12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулакова Татьяна Сергеевна103
Россия, Иркутская обл., Черемхово
11

Статья «Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)»

Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)

В настоящее время очень много стали говорить о формировании функциональной грамотности у школьников. Одна из важнейших составляющих функциональной грамотности – читательская. В понятие читательской грамотности входит не только умение выразительно читать, но и понимание теста, его оценка и рефлексия.

Все это можно развивать с помощью технологии развития критического мышления. Данная технология актуальна еще и потому, что имеет большой набор приемов, позволяющих еще и развивать интерес к своему предмету, учебной деятельности у учащихся.

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, его умения учиться самостоятельно.

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): вызов-осмысление-рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Вызов: у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Осмысление: содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Рефлексия: стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Данная технология развивает 7 ключевых умений работы с информацией. Ниже приведены приемы, которые позволяют развивать каждый из них:

Умение систематизировать и анализировать информацию:

кластеры;

таблица «Инсерт»;

прием «общее — уникальное»;

составление таблиц: концептуальной, сводной, «ПМИ» или «ПМ?»;

стратегия «Фишбон»;

«бортовой журнал».

 

Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию:

«Инсерт»;

дневники: двухчастный и трехчастный;

чтение с остановками;

стратегия «Идеал»;

стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов;

таблица «ПМИ» или «ПМ»;

таблица «Сравнение источников».

 

Умение формулировать и решать проблемы:

стратегия «Фишбон»;

стратегия «Идеал».

 

Умение работать с понятиями:

синквейн;

концептуальное колесо;

денотативный граф.

 

Умение вести аргументированную дискуссию:

таблица «перекрестной дискуссии».

 

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать:

синквейн;

кластеры;

эссе и другие приемы рефлексивного письма;

прием «общее — уникальное»;

сводная таблица.

 

Коммуникативные умения:

приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.).

 

И это перечислены далеко не все приемы данной технологии.

В своей работе пользуюсь вот таким конструктором по технологии РКМЧП. Данный конструктор разработан учителем начальных классов, Матвеевой Светланой Викторовной. Нашла я его в ее методическом пособии. На мой взгляд, он очень удобен и понятен.

 

Этапы учебно- го занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний

«Да-нетка»

Игра в случай- ность

Базовый лист контроля

Обсуждаем д/з

ЗХУ

Древо предсказаний

Верители вы?

Корзина идей

Постановка учебной задачи

Привлекательная цель

Удивляй

ЗХУ

Обсужд ем д/з

ПМИ

Ключевые слова

Конструктор задача Илюшина

Мозаика проблем

Решение учеб- ной задачи

Чтения с остановками

ИНСЕРТ

FISHBONE

Мозговой штурм

IDEAL

Зигзаг

«Мудрые совы»

Продвинутая лекция

Закрепление, тренировка, отработка спо- соба деятель- ности

Своя опора

Повторяем с контролем

Повторяем с расширени- ем

Кластер

Перекрест- ная дискус- сия

Кольца Венна

«Толстые» и

«тонкие во- просы»

Таблицы: свод- ная, концепту- альная, синтез, ТАСК

Повторение и систематиза-

ция изученного

Денотатный граф

Деловая игра

«Компетент- ность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра

«НИЛ»

Бортовой журнал

Суммирование в парах

Что? Где? Когда?

Письмо по кругу

Контроль

«Светофор»

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Блиц- контроль

Взаимоопрос

Программируе- мый опрос

Пресс- конференция

Щадящий опрос

Домашнее задание

Задание массивом

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Эссе

Три уровня Д/З

Защитный лист

Творчество работает на будущее

Рефлексия учебной деятельности

Синквейн

Выбираем роль

Кубик Блума

Шесть шляп мышления

Лесенка

Оценочное окно

 

 

 

Таким образом, ТРКМЧП предоставляет большой выбор приемов для формирования читательской грамотности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности, а также помогает создать и провести нескучный, интересный и запоминающийся урок.

 

 

 

Список использованных источников:

 

С.В.Матвеева «Методический конструктор как эффективный инструмент проектирования урока»

И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»

https://www.lala.lanbook.com/priemy-dlya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya

https://www.dpomos.ru › getfile

http://schoolnano.ru

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.