Статья на тему «Опыт применения технологии дебатов в целях повышения читательской грамотности, развития речи и формирования критического мышления»
УДК 81
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Дементьева Оксана Андреевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №5
Россия, г. Балашиха.
Аннотация: в настоящей статье представлены описание и анализ внеклассного мероприятия по русскому языку, в основе которого лежит технология дебатов и метод кейсов. Темой дебат-сессии стала проблема пунктуации в интернет-общении. Мероприятие направлено на формирование критического мышления и читательской грамотности, а также на развитие речи учащихся.
Ключевые слова: дебаты; интернет-общение; пунктуация; развитие речи; критическое мышление; читательская грамотность.
Одна из основных проблем, с которой сталкивается каждый учитель русского языка и литературы, заключается в недостаточно развитом навыке учащихся формулировать свою точку зрения и аргументированно, развернуто ее доказывать. Кроме того, с каждым годом снижается уровень читательской грамотности: детям становится всё сложнее проанализировать прочитанный текст, определить его тему, идею, разграничить основную и второстепенную информацию. В связи с этим задача педагогов состоит в том, чтобы найти современные и эффективные методы, которые позволили бы решить эту проблему. В данной статье мы рассмотрим, как технология дебатов может помочь при формирования читательской грамотности и развитии устной речи.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Важной особенностью дебатов является то, что победа здесь не имеет никакого значения. Победителями в итоге оказываются все, ведь игра организована таким образом, чтобы помочь школьнику получить знания и умения, необходимые в современном мире [2, С. 7]. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что учащиеся в процессе игры приобретают важнейшие способности: обосновывать свою позицию, используя достоверную аргументацию; анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы. А именно эти навыки и являются приоритетными на уроках русского языка и литературы.
Школьный формат дебатов несколько отличается от общепринятого, что связано с временными и структурными рамками урока. Дебат-сессия строится таким образом, чтобы занятие включало в себя основные этапы овладения новыми знаниями: актуализация уже имеющихся знаний, постановка проблемного вопроса (выдвижение тезиса), получение нового знания в ходе активной групповой работы, представление результатов работы, рефлексия. Это позволяет сделать процесс обучения максимально результативным.
В качестве тезиса на дебатах предлагаются актуальные вопросы, волнующие современное общество. Ведь задача учащихся не просто порассуждать над теми или иными проблемами, но и предложить пути их решения. Одна из таких проблем – изменения в языке, происходящие под влиянием широкого распространения социальных сетей и всевозможных мессенджеров.
Мы не можем себе представить современный мир без интернет-общения, оно стало неотъемлемой частью нашей деловой и частной жизни. И ни для кого не секрет, что язык интернет-общения значительно отличается от обычного письменного языка. Многие филологи даже располагают его в отдельной нише, считая, что интернет-язык – это устная речь, зафиксированная письменно [Журенков, 2017]. В связи с этим перед лингвистами (да и перед остальными людьми) стоит вопрос: надо ли соблюдать правила орфографии и пунктуации, общаясь во Всемирной паутине? И если по поводу орфографии ответ однозначный – соблюдать правила надо (если, конечно, искажение облика слова не является ОСОЗНАННОЙ языковой игрой), то с пунктуацией дела обстоят сложнее. Так, даже среди лингвистов нет единой точки зрения по этому вопросу. Одни считают, что пунктуацию в переписках (даже дружеских) надо соблюдать неукоснительно и приводят следующие суждения.
- Отсутствие знаков препинания может вызывать недопонимание, оно затрудняет, тормозит общение. Кроме того, складывается и определенное впечатление о собеседнике: нельзя серьезно относиться к человеку, который не знает простейших правил пунктуации.
- Пренебрежение знаками препинания в интернет-переписках может негативно сказаться на общей грамотности человека. Ведь если человек (и особенно ребенок) постоянно будет видеть пунктуационные ошибки, то такое написание и закрепится в его зрительной памяти.
Другие же считают, что в некоторых случаях знаками препинания можно и пренебречь, и руководствуются следующими аргументами.
Во-первых, не всегда по сообщению понятно, какую эмоцию пытается передать собеседник, поставив в конце тот или иной знак. Гораздо эффективнее вместо конечного знака препинания использовать смайлик.
Во-вторых, интернет-переписка является имитацией живого общения, следовательно, обмен сообщениями должен быть быстрым, динамичным. На знаки препинания просто не остается времени.
Опираясь на данные мнения, мы решили организовать для учащихся дебаты, посвященные проблеме пунктуации в интернет-общении, и назвали наше мероприятие так: «Знаки препинания в социальных сетях: за или против». В основе этой игры лежит не только технология дебатов, но и метод кейсов: участники игры формулировали аргументы, ссылаясь на исследования ученых, выдержки из статей, интервью, результаты лингвистических опытов, конкретные жизненные ситуации и т.д. Для этого им нужно было внимательно прочитать и проанализировать полученные материалы, что, на наш взгляд, сделало мероприятие еще более эффективным, если рассматривать его с точки зрения формирования читательской грамотности.
Цели мероприятия:
- сформировать осознанное и ответственное отношение к языку, расширить представления учащихся о современных процессах, происходящих в русском языке;
- развить у учащихся умение анализировать полученную информацию, строить на её основе убедительные аргументы;
- продолжить работу по развитию речи, формированию навыков успешного публичного выступления;
- привить культуру групповой работы, основанной на взаимопомощи и взаимоуважении;
- повысить интерес к учению, сформировать мотивацию к активной познавательной деятельности.
Этапы игры
Мероприятие проходило во внеурочное время, в нём принимали участие ученики разных классов: от 7-го до 11-го. Благодаря жребию – карточкам с изображением разных знаков препинания, которые ребята получили при входе в кабинет – все участники были разделены на 4 группы. Мероприятие строилось по принципу методического кафе: сначала предлагались легкие закуски и первые блюда – несложные вопросы и задания по теме, способные сблизить команды, пробудить в них «аппетит» и погрузить в тему. Затем основное блюдо – работа с кейсами и защита своей точки зрения. И на десерт – рефлексия, во время которой ученики поделились своими впечатлениями от групповой работы и от самой технологии дебатов и в непринужденной форме сделали окончательный выбор либо за неукоснительное соблюдение правил пунктуации, либо против.
Первый этап
Цели: сблизить участников отдельных групп и постепенно погрузить в тему.
Содержание этапа. В качестве легкой закуски, способной разыграть познавательный «аппетит», был предложен ряд неоднозначных вопросов.
1) Когда не стоит ставить точку?
2) Зачем нужны точки над I?
3) Правда ли, что знаки могут превратить дорогу в лабиринт?
Участники группы могли выбрать любой из предложенных вопросов и после обсуждения озвучить свое мнение. Так как особенность этих вопросов заключается в их двусмысленности, то, с одной стороны, отвечая на них, ученики постепенно подходили к проблемам пунктуации. С другой стороны, в своих ответах они поднимали житейские проблемы.
Результаты:
- знакомство и сближение участников отдельных групп в ходе обсуждения вопросов;
- формирование мотивации к активной познавательной деятельности;
- создание дружелюбной атмосферы, способствующей дальнейшей продуктивной работе.
Второй этап
Цели: познакомить с интересными фактами о разных знаках препинания; подвести к основной проблеме дебатов.
Содержание этапа. Роль «первого блюда», немного утоляющего голод, сыграли интересные и неожиданные факты о разных знаках препинания. Чтобы участники игры максимально погрузились в тему, они слушали факты, заранее не зная, о каком из знаков пойдет речь. Ученики должны были догадаться об этом сами, дослушав факт до конца. Второй этап включал в себя уже некий элемент соревновательности, так как каждой команде достались свои вопросы.
После того, как все факты были озвучены, ведущий задал ребятам пару вопросов, подводящих к тезису дебатов: «Всегда ли вы соблюдаете правила пунктуации? В каких случаях вы можете не поставить знаки препинания?»
Результаты:
- расширение представления о роли знаков препинания в письменной речи;
- знакомство с историей возникновения знаков препинания и особенностями их функционирования в разных культурах;
- формирование критического отношения к собственной письменной речи.
Третий этап
Цели: сформировать навык работы с кейсами; развить умение публично высказывать и аргументировать свою точку зрения; стремиться воспитать потребность бережного отношения к языку.
Содержание этапа. Данный этап состоял из двух частей: групповая работа с кейсами и непосредственно дебаты – дискуссия, в ходе которой команды выдвигали свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса.
Работа с кейсами. После постепенного подведения к основной проблеме дебатов (на предыдущих этапах), была озвучена тема: «Правила пунктуации надо соблюдать неукоснительно в любой ситуации». Далее команды получили свои кейсы, ознакомились с правилами и регламентом работы и приступили к анализу материалов. Учащимся нужно было не только устно сформулировать убедительные аргументы в защиту своей точки зрения, но и в сжатом виде оформить мысли на небольшом плакате.
Ученикам было предложено 4 разных кейса: два ЗА неукоснительное соблюдение правил пунктуации и два ПРОТИВ. Для экономии времени названия кейсов были сформулированы заранее.
- Кейс №1. Отсутствие знаков препинания вызывает недопонимание и тормозит общение.
- Кейс №2. Несоблюдение правил пунктуации ведет к снижению грамотности.
- Кейс №3. Нужно писать быстро, всем и так понятно.
- Кейс №4. Новое значение знаков препинания в сетевом общении. Знаки несут в себе эмоциональный смысл.
Структура кейсов. Каждый кейс включал в себя выдержки из статей, книг, интервью; картинки, отражающие проблему дебатов; высказывания о знаках препинания, результаты исследований и научных опытов.
На работу с кейсами было отведено 7 минут. У каждой группы был свой куратор, направляющий деятельность, разъясняющий непонятные моменты.
Дебаты. На выступление каждой команды отводилось 3 минуты. Группы озвучивали свой кейс и подкрепляли его аргументами, опираясь на ранее полученные материалы. Естественно, допускались и собственные соображения по данной проблеме. Мог выступать как один представитель, так и несколько человек от группы. Для наибольшей наглядности на доске вывешивались плакаты, к которым могли обращаться выступающие. По форме эти плакаты напоминали лепестки, которые затем объединялись в единый цветок, символизирующий многосторонность поднимаемой проблемы и невозможность однозначного решения.
Во время выступления участники из других групп имели право задавать вопросы. Выступающие по своему желанию могли как ответить на них, так и отклонить.
Результаты:
- формирование умения анализировать полученную информацию и строить на её основе убедительные аргументы;
- развитие умения обосновывать свою точку зрения;
- совершенствование речевой деятельности, обеспечивающей эффективное взаимодействие с окружающими людьми;
- формирование ответственности за языковую культуру.
Четвёртый этап
Цели: определить, к каким выводам пришли учащиеся по итогам дебатов; проанализировать плюсы и минусы командной работы и технологии дебатов в целом.
Содержание этапа. И на «десерт» – рефлексия. Особенность дебатов как интеллектуальной игры состоит в том, что участники не всегда отстаивают ту точку зрения, которой придерживаются на самом деле. Это позволяет расширить их представления по заданной проблеме, познакомиться с убедительными аргументами в защиту альтернативного мнения. В связи с этим в конце мероприятия мы разделили доску на две части – ЗА знаки и ПРОТИВ знаков – раздали учащимся стикеры и попросили приклеить на одну из сторон. Это позволило выяснить, к какому итогу пришли учащиеся к концу мероприятия. Большая часть ребят приклеила стикер посередине, между ЗА и ПРОТИВ, таким образом показывая, что соблюдение и несоблюдение правил зависит от конкретной ситуации.
Мы с ребятами проанализировали полученные результаты, а затем спросили у них, понравился ли им такой формат работы, с какими сложностями они столкнулись, участвуя в командной игре, какие умения развили, все ли удалось реализовать. Если у учеников были предложения по теме следующей игры, они могли написать их на листочке и положить в специальную коробочку.
Закончилось мероприятие созданием совместных фотографий.
Результаты:
- формирование собственного мнения по проблеме пунктуации в интернет-общении как результат анализа различных точек зрения;
- развитие способности к рефлексии;
- выявление сложностей, возникших в процессе игры, и поиск способов их устранения в будущем;
- создание комфортной атмосферы, побуждающей к участию в дальнейших играх.
Итоги мероприятия
В целом, дебаты прошли динамично, продуктивно и интересно. Ребята были вовлечены в процесс, у каждого была своя зона ответственности, так что даже те ученики, которые не принимали участие в публичном выступлении, извлекли пользу из этого мероприятия. Игра получила достаточно высокий отклик, при её анализе выделили следующие преимущества.
- Использование современных образовательных технологий (метод кейсов и технология дебатов).
- Актуальность обсуждаемой проблемы, которая лично значима для каждого из участников.
- Грамотная организация работы, при которой каждый из этапов плавно и логично перетекает в другой.
- Групповая работа, воспитывающая ответственность и формирующая коммуникативные навыки.
- Универсальный формат работы, развивающий целый ряд важнейших умений, необходимых как на уроках русского языка и литературы, так и в обычной жизни.
- Воспитательный эффект, заключающийся в формировании осознанного отношения к собственной речи.
- Дружелюбная атмосфера, которая мотивирует к дальнейшему участию в подобных мероприятиях.
Список использованных источников
- Журенков, К. Мимика письма / К. Журенков // Огонёк. – 2017. – №39. – С. 9. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3408563
- Светенко, Т.В. Путеводитель по дебатам [Текст] / Т. В. Светенко. – М: БОНФИ, 2001. – 132 с.