Технологическая карта урока истории «Древнегреческий театр» (5 класс)
«Древнегреческий театр»
Технологическая карта урока
Предмет: история
Класс: 5
Тема «Древнегреческий театр»
Автор урока (ФИО, должность) Костышина Галина Николаевна,
учитель истории высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение МБОУ Шамординская ООШ
Район Жуковский
Город/поселение деревня Шамордино
Тип урока (мероприятия, занятия) урок общеметодологической направленности с использованием ИКТ
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут
Цели урока
образовательные |
Познакомить учащихся с характерными чертами и особенностями древнегреческого театра, определить его роль в общественной жизни Эллады.
|
развивающие |
Формирование навыков работы с рисунками, текстом учебника, развитие внимания, памяти, устной речи, умения решать проблемные задания, сравнивать, делать выводы, самостоятельно осуществлять поиск информации. обобщать отдельные события и делать несложные выводы. |
воспитательные |
Способствовать формированию эстетических представлений, культуры делового взаимодействия, культуры поведения, интереса к прошлому |
Планируемые результаты
Предметные |
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность; Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий;
Работа с историческими источниками: • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
• на основе текста и иллюстраций презентации составлять описание исторических объектов, памятников – театров Древней Греции. Анализ, объяснение: • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия; Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
|
Личностные |
• освоение ценностей древнегреческого общества;
|
Метапредметные |
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, заполнять схемы и таблицы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе. |
Ученик научится:
• объяснять смысл понятий, терминов;
• проводить поиск информации в тексте, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о
событиях древней истории;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Дидактическая структура урока.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ООО. На протяжении урока организовано целенаправленное и эффективное формирование планируемых результатов освоения ФГОС ООО по истории, в том числе формирование УУД и смыслового чтения у обучающихся 5 класса.
Урок позволяет формировать у обучающихся социально-адаптивную, информационно-технологическую и коммуникативную компетентности: способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; способность выделять главное в тексте и второстепенное; способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую и пр.; способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать; способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде. Приоритетное значение имеет работа с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Данные виды действий эффективнее осваиваются в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Дополнительная информация.
Для реализации поставленных целей и задач целесообразно использовать презентацию и задания – практикумы (схемы и таблица) в формате Word. Записи могут вестись как в рабочих тетрадях, так и в рабочих листах
Ресурсы, оборудование и материалы
Список учебной и дополнительной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.2010г |
Примерная программа основного общего образования по истории (Примерные программы по учебным предметам. История. 5—9 классы— 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 94 с. — (Стандарты второго поколения). |
Авторская программа А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая «Всеобщая история» - М.:Просвещение,2015. |
Учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин,Г.И.Годер,И.С.Свеницкая-М.:Просвещение,2017-303с. 5 класс |
«Рабочая тетрадь по Истории Древнего мира»Г.И. Годер в 2 выпусках, М.: Просвещение,2019г. |
«Поурочные разработки по Истории Древнего мира» О.В.Арасланова-М.:Вако,2007-512с. |
Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: Владос-Пресс, 2001 |
Лопатюк А. М. Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград: Учитель -АСТ, 2004 |
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения |
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. «Всеобщая история. История Древнего мира» 5кл изд.Кордис&Медиа,2004г « Атлас Древнего мира» изд. Новый Диск 2003г |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html, |
Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/ |
Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»: http: //www, earth- history, com/ |
Культура и искусство: http://urok-kultury.ru/category/iskusstvo-mxk/ Античная мифология: http: //mythology, sgu. ru/myt hology/ant/index. htm |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Элементы технологий: проблемно-диалогическая, проблемная, технология критического мышления, личностно-ориентированная, модульная, дифференцированная, технология продуктивного чтения, технология формирования УУД, технология активного обучения, ИКТ технология, технология здоровьесбережения.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, наглядно-иллюстративный
Приёмы: беседа, фронтальный опрос самостоятельная работа поиск соответствий работа с информационными технологиями индивидуальная работа
Этап |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные учебные действия
|
Актуализация знаний учащихся |
Орг. момент. Обращение к классу. Разминка. Игра «Вопрос-ответ. Ассоциация» Египет, Финикия, Китай
А сейчас по какой стране мы путешествуем? Кто покажет её на карте? На политической карте? Как назывались города-государства в Греции? В каком полисе мы с вами были на прошлом уроке? Верно в Афинах. Сейчас мы с вами освежим наши впечатления. Вторая часть разминки - тест по домашнему заданию.
А теперь посмотрите внимательно на экран. (Сл.1). По какому принципу образован ряд, что объединяет эти фотографии? (Это театры) Верно, как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (в театр) Правильно, точнее в древнегреческий театр. Тема урока– «Древнегреческий театр». (Сл.2). Поставим цели нашего путешествия. Итак, на уроке мы познакомимся с тем, как и почему возник театр, каким он был в древности и чем отличается от современного, попробуем представить себя на месте древних зрителей и актеров и наконец, ответим на вопрос урока (сл. 3-4) Почему эллины называли театр «школой для взрослых |
Называют термины и понятия, относящиеся к этим странам.
Показывают на карте Грецию. Отвечают на вопросы
Заполняют тесты.
Отвечают на вопросы
Ставят цели урока. Записывают план и вопрос урока с доски в рабочие листы.
|
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, создание на уроках игровых ситуаций, игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие и др.;
- овладение приёмами анализа данных - умение выражать свои мысли;
-овладение приёмами анализа данных - умение выражать свои мысли; |
Постановка проблемы.
Открытие нового знания |
Почему эллины называли театр «школой для взрослых»
В путешествии нам поможет вопросный план. Записываем первый пункт плана «Где и как образовался древний театр?» (5 сл.) А ответить поможет текст учебника на 185 -той странице. Прочитайте его Учитель .Действительно, первоначально представлениями были сценки из мифов о Дионисе, но затем стали писать пьесы для театров не связанные с Дионисом. А строители стали строить театральные здания. Такие здания были во многих городах Греции. Но мы с вами поближе познакомимся с Афинским театром. А что такое театр? Запишите термин с определением в рабочих листах (сл.6) С другим определением театра мы познакомимся позже с старших классах.
2. А где располагался театр и как он был устроен? (сл.7) Записываем второй пункт плана. Найдите ответ на 186-ой странице. (на удобной площадке на склоне холма). Театр состоял из трёх частей. (Сл.8.)
На какие современные слова похожи слова орхестра, скене но что они сейчас значат. Что делало государство. Чтобы все могли попасть на представление?(давало деньги бедным) Как выглядели билеты?( слайд 9).
Так как же был устроен театр. Пометьте название частей театра на схеме. Работайте в парах. У вас 2 минуты. Кто завершил работу, кладёт ручки, и мы работаем дальше. 3.Теперь нам предстоит узнать ( сл. 10) Кто участвовал в представлении? В этом нам поможет историческая справка.( сл.11) - только мужчины - в масках - в особой обуви на толстой подошве - котурны 4. (сл12) А как назывались два главных вида представлений? Найдите ответ на 187 – й странице. Трагедия -пьеса, где герои совершали подвиги, страдали и часто погибали. Комедия – пьеса, в которой высмеивались недостатки и пороки людей и героев мифов. Кто писал трагедии и комедии нам расскажет … Знаменитыми авторами трагедий были: Софокл, Эсхил, а комедий Аристофан. Более подробно вы познакомитесь с их произведениями дома. СОФОКЛА («АНТИГОНА»), ЭСХИЛА («ПЕРСЫ»), АРИСТОФАНА («ПТИЦЫ»). Представления проходили несколько раз в год – в праздники Дионисий в конце января, в марте и октябре, несколько дней.(сл.14) А кто из вас был в театре? Но мы все с вами были на виртуальной экскурсии в театре. И она поможет нам в заполнении сравнительной таблицы и узнать в чём сходство и различия современного и древнегреческого театра. У вас 3 минут на заполнение таблицы, работаем по командам. Проверяем (сл.15) Молодцы
С каким театром мы познакомились? В каком полисе ? Есть ли вопросы? Пришло время ответить на главный вопрос урока Почему эллины называли театр «школой для взрослых» . (Кого прославляли в театральных пьесах? А высмеивали? Значит, на кого хотели быть похожи зрители? А как называют людей, мысли и поступки которых направлены на благо Отечества и народа? Так кого помогал воспитывать театр? Достойных граждан! Записываем вывод (сл. 16) Театр помогал воспитывать достойных граждан прославляя доблесть и честь и высмеивая лень, глупость, трусость. |
Ищут ответ на вопрос в учебнике, читают.
Работа с литературоведческим словарем. ТЕАТР– место для зрелищ ТЕАТР – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий группы актёров
Находят ответ на вопрос по заданным параметрам Находят определения в учебнике по заданным параметрам Выписывают термины и определения в рабочий лист 1 часть театра – места для зрителей. Разделялись на секции. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или глины буквой указывалось секция и место. 2 часть – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор с песнями и танцами. Актеры изображали людей и животных. 3 часть – скене – примыкавшая к орхестре постройка. На ней вешали декорации, а внутри хранились костюмы и маски актеров.
Работа со схемами в рабочей печатной тетради или на рабочих листах
Работают с текстом справки на слайде, выбирают главное, зачитывают и помечают в рабочих листах.
Работают с учебником, записывают определения в рабочий лист Это трагедия и комедия.
Сообщение ученика. Другие учащиеся слушают, помечая главное в рабочих листах
Проблема. Чем древнегреческий театр отличается от современного театра
Актуализация материала
Отвечают на поставленный вопрос |
- выведение следствий из определения понятия
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. - постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с учебной литературой
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
- умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи - умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; - овладение приёмами контроля и самоконтроля
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом; · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др усвоения изученного- умение сравнивать, приводить контрпримеры;
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом;
|
Закрепление и рефлексия.
|
Вот и закончилось наше путешествие. А теперь мы с вами исследователи и нам нужно восстановить важный документ. Игра «Размытое письмо» 7 минут. Проверяем цветным стержнем (сл.17) выставляем оценку. (сл.18)
|
Театр появился в Древней Греции, его возникновение связано с праздниками в честь бога Диониса. Театр состоял из 3 частей: 1.Театрон - места для зрителей, разделённые на сектора с каменными скамьями . 2 Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. 3.Скена - постройка для хранения костюмов и масок. На неё вешали декорации. В театре играли только мужчины, они представляли два вида пьес. Комедии – где высмеивали пороки и недостатки людей и героев мифов и трагедии, в которых герои совершали подвиги, страдали и часто погибали. Театр не только развлекал, но и воспитывал греков. |
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; - работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
|
Домашнее задание |
п.39, термины, закончить таблицу Дополнительный вопрос: Подготовить сообщение о театрах Брянска (Как называются театры в Брянске, где они находятся и в каком году были созданы) Оценки за урок. |
|
|
Размытое письмо
Театр появился в__________________________________, его возникновение связано с праздниками в честь бога_________________.
Театр состоял из 3 частей:
1._____________ - места для зрителей, разделённые на сектора с каменными скамьями
2 ________ – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор.
3. _____________ - постройка для хранения костюмов и масок. На неё вешали декорации. В театре играли только ________________, они представляли два вида пьес. _______________ – где высмеивали пороки и недостатки людей и героев мифов и ________________, в которых герои совершали подвиги, страдали и часто погибали. Театр не только развлекал, но и ________________ греков.
Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения |
Древнегреческий театр |
Современный театр |
Где происходит представление |
Под открытым небом |
В специальном помещении |
Кто участвовал в представлении |
Мужчины -актёры |
Актёры, мужчины и женщины |
Жанры |
Трагедии и комедии |
Трагедии, комедии, драмы |
Аладышева Татьяна Петровна
Ахметшина Наталья Юрьевна