12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга17
Ленинградская обл.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СПО

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

До недавнего времени понятие «технология» оставалось за границами пристального внимания педагогики. Этот термин скорее относился к техническому стилю изъяснения, чем к педагогике. Хотя значение термина «учение о мастерстве» вовсе не противоречит задачам педагогики – объяснению, проектированию педагогических процессов, описанию. Соприкасаясь с темой педагогических технологий, часто сталкиваешься с

терминами, определяющими (характеризующими) те или иные педагогические процессы. И педагогам непривычно и сегодня делать различия между определениями « обучающая технологи», «технология обучения» и «педагогическая технология». Последний термин использовался только как одна из обучающих составляющих. А сам технологический процесс рассматривался только как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию воспринимают как систему последовательных действий педагога, связанную с решение педагогических задач, как планомерное воплощение на практике спроектированного педагогического процесса. Значит можно охарактеризовать педагогическую технологию как научное проектирование, гарантирующее успех педагогических действий. Еще можно дополнить: «педагогическая технология предполагает работу в сфере и обучения, и воспитания. Поэтому термин «педагогическая технология» гораздо шире понятий «технология обучения» и «технология воспитания».

Педагогических технологий существует огромное количество. Но пути их возникновений всего два:

1. Из теории – Дьяченко В.К., Давыдов В.В., Занков Л.В. и др.

2. Из практики – Шейман В.В., Шаталов В.Ф. и др.

Что сегодня принято понимать под «технологией обучения»? Идея технологизации педагогического процесса не нова. Еще Коменский Я.А. призывал делать обучение «механическим», т.е. «технологическим» и стремился найти такой порядок (систему) обучения, который неминуемо бы приводил к положительным результатам. С тех пор было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. В шестидесятые годы двадцатого столетия начался просто бум внедрения технологий обучения. Этот процесс связывают с реформированием сначала американской, а затем и европейской школы. Наиболее известные авторы педагогических технологий за рубежом: Г. Гейс, Дж. Кэрролл, Д. Брунер.

Отечественный подход к теории и практике технологии обучения отражены в трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанского и др.

Но есть и противники технологизации в педагогике. Они считают недопустимой вольностью рассматривать творческий педагогический процесс как технологический.

В.П. Беспалько выделяет следующие признаки педагогических технологий:

- продуманная, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

- комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

- усиление диагностических функций обучения и воспитания;

- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.


Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие в том, что педагогические технологии можно внедрять и применять и при этом гарантировать приличное качество учебно-воспитательного процесса. Методики часто не гарантируют должного качества.


2. РАЗНООБРАЗИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Каждый преподаватель (автор технологии) привносит в педагогический процесс свою индивидуальность. Но все же существуют некие сходства, которые позволяют разделить педагогические технологии на группы:

- по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные;

- по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

- по ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, прикладные;

- по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися, технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала.

Педагогические технологии так же классифицируются по важности целей и задач; организационной форме обучения; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение.

Однако, не взирая на большое разнообразие педагогических технологий, каждою из них пользователь должен уметь анализировать, т.е. видеть:

- уровень применения педагогической технологии,

- философскую основу,

- ведущую концепцию усвоения знаний,

- отличительный характер образования,

- организационные формы обучения,

- преобладающий метод обучения,

- категорию обучаемых,

Хочу более подробно остановиться на некоторых технологиях обучения, давших возможность лично мне в моей педагогической практике, увидеть позитивные результаты моего труда.


3. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Это дает усвоение студентами (учащимися) содержания обучения, проверку, оценку качества на репродуктивном уровне. Это один из самых распространенных видов технологии и самый старый из применяемых. Суть этого технологического метода состоит в обучении по схеме: усвоение нового материала - закрепление изученного – контроль знаний – оценка. В основе этой технологии лежит принцип объяснение и наглядность, а основные принципы

Деятельности студентов – слушание и запоминание, главное требование - безошибочное воспроизведение изученного материала.

При использовании этой технологии студентам отведены функции исполнителя. Действия преподавателя – объяснения, показ, оценка выполнения, корректировка.

У этой технологии, конечно, есть преимущества: экономичность, эффективность управления образовательным и воспитательным процессами, облегчение понимания материала студентами. К тому же в эту методику органично вписываются новые способы изложения знаний.

Но вместе с тем, традиционная технология имеет определенные недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

4. АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Изучение математики предполагает наличие следующих аспектов в процессе обучения, а именно:

- Образовательный аспект: создание познавательных психологических (психических) процессов и индивидуальных особенностей личности студента (память, концентрация внимания, самостоятельное и активное мышление, формирование логического мышления – синтез, анализ, абстрагирование, обобщение).

- Информационный аспект: изучение студентами комплекса математических знаний и понятий, дающего представление о математике, как предмете, о математических методах. Этот аспект предполагает развитие мировоззрения у студентов, которое является синтезом знаний, умений и убеждений.

- Воспитательный аспект: интегрирование интереса у студентов к обучению математике, выявлением стойкой мотивации к изучению предмета.

- Развивающий аспект: формирование у студентов познавательных процессов и некоторых индивидуальных свойств личности (развитие памяти, концентрация внимания, направленность мышления, самостоятельность и активность в познавательном процессе, логического мышления (обобщение, абстрагирование, синтез, анализ).

- Информационный аспект: в процессе обучения студент знакомится с историей возникновения математических идей, их развитием, различными точками зрения на всевозможные иные концепции. За период изучения математики студент усваивает (должен усвоить) очень большой объем информации и должен ознакомиться с множеством различных приложений

5. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных из всех существующих отечественных технологий. Ее формировали, создавали такие выдающиеся психологи и педагоги, как Занков Л.В., Элькинин Д.Б., Давыдов В.В. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Выготского Л.С., создателя культурно-исторической теории психического развития человека.

До Выготского считалось, что развитие личности, а конкретно – интеллекта, идет вслед за воспитанием и обучением. Л.С. Выготский продемонстрировал, что как наука, педагогика прежде всего должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития. Только в этом случае она сумеет активировать процессы развития, называемые «зоной ближайшего развития», смысл которой состоит в том, что на определенном этапе развития человек (студент\ребенок) может решать учебные задачи под руководством или в сотрудничестве с более обученным (подготовленным) наставником\учителем\товарищем. Этот метод очень хорошо себя зарекомендовал в моей практике преподавания предметов математического цикла в СПО, где, как известно, весьма разнообразный контингент обучающихся по уровню полученной базы знаний. Но замечательные идеи Выготского не были востребованы относительно дидактики и практики обучения до исследований Занкова Л.В. Он провел эксперимент, в основе которого лежала идея ускорения развития учащихся за счет повышения эффективности обучения. Реализация этой идеи потребовала разработки ряда новых дидактических принципов. Одной из дидактических идей Занкова является идея стимулирования рефлексии учащихся в различных аспектах учебного процесса. Рефлексия – осознание, осмысление обучающимся собственных действий, приемов и способов учебной деятельности. И как как процедуры рефлексии связаны с процедурами самоконтроля и самооценки, то им уделяется так же большое внимание и придается большое значение. Идеи этой технологии получили в нашей стране большое распространение. Но исследования института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками обречены на неизбежные затруднения при ее применении.


6. ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах) разработана Ривиным А.Г. и его учениками и последователями: Архиповой В.В., Дьяченко В.К. и др.

У этой технологии три составляющих:

- подготовка изучаемого материала,

- ориентация студентов,

- ход учебного процесса как такового

Подготовка материала – это выбор текстов, доп литературы, деление материала на более мелкие модули усвоения, разработка целевых заданий.

Ориентация студентов состоит из двух этапов:

- подготовительный: формирование определенных умений и навыков,

слушать и слышать педагога (партнера), умение находить нужную информацию, работать в шумовой среде, вести листки индивидуального учета достижений и неудач.

- ознакомительный: состоящий из различных модификаций, у которых объединяющим общим аспектом является составление целевых установок, усвоение правил игры, способ учета результатов и т.д.

В моих учебных подразделениях (группах) наиболее результативным оказалось применение именно этого метода обучения математике. У меня ход учебного занятия (в зависимости от общих элементов содержания и времени на изучение материала) принимал следующие этапы:

- классическая подача нового материала для всей аудитории;

- выявление усвоивших новый материал, проверка истинности и глубины усвоения;

- обмен знаниями с партнерами/соседями, происходящими по правилам ролевой игры «учитель – ученик»;

- проработка усвоенной информации и работа с новым партнером.

Практическая реализация этой технологии выявила целесообразность погружения студентов на время, необходимое для усвоения нового материала. В условиях применения технологии коллективного взаимообучения каждый студент работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат коллективного обучения, формируется самооценка личности, личных возможностей и способностей, достоинств и ограничений. И у преподавателя исчезает необходимость стимулировать темп продвижения одних и сдерживать других. Это позитивно сказывается на микроклимате коллектива, увеличивается число ассоциативных связей и обеспечивается более прочное усвоение материала.


7. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Эта технология предполагает наличие условий и возможностей для каждого студента в процесс обучения, соответствующий зоне его ближайшего развития (ступени познания или базовым знаниям). Ни для кого не является секретом, что уровень базовых знаний, особенно в начальной стадии обучения у студентов СПО весьма и весьма различный. Это существенно затрудняет подачу нового материала и отключает стимул к обучению у студентов с более высоким уровнем базовых знаний. Я столкнулась с этим явлением практически в каждой их моих групп. И это явление очень затруднило процесс адаптации как студентов, так и  преподавателя. К тому же в таких коллективах нередко встречаются студенты, у которых низкий базовый уровень знаний обусловлен просто их физическими особенностями, в том числе и в области интеллекта. Появление технологии разноуровневого обучения обусловлено тем, что традиционная система, ориентированная на обучение всех студентов унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого студента. И преподаватель имеет дело с учащимися с разными склонностями, мотивами, потребностями, особенностями темперамента, мышления и памяти. При традиционной системе обучения эти особенности трудно учитывать.

Технология разноуровневого обучения предусматривает разделение на группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровне (базовый уровень определяется государственным стандартом, а вариативный носит творческий характер, но не ниже базового уровня).

Три варианта дифференцированного обучения:

1). Распределение по классам (группам): на основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

2). Распределение по группам внутри класса: в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе.

3). Распределение за счет профильного обучения: на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендации педагогов и родителей, самопознаии и самоопределении.

Дифференцированное разноуровневое обучение предусматривает:

- познавательная мотивация и познавательная деятельность у студентов;

- добровольный выбор усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);

- организация самостоятельной работы на различных уровнях;

- усвоение базового компонента образования;

- парные, групповые, коллективные формы организации уч процесса;

- текущий контроль за усвоением учебного материала;

- вводный и текущий контроль по каждому модулю программы;

- опережающее обучение учащихся по индивидуальным программам (планам);


8. ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сегодня дистанционное обучение сводится к получению образовательных услуг без посещения учебного заведения. Применяя современные системы телекоммуникаций (интернет, электронная почта и пр.) технология дистанционного обучения дает возможность получить образование всем, кто по каким либо причинам не может учиться очно. И 2019-2020 учебный год весь педагогический состав нашей страны в условия дистанционного обучения. К сожалению, реальность дистанционного обучения была гораздо суровее и сложнее предполагаемых реалий самой технологии обучения дистанционно. Проблемы были не только педагогического, но большей частью технического свойства: не во всех уголках страны был интернет, не у все детей (и родителей) была техническая возможность обучать ребенка дистанционно. И все это показало, что работать в направлении дистанционного обучения нужно еще много и трудно. Априори, конечно, преподаватель рассчитывает на то, что получив учебный материал, студент сможет овладеть этими знаниями дома, на рабочем месте…в любой точке России. Технология дистанционного обучения позволяет учитывать потребности каждого студента, его индивидуальные особенности, занятость. Это, разумеется, дает свои преимущества – предполагается использование традиционных форм обучения (лекции, практические работы, тесты, контрольные, консультации и пр.). Но! Лекции исключают непосредственное общение с преподавателем. А у преподавателя возникает серьезная проблема – оценочный процесс. Общаясь в аудитории со студентами, преподаватель непосредственно, лично оценивает уровень успеваемости студента. При применении дистанционных технологий, при доступности в информационном пространстве изучаемого материала, в том числе и оценочных средств, гораздо сложнее быть объективным. К тому же не видя, не будучи знакомым со студентом лично. Мое личное мнение – в этом аспекте дистанционные технологии еще далеки от идеала. Хотя, конечно, применение новейших информационных (виртуальной реальности, мультимедиа, гипертекста пр.) делает процесс обучения ярким и выразительным. Работая над лекцией, преподаватель может использовать возможности кинематографа. Эти лекции можно слушать на любом расстоянии и в любое время. Даже конспектировать материал не нужно. Но эти плюсы педагогу преподносят и своеобразные минусы: разбалансированность временного аспекта обучения. Можно сказать, что консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в процессе обучения. Консультации помогают педагогу оценить личные качества студента. Но при нынешних нагрузках, когда у педагогов по 300 и более обучающихся, личные, персональные консультации просто поглощают все время

преподавателя. В условиях дистанционного обучения в СПО лично я столкнулась именно с таким явлением: сначала консультируешь студентов, затем их родителей…. И процесс этот нескончаем. Если устанавливаешь ограничения по времени – в ответ получаешь негатив.

Очень много программ, призванных помогать в осуществлении дистанционного процесса обучения (ЯКласс, ZOOM и пр.). Да, они весьма кстати в дистанционном образовательном процессе. Но из-за огромного количества пользователей, программы не всегда работаю, иногда «зависают». Многие из таких образовательных программ платные (или дают временную бесплатную версию). Не все учащиеся готовы в общем порядке покупать такие программы. Некоторые не владеют техническими средствами для использования подобных программ.

Итак, на мой взгляд, при всей перспективности дистанционного обучения,

Технология дистанционного обучения еще не отработана, имеет много недочетов как в технических, так и в методических аспектах.


9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье я кратко охарактеризовала лишь некоторые методики преподавания, лично выделяемые и наиболее часто используемые мной в моих группах. Разумеется, каждый педагог индивидуален и этим привносит в процесс преподавания свои личные нотки, свои методики и правила. И, думаю, это замечательно. Ибо, не взирая на огромное количество программ и методик, преподавание – это все же процесс творческий. И каждый преподаватель выбирает то, что наиболее созвучно его душе. Каждый протаптывает свою тропу к душам студентов, а затем делится опытом, создавая новые методики и программы, которые делают наш образовательный процесс более качественным и наиболее приятным для всех его участников.

Список используемой литературы:

1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПБ.: Питер, 2010.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008

5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2012.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб.: Питер, 2012.

7. mindmachine.ru — приборы для саморазвития.

Гальперин П.Я. — «Экспериментальное формирование внимания» (скачать)

Экспериментальное формирование внимания.pdf




























10

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.