Статья «Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)»
Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)
В настоящее время очень много стали говорить о формировании функциональной грамотности у школьников. Одна из важнейших составляющих функциональной грамотности – читательская. В понятие читательской грамотности входит не только умение выразительно читать, но и понимание теста, его оценка и рефлексия.
Все это можно развивать с помощью технологии развития критического мышления. Данная технология актуальна еще и потому, что имеет большой набор приемов, позволяющих еще и развивать интерес к своему предмету, учебной деятельности у учащихся.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, его умения учиться самостоятельно.
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): вызов-осмысление-рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Вызов: у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Осмысление: содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Рефлексия: стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Данная технология развивает 7 ключевых умений работы с информацией. Ниже приведены приемы, которые позволяют развивать каждый из них:
Умение систематизировать и анализировать информацию:
кластеры;
таблица «Инсерт»;
прием «общее — уникальное»;
составление таблиц: концептуальной, сводной, «ПМИ» или «ПМ?»;
стратегия «Фишбон»;
«бортовой журнал».
Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию:
«Инсерт»;
дневники: двухчастный и трехчастный;
чтение с остановками;
стратегия «Идеал»;
стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
таблица «ПМИ» или «ПМ»;
таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
стратегия «Фишбон»;
стратегия «Идеал».
Умение работать с понятиями:
синквейн;
концептуальное колесо;
денотативный граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать:
синквейн;
кластеры;
эссе и другие приемы рефлексивного письма;
прием «общее — уникальное»;
сводная таблица.
Коммуникативные умения:
приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.).
И это перечислены далеко не все приемы данной технологии.
В своей работе пользуюсь вот таким конструктором по технологии РКМЧП. Данный конструктор разработан учителем начальных классов, Матвеевой Светланой Викторовной. Нашла я его в ее методическом пособии. На мой взгляд, он очень удобен и понятен.
Этапы учебно- го занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||
Актуализация знаний |
«Да-нетка» |
Игра в случай- ность |
Базовый лист контроля |
Обсуждаем д/з |
ЗХУ |
Древо предсказаний |
Верители вы? |
Корзина идей |
|||||||
Постановка учебной задачи |
Привлекательная цель |
Удивляй |
ЗХУ |
Обсужд ем д/з |
ПМИ |
Ключевые слова |
Конструктор задача Илюшина |
Мозаика проблем |
|||||||
Решение учеб- ной задачи |
Чтения с остановками |
ИНСЕРТ |
FISHBONE |
Мозговой штурм |
IDEAL |
Зигзаг |
«Мудрые совы» |
Продвинутая лекция |
|||||||
Закрепление, тренировка, отработка спо- соба деятель- ности |
Своя опора |
Повторяем с контролем |
Повторяем с расширени- ем |
Кластер |
Перекрест- ная дискус- сия |
Кольца Венна |
«Толстые» и «тонкие во- просы» |
Таблицы: свод- ная, концепту- альная, синтез, ТАСК |
|||||||
Повторение и систематиза- ция изученного |
Денотатный граф |
Деловая игра «Компетент- ность» |
Деловая игра «Точка зрения» |
Деловая игра «НИЛ» |
Бортовой журнал |
Суммирование в парах |
Что? Где? Когда? |
Письмо по кругу |
|||||||
Контроль |
«Светофор» |
Опрос по цепочке |
Тихий опрос |
Блиц- контроль |
Взаимоопрос |
Программируе- мый опрос |
Пресс- конференция |
Щадящий опрос |
|||||||
Домашнее задание |
Задание массивом |
Необычная обычность |
Особое задание |
Идеальное задание |
Эссе |
Три уровня Д/З |
Защитный лист |
Творчество работает на будущее |
|||||||
Рефлексия учебной деятельности |
Синквейн |
Выбираем роль |
Кубик Блума |
Шесть шляп мышления |
Лесенка |
Оценочное окно |
|
|
Таким образом, ТРКМЧП предоставляет большой выбор приемов для формирования читательской грамотности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности, а также помогает создать и провести нескучный, интересный и запоминающийся урок.
Список использованных источников:
С.В.Матвеева «Методический конструктор как эффективный инструмент проектирования урока»
И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»
https://www.lala.lanbook.com/priemy-dlya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya
https://www.dpomos.ru › getfile