12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кулакова Татьяна Сергеевна103 Россия, Иркутская обл., Черемхово |
Статья «Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)»
Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)
В настоящее время очень много стали говорить о формировании функциональной грамотности у школьников. Одна из важнейших составляющих функциональной грамотности – читательская. В понятие читательской грамотности входит не только умение выразительно читать, но и понимание теста, его оценка и рефлексия.
Все это можно развивать с помощью технологии развития критического мышления. Данная технология актуальна еще и потому, что имеет большой набор приемов, позволяющих еще и развивать интерес к своему предмету, учебной деятельности у учащихся.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, его умения учиться самостоятельно.
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): вызов-осмысление-рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Вызов: у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Осмысление: содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Рефлексия: стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Данная технология развивает 7 ключевых умений работы с информацией. Ниже приведены приемы, которые позволяют развивать каждый из них:
Умение систематизировать и анализировать информацию:
кластеры;
таблица «Инсерт»;
прием «общее — уникальное»;
составление таблиц: концептуальной, сводной, «ПМИ» или «ПМ?»;
стратегия «Фишбон»;
«бортовой журнал».
Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию:
«Инсерт»;
дневники: двухчастный и трехчастный;
чтение с остановками;
стратегия «Идеал»;
стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
таблица «ПМИ» или «ПМ»;
таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
стратегия «Фишбон»;
стратегия «Идеал».
Умение работать с понятиями:
синквейн;
концептуальное колесо;
денотативный граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать:
синквейн;
кластеры;
эссе и другие приемы рефлексивного письма;
прием «общее — уникальное»;
сводная таблица.
Коммуникативные умения:
приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.).
И это перечислены далеко не все приемы данной технологии.
В своей работе пользуюсь вот таким конструктором по технологии РКМЧП. Данный конструктор разработан учителем начальных классов, Матвеевой Светланой Викторовной. Нашла я его в ее методическом пособии. На мой взгляд, он очень удобен и понятен.
Этапы учебно- го занятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
Актуализация знаний | «Да-нетка» | Игра в случай- ность | Базовый лист контроля | Обсуждаем д/з | ЗХУ | Древо предсказаний | Верители вы? | Корзина идей | |||||||
Постановка учебной задачи | Привлекательная цель | Удивляй | ЗХУ | Обсужд ем д/з | ПМИ | Ключевые слова | Конструктор задача Илюшина | Мозаика проблем | |||||||
Решение учеб- ной задачи | Чтения с остановками | ИНСЕРТ | FISHBONE | Мозговой штурм | IDEAL | Зигзаг | «Мудрые совы» | Продвинутая лекция | |||||||
Закрепление, тренировка, отработка спо- соба деятель- ности | Своя опора | Повторяем с контролем | Повторяем с расширени- ем | Кластер | Перекрест- ная дискус- сия | Кольца Венна | «Толстые» и «тонкие во- просы» | Таблицы: свод- ная, концепту- альная, синтез, ТАСК | |||||||
Повторение и систематиза- ция изученного | Денотатный граф | Деловая игра «Компетент- ность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Бортовой журнал | Суммирование в парах | Что? Где? Когда? | Письмо по кругу | |||||||
Контроль | «Светофор» | Опрос по цепочке | Тихий опрос | Блиц- контроль | Взаимоопрос | Программируе- мый опрос | Пресс- конференция | Щадящий опрос | |||||||
Домашнее задание | Задание массивом | Необычная обычность | Особое задание | Идеальное задание | Эссе | Три уровня Д/З | Защитный лист | Творчество работает на будущее | |||||||
Рефлексия учебной деятельности | Синквейн | Выбираем роль | Кубик Блума | Шесть шляп мышления | Лесенка | Оценочное окно |
|
|
Таким образом, ТРКМЧП предоставляет большой выбор приемов для формирования читательской грамотности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности, а также помогает создать и провести нескучный, интересный и запоминающийся урок.
Список использованных источников:
С.В.Матвеева «Методический конструктор как эффективный инструмент проектирования урока»
И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»
https://www.dpomos.ru › getfile