Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Усть-Куломский районный Дом детского творчества»
Конспект занятия
«Биоценоз леса».
Детское объединение «Юный натуралист»
(возраст – 10 - 15 лет)
Составила: Паршукова Н.А.,
педагог дополнительного образования
Усть-Кулом
2015
Тема: «Биоценоз леса»
Цель: сформировать у учащихся представление о биоценозе леса.
Задачи:
образовательная: формировать представление о связях между компонентами леса.
развивающая: развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.
воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Место проведения занятия: МОУ Тимшерская СОШ
Продолжительность занятия: 2 академических часа с перерывом 10 минут
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер. Проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Презентации: «Лес - природное сообщество», «Удивительный мир природы в окрестностях посёлка Тимшер», викторина «Лес – наше богатство».
Методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Принципы: наглядность, словесность, практическая направленность.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Примечание | |
Организационный момент | |||
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу. - Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь. На нашем занятии нас ожидает много нового и интересного. | Приветствуют учителя, настраиваются на занятие. | ||
Актуализация знаний | |||
- Мы сегодня совершим путешествие. А, куда? Для этого отгадайте загадку: Здесь всегда полно чудес, Здесь деревья до небес, Птички весело поют. Звери разные живут. В чаще волка встретить можно- Там гуляйте осторожно. Куда ведёт нас интерес? Совершим поход мы в….. - Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? | Слушают и отгадывают загадку (лес) Отвечают на вопрос. | ||
Повторение пройденного материала. | |||
Вспомним правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно - нельзя» • Ломать деревья и ветки (нельзя) • Сажать больше деревьев (можно) • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) • Ходить только по тропинкам (можно) • Рвать большие букеты цветов (нельзя) • Любоваться ими (можно) • Оставлять мусор в лесу (нельзя) • Собрать мусор в яму и закопать (можно) • Разжигать костры в лесу (нельзя) • Беречь лес от пожара (можно) • В лесу шуметь (нельзя) | Отвечают на вопросы учителя жестами и мимикой: «можно» - радость на лице и хлопок в ладоши; «нельзя» - грусть на лице и движение головой в стороны. | ||
Изучение нового материала | |||
- Ребята, что же такое лес? Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь, когда вы бываете в лесу! Он полон загадок и тайн! Чтобы понять их нужно разбираться в многообразии растительного мира. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию. Я приглашаю вас в лес, чтобы полюбоваться необычайной красотой природы. - Много ли леса на нашей планете? Лес занимает 30% суши. Леса – это «легкие» планеты. Почему так говорят? Природоохранительная роль леса: Защищает почву от разрушения. Сохраняет от пересыхания реки и озера Хранит в себе большие запасы воды Лес защищает от ветра поля, луга. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели. Без лесов меняется климат, начинают дуть ветры-суховеи. Лес – то природное сообщество. Физминутка Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги - это корни их расставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали Из глубин земли воду добывали. Тело наше - ствол могучий. И своей верхушкой острой в небо упирается. Наши руки – это ветви. Пальцы наши - листочками будут Когда ветры дуют, веточки качаются Листья разлетаются.
- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем: Берете книгу и тетрадь Садитесь вы за стол А вы могли бы рассказать Откуда стол пришел Недаром пахнет он сосной Пришел он из глуши лесной Вот этот стол – сосновый стол К нам из лесу пришел. - Откуда стол к нам пришел? - Из какого дерева он сделан? - А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? - Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев. | Смотрят презентацию «Удивительный мир природы в окрестностях посёлка Тимшер» Слушают учителя, отвечают на вопросы. Просмотр презентации «Лес-природное сообщество». Выполнение физкульминутки. Отвечают на вопросы учителя. | Виртуальная экскурсия в лес. | |
Закрепление изученного материала | |||
По описанию догадайтесь, о каком дереве я расскажу: Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. (Ель) Это – высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. (Сосна) Это – лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель. (Береза) Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков, их любят клевать птицы. (Рябина) А, теперь, ответьте на вопросы викторины «Лес – наше богатство» (показ презентации). - Наше путешествие продолжается в страну «Загадок» Приходи ко мне в лесок! Я раскидист и высок. У меня среди ветвей Много крепких желудей. (Дуб)
Вот любимица Руси - Всех и каждого спроси. Белоствольная краса Украшает нам леса. (Береза)
Под раскидистой сосной Небоскреб стоит лесной. Из хвоинок этажи. Этот дом не вороши! (Муравейник)
В тишине холодных ночек, После часа или двух Мы услышим среди кочек Неожиданное: "Ух!" Птицы хищные летят, Ловят мышек и зайчат. (Совы, филины)
Белоснежною зимой Виден всем жилетик мой, Ведь на веточке в морозы Я алею, словно роза. (Снегирь)
Небоскреб в лесу построю Я из веточек и хвои. У меня полно друзей, Вместе строить веселей! (Муравей)
Мы всегда звеним в жару Над поляной и в бору И кусаем всех подряд, Даже маленьких ребят. (Комары)
Я рогат, как зверь лесной" Познакомьтесь все со мной. Отношусь я к насекомым, А пенёк мне служит домом. (Жук-олень, жук-рогач)
Мы стоим на крепких ножках На лесной тропинке, На опушках и дорожках, Просимся в корзинки. (Грибы)
На опушке слышен храп: Спит зимой медведь Потап. Где он спит, скажите, Домик назовите. (Берлога)
Приглашаю в летний зной Я к себе народ лесной. Я журчу среди корней И пою водой зверей. (Родник, ручей)
Съел его рогатый лось, Вызвать доктора пришлось. В красной шляпке, ядовит, На опушке он стоит. (Мухомор)
Вся в иголочках и в шишках, Я хвоинками шуршу, А к девчонкам и мальчишкам В Новый год я прихожу (Елка)
Встречу радостным "хрю-хрю" На опушке я зарю. Познакомьтесь все со мной - Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)
Прискакал бельчонок, рад: Два гриба принес на склад. В этой комнатке, в тепле, Он зимует на стволе. (Дупло)
Я живу в глухой избушке, Знаю каждую опушку, Каждый холмик и нору, Ведь работаю в бору. (Лесник) - Спасибо! Молодцы – знатоки загадок! - Путешествие продолжается в страну «Творчества». Самый страшный враг леса - Пожар. - Нарисуйте плакат на тему «Берегите лес от пожара!» | Узнают деревья по описанию. Отвечают на вопросы викторины по слайдам презентации. Разгадывают загадки. Рисуют плакат. | ||
Итоговое. Рефлексия | |||
-Дополните предложение « Теперь я знаю, что…» -Где в жизни могут пригодиться полученные знания? - Почему говорят, что лес – наше богатство? - Как вы понимаете пословицу: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади»? - Если я сорву цветок, | Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние J K L |
|
Список используемой литературы:
Агеева И.Д. Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. – М., Творческий центр «Сфера», 2002
Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках. – М., Творческий центр «Сфера», 2005
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М., Творческий центр «Сфера», 2002
Интернет – ресурсы: http://moeobrazovanie.ru/edu/lk/cert; http://www.uchmet.ru/