12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Алексеевна Паршукова44076
Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии, географии и экологии в МОУ Тимшерской СОШ, Усть-Куломского района, Республики Коми,по совместительству педагог дополнительного образования МУ ДО «Районный Дом детского творчества» с.Усть-Кулом.
Россия, Коми респ., Тимшер
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
1

«Биоценоз леса»-технологическая карта внеурочного занятия.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Усть-Куломский районный Дом детского творчества»

Конспект занятия

«Биоценоз леса».

Детское объединение «Юный натуралист»

(возраст – 10 - 15 лет)

Составила: Паршукова Н.А.,

педагог дополнительного образования

Усть-Кулом

2015

Тема: «Биоценоз леса»

Цель: сформировать у учащихся представление о биоценозе леса.

Задачи:

образовательная: формировать представление о связях между компонентами леса.

развивающая: развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.

воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Место проведения занятия: МОУ Тимшерская СОШ

Продолжительность занятия: 2 академических часа с перерывом 10 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:

Компьютер. Проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Презентации: «Лес - природное сообщество», «Удивительный мир природы в окрестностях посёлка Тимшер», викторина «Лес – наше богатство».

Методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Принципы: наглядность, словесность, практическая направленность.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную

атмосферу.

- Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

На нашем занятии нас ожидает много нового и интересного.

Приветствуют учителя,

настраиваются на занятие.

 

Актуализация знаний

- Мы сегодня совершим путешествие.

А, куда? Для этого отгадайте загадку:

Здесь всегда полно чудес,

Здесь деревья до небес,

Птички весело поют.

Звери разные живут.

В чаще волка встретить можно-

Там гуляйте осторожно.

Куда ведёт нас интерес?

Совершим поход мы в…..

- Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Слушают и отгадывают загадку (лес)

Отвечают на вопрос.

 

Повторение пройденного материала.

Вспомним правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно - нельзя»

Ломать деревья и ветки (нельзя)

Сажать больше деревьев (можно)

Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

Ходить только по тропинкам (можно)

Рвать большие букеты цветов (нельзя)

Любоваться ими (можно)

Оставлять мусор в лесу (нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать (можно)

Разжигать костры в лесу (нельзя)

Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

Отвечают на вопросы учителя жестами и мимикой:

«можно» - радость на лице и хлопок в ладоши;

«нельзя» - грусть на лице и движение головой в стороны.

 

Изучение нового материала

- Ребята, что же такое лес? Лес – это сказочный мир.

Присмотритесь и прислушайтесь, когда вы бываете в лесу! Он полон загадок и тайн! Чтобы понять их нужно разбираться в многообразии растительного мира. Сегодня мы совершим виртуальную

экскурсию. Я приглашаю вас в лес, чтобы

полюбоваться необычайной красотой природы.

- Много ли леса на нашей планете?

Лес занимает 30% суши.

Леса – это «легкие» планеты. Почему так говорят?

Природоохранительная роль леса:

Защищает почву от разрушения.

Сохраняет от пересыхания реки и озера

Хранит в себе большие запасы воды

Лес защищает от ветра поля, луга.

Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели. Без лесов меняется климат, начинают дуть ветры-суховеи.

Лес – то природное сообщество.

Физминутка

Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги - это корни их расставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали

Из глубин земли воду добывали.

Тело наше - ствол могучий.

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви.

Пальцы наши - листочками будут

Когда ветры дуют, веточки качаются

Листья разлетаются.

 

- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем:

Берете книгу и тетрадь

Садитесь вы за стол

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной

Вот этот стол – сосновый стол

К нам из лесу пришел.

- Откуда стол к нам пришел?

- Из какого дерева он сделан?

- А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу?

- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.

Смотрят презентацию «Удивительный мир природы в окрестностях посёлка Тимшер»

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Просмотр презентации

«Лес-природное сообщество».

Выполнение физкульминутки.

Отвечают на вопросы учителя.

Виртуальная

экскурсия в лес.

Закрепление изученного материала

По описанию догадайтесь, о каком дереве я расскажу:

Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. (Ель)

Это – высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. (Сосна)

Это – лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель. (Береза)

Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков, их любят клевать птицы. (Рябина)

А, теперь, ответьте на вопросы викторины «Лес – наше богатство» (показ презентации).

- Наше путешествие продолжается в страну «Загадок»

Приходи ко мне в лесок!

Я раскидист и высок.

У меня среди ветвей

Много крепких желудей. (Дуб)

 

Вот любимица Руси -

Всех и каждого спроси.

Белоствольная краса

Украшает нам леса. (Береза)

 

Под раскидистой сосной

Небоскреб стоит лесной.

Из хвоинок этажи.

Этот дом не вороши! (Муравейник)

 

В тишине холодных ночек,

После часа или двух

Мы услышим среди кочек

Неожиданное: "Ух!"

Птицы хищные летят,

Ловят мышек и зайчат. (Совы, филины)

 

Белоснежною зимой

Виден всем жилетик мой,

Ведь на веточке в морозы

Я алею, словно роза. (Снегирь)

 

Небоскреб в лесу построю

Я из веточек и хвои.

У меня полно друзей,

Вместе строить веселей! (Муравей)

 

Мы всегда звеним в жару

Над поляной и в бору

И кусаем всех подряд,

Даже маленьких ребят. (Комары)

 

Я рогат, как зверь лесной"

Познакомьтесь все со мной.

Отношусь я к насекомым,

А пенёк мне служит домом.

(Жук-олень, жук-рогач)

 

Мы стоим на крепких ножках

На лесной тропинке,

На опушках и дорожках,

Просимся в корзинки. (Грибы)

 

На опушке слышен храп:

Спит зимой медведь Потап.

Где он спит, скажите,

Домик назовите. (Берлога)

 

Приглашаю в летний зной

Я к себе народ лесной.

Я журчу среди корней

И пою водой зверей. (Родник, ручей)

 

Съел его рогатый лось,

Вызвать доктора пришлось.

В красной шляпке, ядовит,

На опушке он стоит. (Мухомор)

 

Вся в иголочках и в шишках,

Я хвоинками шуршу,

А к девчонкам и мальчишкам

В Новый год я прихожу (Елка)

 

Встречу радостным "хрю-хрю"

На опушке я зарю.

Познакомьтесь все со мной -

Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)

 

Прискакал бельчонок, рад:

Два гриба принес на склад.

В этой комнатке, в тепле,

Он зимует на стволе. (Дупло)

 

Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору. (Лесник) 

- Спасибо! Молодцы – знатоки загадок!

- Путешествие продолжается в страну «Творчества».

Самый страшный враг леса - Пожар.

- Нарисуйте плакат на тему «Берегите лес от пожара!»

Узнают деревья по описанию.

Отвечают на вопросы викторины по слайдам презентации.

Разгадывают загадки.

Рисуют плакат.

 

Итоговое. Рефлексия

-Дополните предложение

« Теперь я знаю, что…»

-Где в жизни могут пригодиться полученные знания?

- Почему говорят, что лес – наше богатство?

- Как вы понимаете пословицу:

«Много леса - не губи, мало леса - береги,

нет леса - посади»?

- Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок.
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
и деревья и кусты
И не будет красоты,
И не будет доброты.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.

J K L

Список используемой литературы:

Агеева И.Д. Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. – М., Творческий центр «Сфера», 2002

Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках. – М., Творческий центр «Сфера», 2005

Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М., Творческий центр «Сфера», 2002

Интернет – ресурсы: http://moeobrazovanie.ru/edu/lk/cert; http://www.uchmet.ru /

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.