ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Чернышев Евгений Александрович
Учитель математики и информатики
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко»
г. Волгоград, Волгоградская область
Аннотация: Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно сталкиваются с контролем за учебной деятельностью учащихся. Контроль знаний учащихся выступает не только как способ проверки усвоения материала, но и как инструмент, который помогает учителям адаптировать свои методы преподавания, а также выявлять слабые места в обучении.
Актуальность данной проблематики обусловлена несколькими факторами:
1. Индивидуализация обучения: Современные подходы к обучению акцентируют внимание на индивидуальных потребностях и способностях каждого ученика. Эффективная оценка позволяет выявлять эти потребности и корректировать процесс обучения.
2. Разнообразие форматов оценки: Существуют различные методы контроля знаний — от традиционных тестов и экзаменов до проектов, презентаций и портфолио. Это разнообразие позволяет учитывать разные стили обучения и помогает ученикам продемонстрировать свои знания и навыки.
3. Обратная связь: Оценка знаний предоставляет важную обратную связь как ученикам, так и учителям. Ученики могут понять, где они преуспевают, а где нуждаются в дополнительной помощи, в то время как учителя могут адаптировать свои методы преподавания на основе результатов оценивания.
4. Подготовка к будущему: В условиях быстро меняющегося мира важно не только усваивать знания, но и развивать критическое мышление, навыки решения проблем и сотрудничества. Оценка должна отражать эти аспекты, что требует новых подходов к контролю.
5. Технологические инновации: Современные технологии открывают новые возможности для оценки знаний, такие как онлайн-тестирование, игровые элементы и использование аналитики данных для отслеживания прогресса учащихся.
Контроль в деятельности педагога направлен на два основных объекта: педагогический процесс и результат педагогической деятельности. Итоги контроля служат основой целеполагания и планирования; кроме того, контроль позволяет судить о достигнутых в образовательном процессе результатах, а следовательно, об изменениях, которые необходимо внести в образовательный процесс. Контроль образовательного процесса означает получение достоверной информации о качестве образовательного процесса и результатах деятельности включенных в него субъектов. Такое понимание контроля обращает нас не только к опыту средней общеобразовательной школы, но и высшей школы [4].
Контроль предполагает такие операции, как выявление, измерение, качественный анализ и оценивание, и включается в более общее понятие педагогической диагностики, под которой понимается определение характеристик процесса и результатов образовательной деятельности педагога и учащихся (воспитанников) с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки образовательного процесса [1].
Метод контроля представляет собой систему последовательных и взаимосвязанных диагностических действий, осуществляемых как учителем, так и учащимися. Эта система обеспечивает обратную связь в процессе обучения и позволяет собирать данные о достижениях в обучении и эффективности учебного процесса. Она должна гарантировать систематическое, полное, точное и своевременное получение информации о ходе учебной деятельности.
Технологические основы современных требований к контролю и оценке знаний учащихся включают в себя ряд инструментов и методов, которые позволяют более эффективно и объективно оценивать уровень усвоения материала. Вот некоторые ключевые аспекты:
1. Электронные образовательные платформы: Платформы, такие как Moodle, Google Classroom, Blackboard и другие, позволяют создавать и проводить онлайн-тесты, управлять заданиями и отслеживать прогресс учащихся.
2. Адаптивное тестирование: Использует алгоритмы для подбора вопросов в зависимости от уровня знаний учащегося. Это позволяет более точно оценить его способности и уровень усвоения материала.
3. Интерактивные технологии: Использование интерактивных приложений и игр для оценки знаний помогает сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.
4. Аналитика данных: Сбор и анализ данных о результатах тестирования и успеваемости учащихся позволяет выявлять тенденции, слабые места и области для улучшения как для отдельных учеников, так и для класса в целом.
5. Портфолио учащихся: Электронные портфолио позволяют собирать работы учащихся, которые демонстрируют их достижения и прогресс. Это может включать проекты, эссе, презентации и другие виды работ.
6. Использование искусственного интеллекта: AI может помочь в создании индивидуализированных заданий, анализе ответов учащихся и предоставлении персонализированной обратной связи.
7. Виртуальная и дополненная реальность:
• Эти технологии могут использоваться для создания интерактивных оценочных заданий, которые позволяют учащимся применять знания на практике в симулированной среде.
8. Мобильные приложения: Мобильные технологии позволяют учащимся получать доступ к учебным материалам и заданиям в любое время и в любом месте, что способствует гибкости в обучении.
9. Формативное оценивание: Использование технологий для регулярного формативного оценивания (например, через опросы или краткие тесты) помогает учителям своевременно корректировать процесс обучения.
10. Обратная связь в реальном времени: Технологические решения позволяют предоставлять учащимся мгновенную обратную связь по их ответам, что способствует более глубокому пониманию материала.
Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность ученика, так и на степень взаимодействия учащихся и педагогов [2].
Эти технологические основы помогают создать более динамичную, адаптивную и персонализированную систему оценки знаний, соответствующую современным требованиям образования.
Можно выявить современные требования к контролю знаний учащихся:
Контроль должен носить всесторонний характер, охватывая все разделы программы и обеспечивая проверку знаний, умений и навыков по данной дисциплине.
Соответствие программным требованиям;
Индивидуальный характер контроля, учитывающий особенности личных качеств учащихся.
Объективность, справедливость оценки отражает адекватность уровня знаний, навыков, умений; нельзя увязывать оценку результатов деятельности с оценкой личности.
Разнообразие форм и методов контроля оценка продуктивной деятельности учащихся.
Систематичность, регулярность стимулирует непрерывный процесс обучения, стремление к новым, более высоким результатам.
Анализ основных элементов подготовки учащихся (уровень теоретических знаний, сформированность умений и навыков, степень развития самостоятельности);
Гласность, оперативность, действенность;
Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.
Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу.
Основные задачи оценивания: прогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; обеспечить обратную связь; оценить степень достижения намеченных целей; оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Функции оценивания можно разделить на несколько категорий:
1. Обучающая функция – направлена не только на фиксацию существующих знаний и уровня обучаемости учащихся, но и на увеличение и расширение их знаний.
2. Воспитательная функция – заключается в формировании у учеников навыков систематического и ответственного подхода к учебным обязанностям.
3. Ориентирующая функция – влияет на умственную деятельность школьников, помогая им осознать процесс обучения и понять свои знания.
4. Стимулирующая функция – воздействует на волевую сферу учащихся через переживание успехов или неудач, а также формирует их притязания, намерения, поступки и отношения.
5. Диагностическая функция – предполагает постоянное мониторинг качества знаний учащихся, оценку уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонений от поставленных целей и своевременную корректировку учебной деятельности.[3]
Оценка — это качественная характеристика достижений обучающегося. Оценка в образовательном процессе представляет собой установление качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Требования к оцениванию:
Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношения учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у учащихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонами, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
Система контроля – оценочная основа обучения – становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Для эффективного проведения образовательного процесса необходимы единые требования, которые в обязательном порядке необходимо соблюдать педагогам образовательных учреждений.
Педагогические требования к контролю и оценке знаний выступают, как определенные рекомендации, которым важно следовать в ходе своей практической деятельности.
Таким образом, контроль знаний учащихся становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя его качественному улучшению и адаптации к современным требованиям.
Список литературы
1. Борытко Н. М. Современный урок: система, процесс, деятельность. – Волгоград, 2016.
2. Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2020. – 43 с.
3. Милушкин А.А. Эффективная форма контроля. //Школа и производство. 1999.№5
4. Тихоненков Н.И. Опыт высшей школы по подготовке вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях. / Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Ж.А. Шаповал. Белгород – 2022. С. 186-191.