Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе «Театр в Древней Греции»
Технологическая карта пробного урока изобразительного искусства в начальной школе
Класс: 4 «Г»
Тема урока |
Театр в Древней Греции |
Цель |
Способствовать формированию интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие художественно-творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение комического или трагического образа маски. |
Задачи |
Образовательные: 1) познакомить с античной культурой Древней Греции-театром; сформировать представление о театральных масках Древней Греции-комических и трагических; расширить знания детей о театре, праздниках, карнавалах. 2) сформировать умение выполнять маску в соответствии с поставленными критериями; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать приёмы работы цветом, сопоставляя его с характером, настроением и эмоциями, передаваемыми в маске. Развивающие: способствовать развитию: памяти, образного мышления, расширению кругозора, творческого воображения, фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям народа Древней Греции. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены; технологической: грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, аккуратности в работе; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты |
Предметные: -иметь представление о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; первичное ознакомление с мировой культурой; -уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы; выполнять изображение, используя алгоритм, план действий. -реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. Формируемые УУД: -Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относится к ним; делать выбор, какое мнение принять; развивает самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач. -Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий; учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания; учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; корректирует свои действия; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Учиться быстро и организованно убирать рабочее место; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. -Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. -Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать её из одной формы в другую. |
Основные понятия |
Театр, карнавал, комичность, трагичность |
Межпредметные связи |
История, культура, живопись. |
Оборудование |
Оборудование учителя: предметная технологическая карта, слайдовая презентация, карточки для рефлексии Оборудование учащихся: Материалы: Белый лист бумаги, гуашь. Инструменты: кисти Приспособления: клеёнка, стаканчик с водой, салфетка. |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта «Хочу всё знать!» Кондрашова Л. Интернет-ресурсы: http://www.liveinternet.ru/tags |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||
Предметные |
УУД |
|||||||
I этап. Организация класса на работу |
||||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего урока. Желаю всем вам успеха. Рефлексия. -Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение.
На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите своё имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение обведите радостного котёнка, если вас что-то огорчает тревожит, обведите растерянного котика, а если настроение очень плохое обведите грустного котёнка. -Отложите карточки, они нам пригодятся в конце урока. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную работу. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относится к ним; делать выбор, какое мнение принять; |
1 мин |
||||
II этап. Повторение пройденного материала |
||||||||
Анализ материала прошлого урока |
-С какой темой мы работали на прошлом уроке? (Образы природы и построек Древней Греции) -Что мы рисовали на прошлом уроке? (Древние постройки Греции, образы природы Древней Греции) -Что нового вы узнали для себя о Древней Греции на прошлых уроках? -Сегодня мы продолжаем наш разговор о Древней Греции. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
2 мин |
||||
III этап. Формулирование темы урока, постановка цели |
||||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
-Для того, чтобы узнать тему урока, попробуйте разгадать ребус, в нём спряталось главное слово нашей темы.
-Какое слово спряталось в ребусе? -Верно! Это слово театр. -Тема нашего урока- «Театр в Древней Греции». -Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? М.О. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают своё мнение о практической значимости работы |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; |
3-5 мин |
||||
IV этап. Усвоение новых знаний |
||||||||
1. Вводная беседа -Ребята, а вы знаете, что такое театр? Театр- это место, где актёры разыгрывают пьесы перед собравшимися зрителями. -А как вы думаете, почему наша тема называется «Театр в Древней Греции»? Почему именно театр? М.О. Местом рождения театра была именно Древняя Греция. Это одно из величайших открытий греческой культуры. -Посмотрите на слайд. Так выглядел театр в Древней Греции.
-Подумайте, в чём схожесть с нашим современным театром, а в чём различие? М.О. Помещение театра имело форму полукруга и располагалось в под открытым небом. Сцена находилась внизу, а места для зрителей огибали сцену, как в современном театре. -В театре Древней Греции и современном театре есть актёры и зрителя, сценарии выступлений, специальные костюмы актёров. -В Древней Греции актёрами были только мужчины, они исполняли и мужские и женские роли. Чтобы театр был зрелищным, актёры одевались в яркие костюмы. Необходимой частью костюма была маска. Она позволяла зрителям с давних рядов разглядеть образ персонажа, его чувства, эмоции, выраженные мимикой. Маску изготавливали из дерева или загипсованного полотна. Маска передавала характер или настроение персонажа: хохот, горесть, испуг, счастье. -Рассмотрите маски на слайде. Попробуйте описать характер и настроение этих масок. Маска образа женщины передает эмоции страха, ужаса. Маска вымышленного персонажа передает хохот, насмешку над чем-либо или кем-либо. Так же маски делят на две группы комические и трагические. Попробуйте по их названию понять какие эмоции эти маски передают? М.О. слово «комическая» родственно слову комедия- то есть положительные эмоции- радость, смех, счастье, удивление, умиротворение и т.д. Слово «трагическая» родственно слову трагедия- отрицательные эмоции- страх, горе, ужас, переживание и т.д. -Посмотрите на слайд, где изображена какая маска и в чем их отличия?
-Как вы поняли где комическая, а где трагическая маска? (По разрезу глаз, форме рта) -Прошло много веков и маски стали надевать на карнавал. -Что такое карнавал? Карнавал –это праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами. -Посмотрите на слайд и сравните карнавальные маски с античными в чем отличие?
-Маски, которые люди одевают на фестиваль отличаются тем, что являются украшением образа, его дополнением. Обычно они не несут каких-то определённых эмоций и настроений. Такая маска создана для того, чтобы за ней можно было надёжно спрятать лицо. А также она очень красива и изящна. Проверка понимания учащимися нового материала. -Вы уже догадываетесь, что мы будем сегодня рисовать? -Верно. Ваша задача нарисовать маску, показать в черты комичности или трагичности. - Как изобразить комическую маску? (глаза не сужены, мало морщинок, уголки рта направлены вверх) -Как изобразить трагическую маску? (глаза сужены, много морщинок, уголки рта опущены вниз) -Сейчас я раздам вам листы белой бумаги, на которых уже изображены характерные черты комичности или трагичности. Ваша задача украсить эту маску, сделать ее красочной, яркой и необыкновенной. Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь. Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. -Тихонечко садитесь. |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою тоску зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последователь- ности, составляют план работы. Выполняют физминутку. |
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; Первичное ознакомление с мировой культурой; |
Познавательные: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать её из одной формы в другую. Коммуникативные: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий; |
10-12 мин |
||||
V этап. Организация рабочего места |
||||||||
Предупреждения о аккуратной работе с красками. План работы: -Уберите с парты все ненужные и посторонние вещи. -Вам понадобятся на уроке: краски, кисточки, стаканчик с водой, губка или салфетка, а и клеёнка на парте. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами. |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
1-2 мин |
||||
VI этап. Практическая работа |
||||||||
-Чтобы нарисовать комическую маску какие краски вы будете использовать? -Чтобы нарисовать трагическую маску какие краски вы будете использовать? -Работаем аккуратно, друг другу не мешаем. -Как вы думаете, с какой части маски лучше начать? (с верхней части листа, переходя в нижнюю) -Почему именно с нижней? (чтобы не смазать краски, цвета, рисунок и самим не замараться) При оценивании ваших масок я буду обращать внимание на: -Аккуратность -Эстетичность и красоту -Соответствие типу маски с её образом. Трагический или комический. -Ваше творчество в работе. (Критерии на слайде) |
Выполняют практическую работу самостоятельно. Осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. |
Уметь: выполнять изображение, используя алгоритм, план действий. Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; корректирует свои действия; Личностные: развивает самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; |
20-25 мин |
||||
VII этап. Подведение итога урока. Рефлексия |
||||||||
-Ребята, кто закончил свою работу, поднимите руку? -Кто задерживает нас, поднимите руку? Выставка рисунков Повесьте свои маски на доску. Трагический маски с левой стороны доски, а комические с правой. -Посмотрите, какие замечательные маски у нас получились! -Что можно сделать дома самостоятельно, чтобы пользоваться этой маской как следует? Использовать её на празднике, день рождении? (Вырезать маску, сделать дырочки на глазках, ротике. Сделать отверстия для веревочки.) Оценивание работ учителем -Какая была тема урока? -Что вы нового сегодня узнали? -Что было для вас сложным? Рефлексия -А теперь возьмите ваши карточки. Узнаем наше настроение на конец урока. Если у вас хорошее настроение обведите радостного котёнка, если вас что-то огорчает тревожит, обведите растерянного котика, а если настроение очень плохое обведите грустного котёнка.
-Передайте карточки на первые парты своего ряда. |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. |
Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; |
3 мин |
|||||
VIII этап. Уборка рабочих мест. |
||||||||
-А теперь наведите порядок на своём рабочем месте. Сложите аккуратно клеёнки в шкаф, вытрите парты, вымойте стаканчики с водой и кисточки. -Ребята, спасибо за продуктивный и интересный урок! Вы все молодцы! |
Наводят порядок на рабочем столе |
Регулятивные: Учиться быстро и организованно убирать рабочее место |
2 мин |