Технологическая карта занятия «Театр Древней Греции, его особенности и структура. Мистерии»

0
0
Материал опубликован 27 September 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 2.1.

Кружок: театр «Синтез».

Воспитательв ГПД: Машенцева Татьяна Петровна.

Тема учебного занятия: Театр Древней Греции, его особенности и структура. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока.

Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).

Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методические приёмы: высказывание великих, подводящий диалог, интеллектуальная разминка, мультимедийная театрализация, театрализация, кроссворд, отсроченная отгадка.

Цели занятия:

Содержательная: опираясь на впечатления и полученную информацию, мотивировать к дальнейшему самостоятельному знакомству с культурой и искусством Древней Греции.

Деятельностная: пробудить интерес к театральному искусству, стремление быть участниками театральных действ, через разыгрывание театрализованных празднеств – мистерий.

Задачи:
Образовательная: дать детям представление об истоках театрального искусства, через знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающая: развитие творческого воображения, яркой эмоциональной монологической речи; навыков самоанализа и самоконтроля обучающихся; обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

Воспитательная: духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры; воспитание уважительного отношения к истории культуры, традициям других народов.

Методическое оснащение занятия:

Накопительная папка «Древо познаний»

Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.

Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.

Приложение №3. Презентация  «Театр Древней Греции».

Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.

Приложение №5. Кроссворд.
ТСО: слайд-проектор, компьютер.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация (самоопределение) (2 минуты)

Цель: выработка на личном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

(Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность).

Педагог предлагает прочитать эпиграфы, написанные на доске (для того, чтобы в конце урока выявить их логический смысл, пояснить, как они характеризуют особенности древнегреческого театра).

Счастлив тот, кто это видел,

Перед тем, как в могилу сойти…”
Пиндар.

Каждое произведение искусства неизбежно

должно носить в себе черты своего времени”.
П.И. Чайковский.

- Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего занятия очень важна, она раскрывает не только истоки возникновение театра, но и поможет нам понять особенности развития театрального искусства.

Приветствуют библиотекаря, поверяют свою готовность к занятию.

1) Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

2)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

3)Регулятивные: волевая саморегуляция; принятие и сохранение учебной задачи.

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии (5 минут)

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

(Педагог организуют диалог с обучающимися, в ходе которого подводит обучающихся к теме занятия).

- Ребята, вы любите театр?

Кто из вас был в театре?

Что в вашем понимании означает слово «театр»?

Ребята, а как вы думаете, с чего же началось развитие театра? Где его корни?

Конечно же, театр всегда начинался с игры, с перевоплощения человеком в какой-либо образ. А родоначальником театра является Древний Восток.

На сегодняшнем занятии, мы уточним, когда и где именно, зародился театр, как он развивался.

Во время наших занятий вы узнаете значение многих новых и уточните смысл уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять, у каждого из вас будет заведён словарик (староста раздаёт таблицы-словарики, заранее подготовленные педагогом).

Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого учащегося.

Отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

2)Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3)Личностные: смыслообразование (умение находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»; развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель).

Выявление места и причины затруднения (2 минуты)

Основная цель этапа -организованность анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

- Как я уже сказала, театр зародился на Древнем Востоке, а может быть кто-нибудь из вас знает, в какой именно стране?

- Правильно, ребята. Догадались, о теме нашего занятия?

- Конечно же, тема нашего сегодняшнего занятия: театр Древней Греции, его особенности и структура

А ещё мы проверим, ваши артистические способности, насколько хорошо вы владеете своим голосом, выразительностью речи.

Отвечают на вопросы, исходя из знаний, приобретённых на уроках МХТ, информации,

полученной из других источников.

1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Построение проекта выхода из затруднений (цель, тема, план, способ, средство) (5 минут)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Педагог, совместно с обучающимися конкретизируют тему, формируют цель и определяет ход занятия.

- Сегодня мы с вами начинаем новый, очень важный для нас раздел – «История театра».

А что вам интересно узнать о театре Древней Греции?

Обучающиеся сами определяют ряд вопросов, на которые хотели бы получить развёрнутый ответ, ставят цель проекта,

определяют средства,

формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1)Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; постановка и формулирование проблемы.

2)Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; планирование; прогнозирование.

3)Коммуникативные: умение задавать вопросы; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; планирование учебного сотрудничества.

Реализация построенного проекта (25 минут)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

По ходу беседы педагог демонстрирует презентацию.

Приложение №3. Презентация  «Театр Древней Греции».

Запишите первое слово в ваши словарики:

ТЕАТР – место для зрелищ.

Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетание музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии,  а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и всё население города обязано было прийти на праздник.

Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации.

Давайте запишем значения новых слов в словарик.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

 

Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеями сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до н.э. Эта  дата сегодня нам известна как «День театра».

Театральное здание обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.    

Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от существительного «палатка»).  

Демонстрируется схема и макет театра.

Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене, ее стали ограничивать двумя пристроенными по бокам флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.  

Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства.  В V  веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.

Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.

Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.

Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.

В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

Известны театры, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.

Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.  

Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V  века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «зрелищных денег» - теорикон.

Продолжаем заполнять наш словарик.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»). 

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

27 марта - День театра.

Вам эти слова кажутся знакомыми? На какие слова они похожи?

Записывают в словарик новые слова.

Обучающийся зачитывает текст. 

Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и показывали маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.

1)Познавательные: умение извлекать информацию из текста.

2)Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

3)Коммуникативные: умение воспринимать информацию; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 минут).

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Библиотекарь дает задание:

- Составьте словесное описание внешности древнегреческого актера и его игру на сцене, используя новые термины.

Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

1) Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности.

2)Коммуникативные: умение использовать свои знания; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

3)Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

ПЕРЕМЕНА

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (30 минут)

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная), достижение цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Педагог осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы (консультирует, советует, помогает).

Раздаются маски, тексты.


 

Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.

Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

1.Разыгрывают мистерии, определяют эмоциональный настрой, стараются передать колорит и особенности мистерий (демонстрируют ЗУНы, компетентности).

2.Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). 2.Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

 

1)Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение использовать свои ЗУНы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности.

2)Коммуникативные: умение работать совместно с партнёром, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3)Регулятивные: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата).

4)Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; адекватное восприятие критики в свой адрес.

Включение в систему знаний и повторение (7 минут)

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действия в систему знаний.

Педагог организует фиксацию нового содержания изученного на занятии.

Ребята, ответьте, пожалуйста:

- Какова история возникновения театра в Древней Греции?

- Из каких частей он состоял, как они назывались?

Предлагает разгадать обучающимся кроссворд.

Приложение №5. Кроссворд.

1. Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

2.Разгадывают кроссворд.

1)Познавательные: умение использовать свои знания, обобщение.

2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3)Регулятивные: выполнение учебных действий в речевой и умственной форме

Рефлексия учебной деятельности на занятии (6 минут)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание способа построения и границ применения нового способа действия.

Педагог организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

- Сегодня мы побывали в древнегреческом театре, узнали много о его архитектуре, деятельности актеров, сами побывали на месте древнегреческих лицедеев.

Прочтите, пожалуйста, эпиграфы нашего занятия, как вы понимаете их смысловое значение?

(Перечитываются эпиграфы, и выполняется задание, данное в начале урока).

- Много информации вы получили сегодня на занятии?

- Чему научились?

- Что узнали нового?

- Кто на этом пути испытал трудности? Какие?

- Считаете ли вы полезными навыки, полученные сегодня на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Появилось ли желание более глубоко исследовать культурное наследие Древней Греции?

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

1) Познавательные:

- умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результативности деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности

2) Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

3) Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Инструктаж по домашнему заданию (2 минуты)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия.

(Педагог объявляет и комментирует домашнее задание).

Ребята, дома прочтите, пожалуйста, внимательно миф «Осирис и Исида». На следующем занятии мы попробуем разыграть мистерии - на взятые из литературного источника сюжеты. И, конечно же, повторите значение слов и термины, которые мы записали в наши словарики на сегодняшнем занятии.

Всего доброго. До свидания.

Обучающиеся выбирают задание из предложенных, с учётом индивидуальных возможностей.


 

1) Личностные: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности.

2)Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и в том числе во внутреннем плане

3)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


 


 

Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.

слово

значение слова

слово

значение слова

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.

ТЕАТР – место для зрелищ.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

27 марта - День театра.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»). 

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

Приложение №3. Презентация  «Театр Древней Греции».

Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.

"Жизнь Эдипа. По мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип».

 

 
 

Сцена первая. Царь Лай: Я мойру знать свою желаю. Что уготовил мне Танатос, Я от оракула узнаю, Как я войду в врата Аида, Пусть он расскажет, Он все видит. Оракул : Великий Лай, наш царь из Фив, Ты так могуч, как бог, красив! Но ты жесток неукротимо. А совершивши преступленья, Ты прогневил богов Олимпа. Теперь тебе уж нет спасенья. А справедливая Фемида уж приготовила расплату, Какой страшнее нет на свете. Я расскажу, коль очень надо.

 

 
 

Лай: Я знаю о грехах, но в этом мире Любой из смертных может в день единый Упасть и вновь подняться. Мил богам благочестивый. Гордый – ненавистен. А я смирил, Унял гордыню. Чист я. Оракул: Меж существами, что живут и дышат, Несчастнее нет человека изначально. А боги на Олимпе нас не слышат. Они одни пируют беспечально. Тебе же лучше было не родиться, Не видеть света, и не веселиться, Звездой не любоваться ночью длинной, Убитым быть тебе рукою сына. Лай: Нет, этому не быть, пройду катарсис, Иль, как Сизиф, Танатосу не дамся, Велю я сыну ноги проколоть, И выбросить подальше эту плоть.

 

 
 

Сцена вторая. Эдип: Мне говорили, что нашел меня пастух В пустыне жалкой. Его тонкий слух Дал знать: ребенок плачет, уж охрип. Из-за опухших ног прозванье мне – Эдип. Оракул мне предскажет Андрастею Коль ужас уготовлен, я рукой своею покончу с жизнью. Оракул: Готов предречь тебе, о юный грек, Ананке. Ты –несчастный человек. Убить отца ты должен и жениться На матери своей. Уж лучше б не родиться!

Сцена третья. Эдип: О горе мне! Я брошу все: Родителей и дом, Коль суждено убийцей Стать мне в нем. Отправлюсь в путешествие, Забуду о предсказанье, Счастлив буду… Бреду давно, Совсем без силы уж. Но что за гордый и бестактный муж Столкнул меня с дороги? Так отвечу: Ударю – сразу станет легче! О Зевс! Упал тот человек, Не встал! Танатос смерть ему Моей рукой послал.

 
 

Сцена четвертая. Сфинкс: Эдип, постой! Послал меня Аид. Отцеубийц мне он карать велит. Я сфинкс… И для тебя задача, Что я задам – погибель, не иначе: Кто утречком на четырех ногах, А днем уже на двух шагает? А к вечеру на трех хромает? Коль скажешь ты ответ – погибну я. Эдип: Легка загадка для меня твоя. Ведь это человек! Исчезни ты, и пусть тебя во век никто не видит.

Сфинкс: Я брошусь в пропасть! Сфинкса кто обидит, Не будет счастлив никогда. И ждет тебя, о царь, беда. Ты торжествуешь, но себя не знаешь! Все, что найдешь, ты потеряешь. Погибнет весь твой род в войне между собой. Погибнет даже разум твой. Ослепнут и глаза, но коль сумеешь, Душой безгрешною прозреешь!

 

1

Д

И

О

Н

И

С

 

2

С

А

Т

И

Р

Ы

3

М

А

С

К

А

   

Д

Р

А

М

А

Т

У

Р

Г

 

8

6

5

С

К

Е

Н

А

О

Р

Х

Е

С

Т

Р

А

 

7

Т

Е

А

Т

Р

   

К

О

З

Л

О

В

 

9

Т

Е

О

Р

И

К

О

Н

Приложение №5. Кроссворд.

 

10


 


 


 


 

4


 


 


 


 


 


 


 


 

По горизонтали:

Бог виноделия.

Лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Часть древнегреческого театрального костюма, которая закрывала лицо актёра.

Драматург

Пристройка около сцены (от существительного «палатка»). 

Круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

Место для зрелищ.

В чьи шкуры одевались участники шествий?

«Зрелищные деньги».

Какое слово получилось у нас по вертикали?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.