Применение технологий «Действия контроля и оценки как основа умения учиться»

8
0
Материал опубликован 10 September 2016 в группе

ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Бернгардт Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов

МБОУ «СШ 16» города Ачинска

Ученики, которых мы учим сегодня, будут трудиться на благо нашей страны примерно до 2060 года. Трудно сейчас с уверенностью сказать, какие навыки потребуются им в жизни. Но я полностью согласна с мнением известного американского социолога Э. Тоффлера, что «неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научится учиться» Э. Тоффлер. Самым главным результатом моего труда я считаю развитое умение учиться у моих учеников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формирование умения учиться тоже рассматривается как одна из важнейших целевых установок учителя.

Человек не рождается с умением учиться. Приобретается оно в условиях специально организованного обучения, где ученик становится субъектом процесса обучения. Что не позволяет ребенку стать хозяином своего обучения? Зная подводные камни учения, мы ведем ученика короткой дорогой, оценивая и контролируя весь ход обучения, мы как бы говорим ребенку: «Делай так, а то ошибешься». Зачем ученику учиться ставить цель, строить план действий, оценивать свои достижения, если есть тот, кто знает, как это сделать быстро и правильно? Он вынужден накапливать знания и умения. Особое место в формировании умения учиться у младших школьников принадлежит становлению контрольно-оценочной деятельности. С одной стороны действия контроля и оценки выступают как самостоятельный элемент содержания умения учиться, а с другой стороны являются основой этого умения. Проблеме контроля и оценки в педагогике уделяется значительное внимание. Так как контроль и оценка в учебном процессе - явление многоаспектное, поэтому педагогические исследования в этой области ведутся в нескольких направлениях. Воронцов А.Б. говорит, что «неудовлетворенность вызывает тот факт, что действия контроля и оценки ограничиваются выявлением полноты и точности усвоения знаний, умений и навыков и не учитывают продвижение учащихся в развитии учебно-познавательной деятельности, особенности мотивации учения в разные возрастные этапы становления личности учащихся, отношение школьников к изучаемому и процессу учения, т.е. не выявляет в полной мере результаты обучения и, тем самым, не используют их воспитывающие и развивающие функции». Наиболее разработана в этом направлении педагогическая технология контроля и оценки А.Б. Воронцова.

Я представлю Вашему вниманию систему моей работы по формированию умения учиться через овладение учащимися действиями контроля и оценки. В ее основе лежит педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности Воронцова А. Б., разработанная в рамках системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Формируя действия контроля и оценки у младших школьников, я соблюдаю следующие условия:

- безотметочное обучение с постепенным переходом к отметочному с сохранением критериального подхода;

- обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работы;

- выдерживание определенных этапов формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

Моя основная задача на первом этапе (1 класс) заключается в том, чтобы научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. В этот период я использую такие задания, которые направлены на умение обнаруживать совпадение, сходство, различие, на умение договариваться о выборе образца для сопоставления. Эти задания являются основой для формирования такого важного умения как умения определять границы своего знания и незнания. Например, в ходе совместных практических действий по сравнению длины и ширины прямоугольников дети овладели несколькими способами: наложением, на глаз, с помощью мерки. Если при выполнении нового задания, требующего проверить, правильно ли сравнил другой ученик прямоугольники по длине границы, ученик говорит: «Не пойму как делать. По длине умею сравнивать, по ширине умею. А как сравнивать по длине всей границы, не знаю», то можно утверждать, что у этого ученика формируется понимание о собственном знании и незнании.

Младшему школьнику выделять и сравнивать свои действия сложнее, чем действия другого человека, поэтому в качестве образца для сравнения я использую сказочного персонажа, ученика из соседней школы. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе отводится пооперационному контролю, поэтому я организую работу по выделению критериев оценивания с последующим наименованием оценочных шкал.

С изменением подходов к оцениванию у меня появилась потребность в специально организованных формах, которые дают возможность ребенку рефлексивно отнестись к своей деятельности. В середине и в конце первого класса организую две рефлексивные остановки. Это специальные дни, когда дети, рассказывают о своих достижениях своим одноклассникам, учителю, другим взрослым. Важность таких остановок в том, что ученики понимают: для чего они это делают, видят свои продвижения, сравнивают себя с собой прежним, радуются успеху. Не менее ценно то, что ребенок сам определяет содержание своего рассказа и публично его предъявляет по совместно выработанным критериям. Результаты 1 этапа я отслеживаю через сформированность у первоклассников следующих умений:

- обнаруживают сходство, различие в отдельных операциях и результате с готовым образцом, постепенно переходя от детального сопоставления к менее детальному;

- отделяют известное от неизвестного в знаниях, в способах действия с предметом;

- договариваются о выборе образца для сопоставления;

- по совместно выработанным критериям оценивают свои действия и соотносят свою оценку с оценкой учителя;

- рассказывают о достижениях по выработанному или назначенному самим ребенком критерию;

- демонстрируют в ходе обсуждения и оценивания понимание критериев.

На 2 этапе формирования действий контроля и оценки (2 класс – первое полугодие 4 класса) мои усилия направлены на формирование у учащихся умения контролировать каждую операцию при освоении способов действия и выделять критерии выполнения задания. С этой целью я организую в пространстве класса места с многоуровневыми заданиями на тренировку и на оценку, с ответами для проверки, столы с «помощниками», в качестве которых выступают справочники, схемы, чертежи, созданные самими учащимися алгоритмы, способы действий, образцы (см. пример в игре «Совещание врачей»).

Приведу примеры возможных видов заданий, направленных на формирование умения осуществлять пооперационный контроль.

Составь задание для одноклассников, которое решается таким же способом.

Объясни доказательство или решение задания своим одноклассникам.

Реши задание несколькими способами, сравни свои решения с решениями товарищей, выбери наиболее удачные. Объясни, почему так решил.

4. Найди в задании, составленном для тебя учителем/товарищами, ошибки и исправь их.

5. Определи в задании «ловушки» (недостающие или избыточные данные). Или обратное задание: составь для товарища задание с «ловушкой».

Я считаю, что в младшем школьном возрасте очень важно опираться на игровой опыт учеников, поэтому применяю дидактические игры. Проиллюстрирую, как я их использую для поддержания учебной мотивации и для сохранения желания контролировать и оценивать свои действия. Одна из любимых детьми игр – «Совещание врачей». Каждый ученик в группе - «врач», специалист по конкретной орфограмме. Чтобы вылечить «больное слово», «врачу» необходимо:

а) самостоятельно определить «диагноз», т.е. орфограмму-критерий;

б) выписать «рецепт», т. е правило-способ проверки;

в) «вылечить» слово, т.е. проверить его по правилу и записать правильно. Письменно оформленный «рецепт» и есть «помощник», который далее используется другими учениками. Важно, что в этой игре у детей не только формируется умение осуществлять контроль, но и то, что ученики выделяют и понимают критерии работы. В эту игру мы успешно играем на разных предметах и «лечим» не только слова, но и математические выражения, явления, способы действий. Также хорошие результаты дают игры «Педсовет», «Лото» (см. Приложение). Опыт проживания этих действий в игре позволяет ученику правильно организовывать свою учебную деятельность и осознанно корректировать ее этапы при необходимости. Результаты 2 этапа формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся я так же отслеживаю через умения школьников:

- формулировать требования к проверочным заданиям;

- определять границы применения того или иного способа действия;

- устанавливать возможные причины ошибок и планировать способы их ликвидации;

- выделять критерии для оценки;

- классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

- определять готовность к предъявлению результата своей работы.

На 3 этапе (второе полугодие 4 класса) мои ученики выходят на полный цикл контроля и оценки, т.е. они:

- определяют то, что будет проверяться (типологизируют задания по сложности, по проверяемым умениям и выделяют критерии оценивания заданий);

- составляют проверочные задания (в т.ч. задания с «ловушками»);

- создают образцы для проверки;

- характеризуют ошибки и выдвигают гипотезы об их причинах.

Для определения достижений ученика в овладении действиями контроля и оценки использую специальные диагностические работы. Такой мониторинг позволяет мне выделить группы учащихся со схожими трудностями, скорректировать свою деятельность и реализовать индивидуальный подход в обучении.

В качестве примера, представлю задание из диагностической работы для учащихся 2 класса. Оно позволяет увидеть сформировано ли у ученика умение определять критерии для проверки работы.

Сереже необходимо выполнить упражнение 5 по русскому языку. Придумай название для трех шкал, чтобы оценить его работу.

Упражнение 5. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Х…дила курочка с цыплятами по дв….ру. Вдруг пошел дождик. Курочка на з...мельку присела и перы…ки растопырила. Клю… подняла и пищит.

Опираясь на свой опыт, я выделила наиболее продуктивные и малозатратные педагогические средства учебного процесса для формирования контрольно-оценочной деятельности: Карта знаний, Справочник ошибок, дидактические игры, Листы успеха, Урок успеха, Бланк информирования родителей. Их описание представлено в Приложении.

По-новому начала работать с родителями. Опыт подсказывает, что если родителям не объяснять важность работы по формированию контрольно-оценочной деятельности, то они испытывают недоумение, а иногда и недовольство. Поэтому с родителями провожу консультации, где обсуждаю такие вопросы: «В чем отличие отметки и оценки?», «Какие детские результаты, кроме предметных, оцениваются на уроках?», «Кто и как оценивает результаты?». На «родительских практических занятиях» мы разбираем ситуации и пробуем выработать совместные решения, договориться о том, как помочь ребенку научить учиться. Родители имеют возможность ежедневно видеть продвижение в обучении через оценочные шкалы в тетрадях и Листы успеха. В конце четверти они получают Листы информирования родителей, с предметными и метапредметными результатами детей, в том числе и с умениями контроля и оценки. А в конце учебного года дети приглашают родителей на уроки Успеха, где рассказывают о своих успехах и демонстрируют свои Портфели достижений.

Для обеспечения преемственности в нашей школе создана программа сопровождения пятиклассников, в которой как одно из направлений удерживается продолжение работы по формированию у них контрольно-оценочной деятельности. Своих выпускников я передаю с результатами диагностики, которые учителя-предметники используют для реализации индивидуального подхода при организации образовательного процесса. С классным руководителем и учителями-предметниками в течение года обсуждаем способы работы по формированию действий контроля и оценки на заключительном этапе, выделяем критерии для составления диагностических работ, проектируем учебные ситуации, основанные на анализе результатов мониторинга, и проводим их рефлексию. Учителя основной школы отмечают, что мои выпускники переносят действия контроля и оценки даже при изучении новых учебных предметов и курсов, демонстрируя таким образом, умение учиться, что является важным метапредметным результатом для выпускников начальной школы.

Сложившаяся система работы дает положительные результаты для всех участников образовательного процесса. По моим наблюдениям у учащихся сохраняется положительное отношение к действиям контроля и оценки: дети с удовольствием оценивают свою работу, помогают это делать своим товарищам, всегда находят такие действия одноклассника, за которые он достоин похвалы. У учащихся формируются внутренние мотивы учения. Они испытывают чувство удовлетворения, обнаруживая свое продвижение в обучении, понимают чему они учатся и для чего. В ходе выполнения задания ученики проявляют активность в выдвижении и обсуждении предположений, включаются в деятельность. У ребенка складывается индивидуальный стиль работы: он может разделить задание на части-шаги, определить способ выполнения задания и самостоятельно проверить не только правильность, но и полноту его выполнения. Это позволяет мне делать вывод о том, что ученики выходят на полный цикл контроля и оценки, а значит, овладели основами умения учиться. На диаграммах представлены метапредметные результаты учащихся и результаты независимой оценки качества образования.

Сравнивая результаты своих прежних и нынешних выпускников, я сделала вывод: раньше практически все действия ученика были направлены на то, чтобы не допустить ошибку, и впоследствии, не быть наказанным. А теперь учащиеся не избегают неудачи, а работают над своими ошибками, что ведет к достижению успеха и к проявлению желания учиться. Мои наблюдения подтверждаются данными диагностики уровня школьной тревожности (тест Филлипса), которую проводит школьный психолог. У учащихся снижается общий уровень тревожности в школе, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Если посмотреть на деятельность по формированию действий контроля и оценки младших школьников с точки зрения моего профессионального роста, то можно выделить несколько «открытий». Я научилась наблюдать за проявлением инициативности и самостоятельности ребенка. Я определяю, насколько каждый ученик продвинулся, потому что научилась раскладывать умение на микроумения. вижу трудности каждого ребенка в освоении программы, и это является основой для проектирования или коррекции дальнейшей деятельности по достижению планируемого результата. Эта работа позволила мне действительно понять, что такое индивидуальный подход в обучении. К своим открытиям отношу умение определять уровень сложности задания и проектирование учебных ситуаций, направленных на формирование действий контроля и оценки, а так же умение организовывать пространство классной комнаты.

В настоящее время размышляю над тем, как продолжить формирование контрольно-оценочных действий во внеурочной деятельности.

Над формированием контрольно-оценочной деятельности работает весь коллектив нашей начальной школы. Использую ресурс базовой образовательной площадки «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников» Красноярского КИПКиПП РО. Опыт по данному направлению я обобщаю и представляю на городских педагогических чтениях, в рамках Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования», в сетевых профессиональных сообществах, в организации деятельности городского методического объединения учителей начальной школы, руководителем которого я являюсь.

Возможно, проделанная мною работа не покажется новой, но она очень важная. Контрольно-оценочные действия – это основа умения учиться, а значит залог успешности человека. Именно это умение в будущем обеспечит социальную и профессиональную мобильность наших выпускников.

Приложение

Педагогические средства формирования и развития

контрольно-оценочной деятельности младших школьников

(из опыта работы Бернгардт Т.Д.)

Дидактические игры

Опираясь на известное утверждение, что в игре, в деятельности легче и быстрее происходит интериоризация навыков и умений мы подобрали игровые упражнения, проведя их классификацию их по формируемым умениям. Считаем важным то обстоятельство, что данные игры можно использовать на разных этапах формирования контрольно-оценочной самостоятельности, а также то, что формируются и развиваются универсальные учебные действия.

Формируемое умение

Описание игры

Комментарии

Умение договариваться о выборе образца для сопоставления

«Запретное движение» По команде ведущего участники выполняют движения. Одно движение является “запретным”. Его выполнять нельзя. Ведущий в свободном порядке среди прочих движений просит выполнить “запретное”. Можно использовать для формирования норм групповой работы

«Разведчики» Играем в группе. Договорившись о системе знаков, “разведчики” зашифровывают информацию. Система знаков может быть любой: рисунки, цифры, знаки препинания.

Например: прочитать – рисунок губ, послушать - ухо, записать – ручка.

Параллельно формирует умение сравнивать и повторять действия в игре

Хорошо использовать для обозначения символами действий в алгоритме или в способе действия.

Умение сопоставлять свои действия с заданным образцом (умение вычленять операционный состав действий)

«Робот и человек» Играем в парах: 1 – «робот»; 2 – «человек». “Человек” дает задание “роботу” и диктует план его выполнения по заданному способу действия. “Робот” выполняет по одному шагу после команды “человека”. Например: Списываем предложение: читаем вслух, повторяем про себя, читаем по слогам первое слово, пишем, диктуя себе по слогам, пробел, читаем второе слово …

Можно пойти обратным путем: предложить составить план действий по выполнению задания для робота («Диктант для робота»)

Упражнения, направленные на формирование действий прогнозирования

1. «Писатели» Ребенку (группе, паре) предлагается неоконченный рассказ. Его надо закончить и объяснить, почему окончание такое. Например: Наступила осень. Солнце теперь ленится подниматься над горизонтом. По утрам все чаще...

2. «Соедини части – узнаешь целое» Надо наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10-15 неравных частей разной формы. Играющий, рассматривая отдельные части разрезной картинки, должен догадаться, что изображено на картинке и аргументировать свой ответ. Затем он собирает части в единое целое.

Можно использовать при формировании прогностической оценки

Умение сопоставлять письменную работу с заданным образцом.

1. Игра «Учитель и Ручка» Играем в парах. 1 – учитель, 2 - ручка. “Учитель” дает команду “ручке”, куда вести линию, не глядя в образец. “Ручка” беспрекословно выполняет команду. “Учитель” пишет не сам, а при помощи “Ручки”, подавая ей команды. Задача “Учителя” «написать» букву, цифру. Оценивание производят вместе по заданным критериям.

2. «Зеркало» Играем в паре. Измени предложения по образцу. На лугу паслись лошади. - На лугу паслась лошадь. На дорогу вышли лоси . - ...

3. «Повторяльщики» Дается предложение. Необходимо построить его схему. По схеме составить другое предложение (аналогичное).

Можно использовать при отработке способа действия

Можно использовать для формирования умения формулировать требования к проверочному заданию, если предложить детям составить задачу, подобную данной.

Для развития инициативных действий в процессе контроля и оценки и для формирования положительной мотивации к действиям контроля и оценки, можно использовать такие игры, как «Педсовет», «Лото», «Совещание врачей». В ходе этих игр ученики учатся выстраивать свои учебные действия с точки зрения поставленной задачи и удерживанию взятой на себя в игре роли. Опыт проживания этих действий в игре позволяет ученику правильно организовывать свою учебную деятельность и осознанно корректировать ее этапы при необходимости.

Игра «Совещание врачей».

В эту игру мы успешно играем на разных предметах и «лечим» не только слова, но и математические выражения, явления, способы действий. Приведу описание игры на материале русского языка. Ученики работают в группе из 4-5 человек. Каждый ученик в группе - «врач», специалист по конкретной орфограмме. В зависимости от предметного содержания у детей в группе могут быть могут быть разные роли врачей: врач по безударным гласным, врач, лечащий парные согласные, врач по непроизносимым согласным, врач, лечащий, гласные после шипящих. Для всей группы предлагается набор «больных» слов, т.е. слов с ошибками в слабой позиции. На ранних этапах формирования КОД можно использовать слова с «дырками», а на заключительном этапе – слова, написанные правильно. Рассматривая слова, ученики ищут каждый своего «пациента» и объясняют свой выбор. Чтобы вылечить «больное слово», «врачу» необходимо:

а) самостоятельно определить «диагноз», т.е. орфограмму-критерий;

б) выписать «рецепт», т. е правило-способ проверки;

в) «вылечить» слово, т.е. проверить его по правилу и записать правильно. Письменно оформленный «рецепт» и есть «помощник», который далее может быть использован другими учениками.

Игра «Лото»

Игра проводится в парах или группах. Для игры нужен комплект, состоящий из нескольких разных «помощников» в виде схем или способов действий/их частей изготовленных самими учащимися и карточек с вопросами, с математическими выражениями, словами. Задача обоих игроков заключается в том, чтобы составить пары соответствующих друг другу карточек по принципу «что - как».

Например:

А) при изучении темы «Круговорот воды в природе» дети собирают в лото схему с недостающим элементом и название этого элемента.

 

испарение

Б) при изучении темы «Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе» в наборе будут схемы-«помощники» для проверки окончаний имен прилагательных, существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе и несколько словосочетаний (существительное + глагол с предлогом), где существительные всех трех склонений, но одно из них в форме множественного числа.

В) при выделении типов задач или способов их решения может быть набор, состоящий из текстов задач и схем (часть и целое; часть, количество частей и целое).

Для работы маляру выдали 2 кисти и 20 л краски. За день он израсходовал 15 л краски. Сколько литров краски у него осталось?

 Изображается схема "Части - целое"

В первый день туристы прошли 22 км, во второй 20, а в третий 18. Какой путь проделали туристы за три дня?

Когда мама заплатила за яблоки 75 рублей, то у нее осталось 1862 рубля. Сколько денег было у мамы?

В два дома почтальон разнес а писем. Сколько писем почтальон разнес в первый дом, если во второй он принес в писем?

Игра «Педсовет»

Возможно проведение в групповой или фронтальной работе. Суть игры в определении причин ошибок. Перекликается с составлением Справочника ошибок. На Педсовет приходит Ошибка, дети определяют имя ошибки (критерий), выдвигают предположение о ее происхождении (способ проверки). Воспитательный эффект иногда больший, чем образовательный. Важно так построить фронтальное обсуждение Ошибки, чтобы не перейти на личность человека, допустившего ошибку и не формировать отрицательное отношение к ошибкам. Поэтому на начальном этапе формирования КОД в роль Ошибки, заменяется Подарком с сюрпризом от Разумников.

Педагогические средства в плоскости «учитель - ученик»

Справочник ошибок использую для осознания учащимися уровня сформированности у себя конкретного умения и для возможности выстраивания деятельности по устранению ошибок (разработан Александровой Э.И.) В табличном варианте Справочника ошибок я использую такие графы: ошибка, причина ошибки, как найти ошибку, какие задания ты советуешь, чтобы избавиться от ошибки, какие ошибки встречались у тебя.

 

Акцентирую Ваше внимание на том, что в Справочник ученик вносит предполагаемые ошибки, сам придумывает (или продуктивно анализирует содержание заданий в учебнике, рабочих тетрадях) задания по устранению ошибки. На первых этапах работы со Справочником мы вместе (фронтально) определяем причину ошибки и способ ее нахождения, остальные графы большинство детей заполняют самостоятельно. При обучении составления Справочника ошибок важно продумать дифференцированную работу.

Карта знаний представляет собой структурированную информацию по определенной теме. Заполнение Карты знаний производится в течение года и позволяет отслеживать свое продвижение в знаниях по предмету и увидеть всю систему этих знаний в целом. Знаками вопроса можно показывать неизвестные части карты. Удобнее всего можно представить в виде схемы, кластера.

Лист успеха - это хорошая альтернатива ученическому дневнику. Он позволяет самому ребенку и родителям проследить динамику учебной успешности, давать относительные оценки, а не абсолютные. Еще один плюс – ученик обнаруживает и видит направление для самостоятельной работы. В них могут быть заведены разные критерии, в том числе и критерии выполнение последовательности этапов (при решении проектных или исследовательских задач или при подготовке мероприятий, в том числе и во внеурочной деятельности).

 

Тетрадь открытий ведется учеником на протяжении всего периода обучения в начальной школе для фиксирования способов и алгоритмов работы, справочных материалов и постепенно модифицируется под задачи учебного года. Она может содержать самостоятельно изготовленные и вклеенные «помощники».

 

Педагогические средства в плоскости «учитель-родитель»

Листы информирования родителей представляют перечень предметных и метапредметных умений ученика. В 1 классе такая информация предоставляется родителям один раз в полугодие, а во 2-4 классе в конце каждой четверти. Опыт подсказывает, что если родителям не объяснять важность работы по формированию контрольно-оценочной деятельности, то они испытывают недоумение, а иногда и недовольство когда видят список умений вместо абсолютной отметки. Поэтому с родителями провожу консультации, где обсуждаю такие вопросы: «В чем отличие отметки и оценки?», «Какие детские результаты, кроме предметных, оцениваются на уроках?», «Кто и как оценивает результаты?». На «родительских практических занятиях» мы договариваемся о понимании содержания умений из Листа информирования, о том как определяется уровень сформированности того или иного умения из перечня, а разбираем ситуации и пробуем выработать совместные решения, договориться о том, как помочь ребенку научить учиться. А в конце учебного года дети приглашают родителей на уроки Успеха, где рассказывают о своих успехах и демонстрируют свои Портфели достижений.

 

Умения

Уровень усвоения

Обучение письму

1

Составлять предложение по картинке

 

2

Выделять предложение из речевого потока

 

3

Строить модель предложения

 

4

Определять место звука в слове

 

5

Выделять голосом заданный звук

 

6

Различать гласные/ согласные звуки

 

7

Строить звуковую модель слова (3-5 звуков)

 

8

Правильно держит ручку

 

9

Проводить прямые параллельные линии в заданном направлении, не выходя за контур

 

10

Ориентироваться в широкой и узкой рабочей строке

 

11

Письмо элементов букв и изученных букв, соединений

 

12

Умение «читать» слова по звуковой модели

 

13

Умение подбирать слово к звуковой модели (по количеству звуков)

 

14

Различает письменные и печатные буквы

 

15

Различает заглавные и строчные буквы

 

16

Соотносит парами письменные буквы и печатные

 

17

Пишет под диктовку изученные буквы

 

18

Списывает с доски письменные/печатные буквы

 

19

Преобразует письменные в печатные буквы и наоборот

 

20

Находит «знакомые» элементы в новой /изучаемой букве

 

21

Писать заглавную букву в начале предложения и в именах

 

22

Ставить точку в конце предложения

 

23

Грамотно писать под диктовку и самостоятельно слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают)

 

24

Умение делить слова на слоги

 

Обучение чтению

1

Чтение изученных букв

 

2

Чтение слогов открытой и закрытой структуры

 

3

Чтение слов и понимание/объяснение их значений

 

4

Чтение предложений и понимание/объяснение их значений

 

5

Чтение небольших текстов и понимание/объяснение их содержания

 

6

Следит пальчиком и др. за чтением других

 

7

Слушать произведение

 

8

Отвечать на вопросы по услышанному содержанию

 

9

Элементарно оценивать эмоциональное состояние героев, эмоционально отзываться.

 

10

Умение читать плавно и по слогам небольшие тексты с темпом чтения не менее 15 слов в минуту

 

11

Понимать содержание прочитанного текста и пересказывать простейшие тексты

 

12

Соблюдать правильную интонацию при чтении и в устных высказываниях

 

13

Умение составлять небольшой рассказ по сюжетным картинкам

 

Математика

1

Умение пересчитывать фигуры, предметы и называть их количество

 

2

Знать прямой счет в пределах 10

 

3

Знать обратный счет в пределах 10

 

4

Продолжать заданный «узор» по клеткам

 

5

Выполнять «графический диктант»

 

6

Копировать фигуру по клеткам

 

7

Ориентироваться на клетчатой бумаге

 

8

Составлять описание математической ситуации по картинке

 

9

Составлять математические примеры по картинкам-ситуациям

 

10

Дополнение множества фишек в соответствии с заданным числом

 

11

Различать цифру и число

 

12

Обозначать количество предметов цифрой

 

13

Правильно писать изученные цифры

 

14

Узнавать и правильно называть цифру

 

15

Писать цифры под диктовку

 

16

Умение слушать задание и выкладывать фишки

 

17

Различать знаки + - =

 

18

Ориентироваться на странице учебника, рабочей тетради

 

19

Знать прямой счет в пределах 20

 

20

Знать обратный счет в пределах 20

 

21

Уметь различать геометрические фигуры: отрезок, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.

 

22

Строить заданный отрезок по линейке на нелинованной и на клетчатой бумаге

 

23

Двигаться по линейке вправо и влево, используя опору

 

Действия контроля и оценки

1

Сравнивать действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом

 

2

Договаривается о выборе образца для сопоставления

 

3

По заданным критериям оценивать свои действия

 

4

Соотносить свою оценку с оценкой учителя

 

5

Предъявлять на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию

 

6

Отделять известное от неизвестного в знаниях, способах действия с предметом

 
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации