Технологическая карта внеурочного занятия по функциональной грамотности "Как мужик прибыль делил"
Технологическая карта внеурочного заняти по функциональной грамотности
Тема: «Как мужик и медведь прибыль делили»
Целью занятия является формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, научиться применять полученные знания и умения для решения простых вопросов в экономике семьи.
Учебные задачи:
- познакомиться с понятиями: сделка, прибыль, доход, затраты, продажа оптом
- учиться выбирать товары для покупки на определённую сумму
- учиться делать выводы
- учиться работать в парах
Предметная область: Финансовая грамотность
Возраст учащихся – 7 лет
Количество - 16 учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащийся научится и получит: знания о понятиях: сделка, прибыль, доход, затраты, продажа оптом; объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; знания, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определённую сумму; строить речевое высказывания в соответствии с учебной задачей.
Учащийся достигнет: необходимого для продолжения образования уровня применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Метапредметные:
Познавательные:
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; находить закономерности в рассматриваемых фактах;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
понимать и использовать преимущества парной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению.
Регулятивные:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; делать выбор и брать ответственность за решение.
Личностные:
первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений (гражданско-патриотическое воспитание);
чувства сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание); о
сознание ценности труда в жизни человека и общества (трудовое воспитание);
Оборудование: тренажёр для школьников «Функциональная грамотность. 1 класс», презентация, карточки с надписями, раздаточный материал
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Эмоциональный настрой | - Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться Теперь улыбнёмся соседу и тихо садимся. | Выполняют действия, сказанные учителем. | Личностные УУД: -выражение положительного отношения к процессу познания; -проявление желания узнавать новое; Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность, готовность к преодолению трудностей; |
Создание мотивационно-проблемной ситуации | -Ребята, в самом начале занятия, я бы очень хотела, чтобы вы показали вашу готовность работать! У вас на партах есть белые листочки. (слайд 1) Возьмите их, пожалуйста, и отметьте на первой лесенке, какое у вас сейчас настроение: зелёный смайлик – вы в хорошем настроении, готовы работать и получать новые знания, жёлтый – за день немного устали, но приложите все усилия, чтобы поработать, красный – чувствуете, что работа вам сегодня дастся нелегко. | Берут по белому листу и изображают тот смайлик, который отражает их готовность к занятию. | Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей; |
Постановка учебной задачи и темы занятия. | -Ребята, чтобы узнать, какая тема сегодня объединит наших героев, я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на свои парты и подняли руки те, у кого лежат жёлтые листочки. Сейчас ребята прочитают нам пословицы, а вы подумайте, что их объединяет. (Приложение № 1) Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймает сверчка. Смекнешь да схитришь - врагов победишь Хитрый всегда лазейку найдёт. Хитрость и смекалка — родные сестры. -Молодцы! -На каждом нашем занятии нам помогают герои – помощники. Кто будет сегодня нам помогать, вы узнаете, поработав в парах. У вас на партах есть синие листы. Разгадав шифр, применяя вычислительные навыки, вы сможете сказать, кто же наши герои! Закончив, покажите, что ваша пара готова! Подходит к парам и корректирует работу, если им нужна помощь. -Молодцы! -Давайте же узнаем, что произошло у наших героев! (слайд 2) Откройте тетрадь-тренажер «Функциональная грамотность» на с.65. Прочитайте тему занятия. | По очереди читают пословицы на жёлтых листах. Остальные делятся своими предположениями. Вспоминают правила работы в группах. На зелёных листах, работая в парах, разгадывают шифр «Мужик и медведь». Проверяют по тетради тему. | Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать речь других; -сохранение дружеских отношений и соблюдение правил поведения и работы в парах. Регулятивные УУД: -прогнозирование предстоящей работы; -определение учебных задач. Познавательные УУД: -умение строить осознанные речевые высказывания в устной форме. |
Основной этап. Получение новых знаний | Заранее на доске прикрепляет карточки из Задания 1. (Приложение № 2) -Ребята, давайте поможем мишке объяснить мужику, кто такой мошенник. Выберите слова, которыми можно заменить слово мошенник. -Всё верно! Лжец и плут являются близкими по значению к слову мошенник. Переходим к следующему заданию. На доске слайд 3 с Заданием 2. -Ребята, теперь нам с вами предстоит помочь медведю разобраться, что такое совместные действия и взаимные обязательства. Для этого вам опять предстоит поработать в парах. Переходим к третьему заданию. На 4 слайде формула, что такое прибыль. -Назовите и отметьте, какие затраты запланировал мужик. -Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями! Переходим с вами к следующему! -Помогите мужику посчитать, сколько денег он выручил за свой товар. Что мы должны сделать? -Есть у нас, кто не согласен с этим решением? Молодцы, все правильно справились и с этим заданием! -Переходим к Заданию 5. На доске слайд 5. Учитель читает задание. -Чтобы справится с этим, нужно вновь поработать в парах. Отметьте, какие товары мог купить мужик на 10 монет. -Что вы выбрали? Просит поднять руки у тех, кто выбрал первый вариант ответа, потом проверяет по поднятой руке, кто выбрал второй вариант. Спрашивает, нет ли ещё варианта (неправильного) и просит учеников разобраться, может ли быть такой ответ? -Ребята, задание было сложным, но и с ним вы успешно справились! У нас осталось последнее Задание 6. -Кто посчитал, какой доход получили мужик и медведь? -Как нам посчитать, какую прибыль они получили? Для этого нужно вспомнить, что такое прибыль. Кто может нам записать решение? -У мужика и медведя прибыль составила 10 монет. Её нужно поровну разделить между ними. У вас на столе в конвертах есть по 10 монеток. (Приложение № 3) Разделите их в парах поровну. -Сколько монет досталось каждому из вас? Опрашивает несколько учеников, сколько монет у них оказалось. -Поднимите руки, у кого не 5 монет? Всё верно, мужику и медведю досталось по 5 монет. | По цепочке читают историю мужика и медведя. Поднимая руку, выбирают слова «лжец, плут». Продолжают чтение по цепочке. Чтец громко читает определение из тетради, что такое сделка. Работая в парах, отмечают жёлтым карандашом совместные действия, голубым – взаимные обязательства. Проверка со слайдом на доске. Продолжают чтение по цепочке. Чтец громко читает определение из тетради, что такое доход. Называют затраты: покупка семян и плуга, и отмечают в тетради. Продолжают чтение по цепочке. Чтец громко читает определение из тетради, что такое продажа оптом. Один ученик, который быстрее справился с заданием и назвал правильный ответ, выходит к доске и записывает решение. В парах отмечают, что мог купить плуг за 5 монет, семена моркови за 3 монеты и свёклы за 2 монеты. Или плуг за 4 монеты и за 6 монет семена репы. И записывают проверку своих вычислений. Один ученик записывает решение на доске. Если решение неправильное, другие учащиеся поднимают руки. Работая в парах делят монетки поровну. | Личностные УУД: -выражать положительное отношение к познанию, проявлять внимание. Познавательные УУД: -умение строить осознанные речевые высказывания в устной форме; -анализировать информацию; -формировать навыки поисковой деятельности; -умения добывать новые знания, находить ответы на вопросы; -умение перерабатывать полученную информацию и ориентироваться в тренажёре; -структурирование полученных знаний. Регулятивные УУД: -умение контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать речь других; -сопоставление своей точки зрения с другими участниками учебной деятельности; -сохранение дружеских отношений и соблюдение правила поведения и работы в группах. |
Закрепление изученного материала | -Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли нашим героям решить их сложную ситуацию! -А вы узнали что-то новое сегодня на занятии? Что вспомнили? Повторили? -Было ли занятие для вас полезным? Как полученные знания вы сможете применить в жизни? | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: -умение строить осознанные речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия. |
Подведение итогов | -Давайте вернёмся к нашему белому листу с лестницей успеха! (слайд 6) Отметьте, пожалуйста, где теперь вы оказались на этой лестнице? Изменилось ли ваше настроение? -Поднимите руку, кто оказался выше, чем был в начале урока! -(слайд 7). Спасибо вам за работу. Занятие наше окончено. | Берут по белому листу и изображают тот смайлик, который отражает их настроение к концу занятия на той ступеньке, на которой они оказались по их мнению. . | Личностные УУД: - оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степень самостоятельности, инициативности. Регулятивные УУД: -умение контролировать и оценивать учебные действия; -формирование конечного результата своей работы. Познавательные УУД: - умение перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные УУД: -сохранение дружеского отношения и соблюдение правил поведения на уроке. |