Этап
|
Деятельность педагога
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
Мотивация (самоопределение) (2 минуты)
|
Цель: выработка на личном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
(Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность).
Педагог предлагает прочитать эпиграфы, написанные на доске (для того, чтобы в конце урока выявить их логический смысл, пояснить, как они характеризуют особенности древнегреческого театра).
“Счастлив тот, кто это видел,
Перед тем, как в могилу сойти…”
Пиндар.
“Каждое произведение искусства неизбежно
должно носить в себе черты своего времени”.
П.И. Чайковский.
- Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего занятия очень важна, она раскрывает не только истоки возникновение театра, но и поможет нам понять особенности развития театрального искусства.
|
Приветствуют библиотекаря, поверяют свою готовность к занятию.
|
1) Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
2)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
3)Регулятивные: волевая саморегуляция; принятие и сохранение учебной задачи.
|
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии (5 минут)
|
Цель этапа: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
|
(Педагог организуют диалог с обучающимися, в ходе которого подводит обучающихся к теме занятия).
- Ребята, вы любите театр?
Кто из вас был в театре?
Что в вашем понимании означает слово «театр»?
Ребята, а как вы думаете, с чего же началось развитие театра? Где его корни?
Конечно же, театр всегда начинался с игры, с перевоплощения человеком в какой-либо образ. А родоначальником театра является Древний Восток.
На сегодняшнем занятии, мы уточним, когда и где именно, зародился театр, как он развивался.
Во время наших занятий вы узнаете значение многих новых и уточните смысл уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять, у каждого из вас будет заведён словарик (староста раздаёт таблицы-словарики, заранее подготовленные педагогом).
Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого учащегося.
|
Отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.
|
1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
2)Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3)Личностные: смыслообразование (умение находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»; развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель).
|
Выявление места и причины затруднения (2 минуты)
|
Основная цель этапа -организованность анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.
|
- Как я уже сказала, театр зародился на Древнем Востоке, а может быть кто-нибудь из вас знает, в какой именно стране?
- Правильно, ребята. Догадались, о теме нашего занятия?
- Конечно же, тема нашего сегодняшнего занятия: театр Древней Греции, его особенности и структура
А ещё мы проверим, ваши артистические способности, насколько хорошо вы владеете своим голосом, выразительностью речи.
|
Отвечают на вопросы, исходя из знаний, приобретённых на уроках МХТ, информации,
полученной из других источников.
|
1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
Построение проекта выхода из затруднений (цель, тема, план, способ, средство) (5 минут)
|
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
|
Педагог, совместно с обучающимися конкретизируют тему, формируют цель и определяет ход занятия.
- Сегодня мы с вами начинаем новый, очень важный для нас раздел – «История театра».
А что вам интересно узнать о театре Древней Греции?
|
Обучающиеся сами определяют ряд вопросов, на которые хотели бы получить развёрнутый ответ, ставят цель проекта,
определяют средства,
формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
|
1)Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; постановка и формулирование проблемы.
2)Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; планирование; прогнозирование.
3)Коммуникативные: умение задавать вопросы; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; планирование учебного сотрудничества.
|
Реализация построенного проекта (25 минут)
|
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
|
По ходу беседы педагог демонстрирует презентацию.
Приложение №3. Презентация «Театр Древней Греции».
Запишите первое слово в ваши словарики:
ТЕАТР – место для зрелищ.
Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетание музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и всё население города обязано было прийти на праздник.
Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации.
Давайте запишем значения новых слов в словарик.
ДИОНИС – бог виноделия.
ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.
КОРИФЕЙ – предводитель сатиров (позже главный в хоре).
САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.
Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеями сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.
Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до н.э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра».
Театральное здание обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.
Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от существительного «палатка»).
Демонстрируется схема и макет театра.
Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене, ее стали ограничивать двумя пристроенными по бокам флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.
Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.
Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.
В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Известны театры, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «зрелищных денег» - теорикон.
Продолжаем заполнять наш словарик.
ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.
ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).
СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»).
ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».
27 марта - День театра.
Вам эти слова кажутся знакомыми? На какие слова они похожи?
|
Записывают в словарик новые слова.
Обучающийся зачитывает текст.
Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и показывали маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.
|
1)Познавательные: умение извлекать информацию из текста.
2)Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.
3)Коммуникативные: умение воспринимать информацию; умение оформлять свои мысли в устной форме.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 минут).
|
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
|
Библиотекарь дает задание:
- Составьте словесное описание внешности древнегреческого актера и его игру на сцене, используя новые термины.
|
Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
|
1) Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности.
2)Коммуникативные: умение использовать свои знания; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
3)Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
ПЕРЕМЕНА
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (30 минут)
|
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная), достижение цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
|
Педагог осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы (консультирует, советует, помогает).
Раздаются маски, тексты.
Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.
Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
|
1.Разыгрывают мистерии, определяют эмоциональный настрой, стараются передать колорит и особенности мистерий (демонстрируют ЗУНы, компетентности).
2.Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). 2.Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
|
1)Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение использовать свои ЗУНы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности.
2)Коммуникативные: умение работать совместно с партнёром, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
3)Регулятивные: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата).
4)Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; адекватное восприятие критики в свой адрес.
|
Включение в систему знаний и повторение (7 минут)
|
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действия в систему знаний.
|
Педагог организует фиксацию нового содержания изученного на занятии.
Ребята, ответьте, пожалуйста:
- Какова история возникновения театра в Древней Греции?
- Из каких частей он состоял, как они назывались?
Предлагает разгадать обучающимся кроссворд.
Приложение №5. Кроссворд.
|
1. Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
2.Разгадывают кроссворд.
|
1)Познавательные: умение использовать свои знания, обобщение.
2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3)Регулятивные: выполнение учебных действий в речевой и умственной форме
|
Рефлексия учебной деятельности на занятии (6 минут)
|
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание способа построения и границ применения нового способа действия.
|
Педагог организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
- Сегодня мы побывали в древнегреческом театре, узнали много о его архитектуре, деятельности актеров, сами побывали на месте древнегреческих лицедеев.
Прочтите, пожалуйста, эпиграфы нашего занятия, как вы понимаете их смысловое значение?
(Перечитываются эпиграфы, и выполняется задание, данное в начале урока).
- Много информации вы получили сегодня на занятии?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
- Кто на этом пути испытал трудности? Какие?
- Считаете ли вы полезными навыки, полученные сегодня на уроке?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Появилось ли желание более глубоко исследовать культурное наследие Древней Греции?
|
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
|
1) Познавательные:
- умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результативности деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
оценивание качества своей и общей учебной деятельности
2) Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
3) Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Инструктаж по домашнему заданию (2 минуты)
|
Цель: обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия.
|
(Педагог объявляет и комментирует домашнее задание).
Ребята, дома прочтите, пожалуйста, внимательно миф «Осирис и Исида». На следующем занятии мы попробуем разыграть мистерии - на взятые из литературного источника сюжеты. И, конечно же, повторите значение слов и термины, которые мы записали в наши словарики на сегодняшнем занятии.
Всего доброго. До свидания.
|
Обучающиеся выбирают задание из предложенных, с учётом индивидуальных возможностей.
|
1) Личностные: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности.
2)Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и в том числе во внутреннем плане
3)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
|