значит, у этих треугольников соответствующие стороны равны, то есть, АС=АМ, для нахождения АС достаточно измерить расстояние АМ на местности. | Знать признаки равенства треугольников, уметь ориентироваться в системе своих знаний, уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. |
Этап осмысления. Усвоение новых знаний и способов действий. Открытие новых знаний. ПУУД – создать условия для исследовательской деятельности учащихся. РУУД – развить умение планировать пути достижения поставленной цели, контролировать время, отведенное на работу. КУУД – формировать умение работать в группе, учитывать разное мнение, стремиться к координации действий в сотрудничестве. Личностные: развивать потребность самореализации | Технология сотрудничества. Сбор рабочих групп учащихся Прием «Эмпатия» - физкультминутка | Групповая форма Работа в группах | Задача 1. От оконного стекла треугольной формы откололся один из углов. Можно ли по сохранившейся части заказать стекольщику вырезать отколовшийся кусок стекла? Какие следует снять размеры. Постройте этот треугольник с помощью циркуля и линейки. Задача 2. Столяру нужно заделать отверстие треугольной формы. Сколько размеров и какие он должен снять, чтобы изготовить латку? Что он должен измерить, если отверстие имеет форму: А) прямоугольного треугольника, б) равностороннего треугольника, в) равнобедренного треугольника, г) разностороннего треугольника. | Ученик защищает работу группы: анализируя условие задачи, ее формулировку можно записать так: построить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам. Ответы: Воспользовавшись признаками равенства треугольников, можно понять, какие размеры для каждого треугольника надо снять: а) прямоугольный – два катета, б) равносторонний – одну сторону, в) равнобедренный – боковую сторону и основание, г) разносторонний – три стороны | |
Первичная проверка понимания изученного | Кейс – технология. Роль кейса-технологии – формирование компетентности: 1) освоение методов анализа и критического мышления, 2) уметь работать с текстом, 3) появление опыта принятия решений, действий в новых ситуациях | | Каждая группа получает кейс (это пакет с набором задач, выполнение которых обеспечит дальнейшую деятельность участников группы). 1)Мама купила один метр ткани шириной 1 м на платки двум дочерям. Разделите этот кусок ткани на две равные части и докажите правильность своих действий. Изменится ли что-нибудь, если кусок ткани будет иметь форму: а) прямоугольника, б) ромба, в) параллелограмма Задача 2. В школьной мастерской изготовлены из проволоки 4 стержня длиной 4 см, 7 см,10 см, 13 см. Соединяя концы трех стержней из 4, выясните, из каких 3 стержней можно составить треугольник, а из каких нельзя. Объясните свои выводы.
| Знакомятся с набором заданий в кейсе и маршрутом действий. | Познавательные: Выделяют и формируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач. Коммуникативные: определяют общую цель, пути ее достижения; распределяют функции и роли в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. |
Рефлексия. | Синквейн. 1 строка: существительное, обозначающее тему, 2строка – два прилагательных, раскрывающих тему, 3 строка – три глагола, раскрывающие тему, 4 строка- фраза, раскрывающая тему | Усвоил(а) ли я практическое применение признаков равенства треугольников. Могу ли применить знания на практике? Подтвердили ли мы слова, Р. Декарта: Мало знать, надо уметь применять. | Ученик: Треугольник прямоугольный равносторонний создается, описывается, решается, состоит из трех отрезков, фигура | | Оценивают достигнутый результат |
Домашнее задание: придумайте и решите практическую задачу, в которой были использованы признаки равенства треугольников. |