12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Панина27
Россия, Московская обл., Сергиев Посад

Оценка знаний, умений и навыков учащихся несомненно является одним из основных структурных компонентов процесса обучения. Она должна осуществляться в течение всего периода обучения в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения, являясь важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Оценка представляет так называемую “обратную связь” между учителем и учеником, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне. 
Поиск необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Система оценки должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Оценка имеет большое значение и выполняет ряд функций:
Обучающая функция оценки.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти студентов.
Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, педагог стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и преподавателя по результатам их труда, снабжении педагога информацией о достижении целей обучения отдельными студентами, группой и курсом в целом

Результаты контрольных мероприятий помогают преподавателю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют администрацию об успешности учебного процесса.
Стимулирующая функция. Известно, что учащиеся специально готовятся к зачёту, к экзамену. Наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.
Без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только преподаватель. 

Современные методы оценки знаний, умений и навыков.

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. . Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. Коллектив кафедры работает над критериями рейтинговой системы оценки знаний.

Эссе.
В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) используется эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения в высшей школе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.

Тестирование.

Ни для кого не секрет что важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка знаний учащихся осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием, важнейшим и неотъемлемым элементом которого являются тестовые материалы, попросту говоря тесты.

Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбальная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. 

В настоящее время в учебных заведениях, помимо традиционных методов контроля знаний учащихся, используется тестовый контроль. Однако проводить качественное тестирование без применения специальных средств практически невозможно из-за большого объема данных, который необходимо переработать преподавателю. Во-первых, необходимо подготовить большое число вариантов тестов с неповторяющимися вопросами, а подготовка теста – весьма трудоемкий процесс. Во-вторых, оценка результатов тестирования, особенно при использовании статистических методов, достаточно сложна. Для решения этих проблем используются программные средства, которые дают возможность преподавателю оперативно составлять множество вопросов по теме (курсу) и оценивать результаты тестирования

Одним из достоинств использования программных комплексов тестирования является автоматизация процесса контроля знаний: результаты обрабатываются автоматически, сохраняются в базе данных, могут сформировать требуемую выборку данных.

Цель разработки программного обеспечения тестирования заключается в создании программного комплекса, который реализует тестирование знаний учащихся, автоматическую обработку результатов тестирования, хранение и представление протоколов тестирования.

Преимущества компьютерного тестирования:

1. Более высокая объективность контроля. В оценке, выставляемой на основе традиционных методов контроля, существенным оказывается субъективный компонент. Если тест достаточно качественный, то влияние субъективных факторов исключается, и получаемая оценка может рассматриваться как объективная.

2. Более дифференцированная оценка. В традиционных методах контроля пользуются четырехбалльной шкалой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены, если необходимо, в шкалах, содержащих много градаций оценки, что обеспечивает более высокую точность измерений учебных достижений.

3. Более высокая эффективность. Тесты можно одновременно проводить на больших группах студентов. Обработка результатов для получения окончательных оценок проводится легче и быстрее, чем, скажем, проверка контрольных работ. Особенно велика экономия времени, когда в форме тестирования проводятся экзамены. Использование дополнительного программного обеспечения позволяет не только увеличить количество текущих оценок, но и существенно повысить качество знаний учащихся.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.