Технологическая карта внеурочного занятия " Быт (повседневная жизнь) восточных славян". 7 класс

0
0
Материал опубликован 6 October

Технологическая карта внеурочного занятия

Социально-правовой центр; предмет – история.

Класс – 7

Тема занятия: Быт (повседневная жизнь) восточных славян

Тип занятия: открытие новых знаний

Технология занятия: на занятии используется деятельностный метод с элементами проектной технологии, технологии критического мышления

Образовательная цель: дополнить знания обучающихся о занятиях и быте древних славян, корректировать их знания

Развивающая цель: формирование у обучающихся образа родной страны, истории Родины, коррекция понятий «быт», « одежда», «жилище », «верования», умения объяснять эти понятия, развитие исследовательских навыков

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории.

Формируемые УУД:

Личностные: осознавать и проявлять себя гражданином России , вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим, идти на взаимные уступки

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, владеть смысловым чтением.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для работы в группах (ватман, цветная бумага, изображения человека картинки видов жилищ, изображения духов и т.д.).

Основные понятия: рубаха, порты, изба, полуземлянка, щи, язычество, идол, духи, святилище, вервь, быт, нравы.


Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, положите голову на парту, повторяйте за мной

Я в школе, на занятии

Я радуюсь этому

Внимание мое растет

Я как разведчик все замечу

Память моя крепка

Голова мыслит ясно

Я хочу учиться

Я готов к работе

Я работаю

Выполняют действия

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, готовиться к учебной деятельности

2. Этап актуализации знаний (4 - 5 мин)

На экране слайды

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?




Учащиеся смотрят слайды презентации и отвечают на вопрос.


Ответы детей: о быте наших предков, об их повседневной жизни, об их верованиях, одежде, жилище, еде.



Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности.

Этап открытия нового знания.

( 20 мин)


1. Проектная деятельность.

























Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

1 –одежда

2- жилище

3- кухня

4- верования

Мы сейчас займемся созданием проекта

« Быт славян». Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежат конверты с заданиями и кейсы, в которых лежит материал для выполнения заданий.

Раскройте их, выложите материал на парту и посмотрите, что это такое.

Сформулируйте цель, которую нужно достичь вашей группе.

Для того, чтобы решить эту задачу, внимательно прочитайте задание.


А теперь подумайте и выработайте план работы над заданием.

Приступайте к работе
















Дети выкладывают содержимое кейса

- Нам необходимо правильно распределить роли.




Личностные :

ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «терпение». Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные : участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, владеть смысловым чтением.

Познавательные :

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.


Регулятивные : самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

Самоконтроль

4. Презентация работ

( 5- 6 мин)

- Ребята, я вижу, вы закончили работу, и теперь переходим к презентации работ


Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет

1- одежда


Славяне жили в суровых условиях. Представим как они могли греться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разведите ладони. Наверное, так согревались наши предки, и, конечно, их согревало, жилище.

2- жилище


Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

C давних времен существует пословица: «без соли, без хлеба – половина обеда». Как же питались наши предки? Какой хлеб ели?

3- еда

Бог одноглаз и одноног.

Его не пустим на порог,

Не позовём, а скажем тихо:

«Скачи отсюда, злое (Лихо)»

Итак, пришло время послушать четвертую группу

4-верования

(на доске при помощи магнитов крепятся изображения Бабы-Яги, Водяного, Лешего)



Дети слушают и смотрят презентацию работы групп и проводят коррекцию работ по необходимости.

Познавательные:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию, представлять ее в различных формах.

Регулятивные :

Самоконтроль и коррекция.

Рефлексия

(7 мин)

Синквейн: «Быт славян»

Слушаем варианты всех групп.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.











Личностные :

понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные : участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные :

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

Задания группам:

Создайте костюм молодой девушки и мужчины, крестьянина. Представьте их (Опишите устно). Какие элементы одежды согревали наших предков зимой?



Каковы отличия кухни наших предков от современной кухни? (назовите не менее трех). Создайте меню семьи восточных славян на будний день и в пасхальный праздник. Объясните свой выбор.



Представьте жилище славян в лесостепной местности (изображение и характерные черты); назовите другой вид жилища у славян ( выберите изображение и назовите характерные черты).



Религия славян - язычество? Докажите свое мнение. Какие занятия отражаются в верованиях славян? Назовите основных богов восточных славян и укажите, покровителями чего они были (ответ представьте в виде схемы, таблицы). Приведите в соответствие изображения и названия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.