Обухова Юлия Анатольевна, учитель технологии МКОУ СОШ№ г. Пудожа РК

Технологии

программированного

обучения и воспитания

Педагогические технологии и конструирование

образовательного и воспитательного процесса

Содержание

1. Основы технологий программированного обучения и воспитания

2. Виды обучающих программ

3. Наиболее популярные технологии программированного обучения и

воспитания

Педагогические технологии и конструирование

образовательного и воспитательного процесса

в 1. Основы технологий

программированного обучения и воспитания

Программированное обучение возникло в начале 50-х гг. XX в., когда

американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность

управления усвоением материала, построив его как последовательную программу

подачи порций информации и контроля за их усвоением. Впоследствии Н.А.

Краудер разработал разветвлённые программы, которые в зависимости от

результатов контроля предлагали ученику различный материал для

самостоятельной работы.

В России разработчиками и пропагандистами программированного

обучения были А.И. Берг, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина. Идеи

программированного обучения лежат в основе многих образовательных и, в

частности, новых информационных (компьютерных) технологий.

Программированное обучение — это:

самостоятельная работа обучаемых над программированным учебным

материалом в условиях объективного контроля;

технология пошагового (порционного) изучения материала с контролем

каждой порции;

технология обучения, использующая обучающую «программу», т.е.

разветвлённую последовательность порций материала.

Наряду с термином программированное обучение применяется термин

программное обучение, обозначающий процесс, в котором применяется какая-либо программа.Педагогические технологии и конструирование

Преобладающие методы: репродуктивные.

Организационные формы: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Преобладающие средства: программированные + электронные +

дистанционные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий:

помощь.

Направление модернизации: эффективная организация и управление.

Категория объектов: любые.

Целевые ориентации

Улучшение всех свойств обучающей системы: научности,

доступности, систематичности.

Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей

индивидуальные данные ребёнка.

Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ

обучения.

Концептуальные основы

Б.Ф. Скиннер, создатель линейного программирования, опирался на

психологию, согласно которой он рассматривал обучение

по принципу «стимул — реакция — подкрепление», что означает: ученику

предъявляется материал, он действует с ним, действия оцениваются — это даёт

эффективное усвоение.

Теоретическую основу современного программированного обучения

составляют психологические теории усвоения, кибернетика и теория учебной

деятельности.

Программированное обучение — это управляемое усвоение

программированного учебного материала с помощью обучающего устройства

(программированного учебника, электромеханического устройства или

компьютера).

Программированный учебный материал представляет собой серию

небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов», скринов),

предъявляемых учащемуся в определённой логической последовательности.

Главная идея программированного обучения — это управление учением,

учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Разработка современных программ обучения основывается на теории

поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина — Н.Ф.

Талызиной, в которой выделены три элемента, определяющих учение:

ориентировочная основа действий (ООД); исполнительные действия (ИД);

коррекционно-контрольные действия (ККД).

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько,

Ч. Куписевичу)

Принцип деления материала на малые части (шаги). Главное понятие

программированного обучения — обучающая программа. Её понимают как

последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения

единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трёх частей: а) дозы

информации об изучаемом знании, действии; 169 б) задания — операции по

работе с информацией, по её усвоению; в) контрольного задания (обратная связь)

и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

Программировать обучение — значит разбивать текст, информацию на шаги,

делать программированные тексты.

Принцип обратной связи. Сущность второго принципа — принципа

обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований

информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы

управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При

этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе

действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача

информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).

Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному —

для понимания учебного материала, другому — для коррекции. Поэтому говорят

об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для

самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной

деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется

посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения

(или педагогом), то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при

внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной

работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.

Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую

программу — основу технологии программированного обучения.

Принцип индивидуального темпа в обучении. Третий принцип

программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по

программе строго индивидуальна, возникает естественное требование вести

направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся

возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его

познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность

приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу

индивидуального темпа в обучении создаёт условия для успешного изучения

материала всеми учащимися, хотя и за разное время.


Принцип адаптации. Управляющая программа должна приспосабливаться

к индивидуальным способностям ребёнка, организовывать поддержку, подсказку,

применять наводящие вопросы и т.д. Это требует использования специальных

средств для работы с программированными учебными материалами,

моделирующими с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

Педагогические технологии и конструирование

образовательного и воспитательного процесса

в

2. Виды обучающих программ

1. Линейные программы представляют собой последовательно

сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием.

Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из

нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную

информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить

первоначальную информацию.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения —

составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание,

определяющее последовательность умственных и/или практических операций по

решению задач определённого класса. Алгоритм является как самостоятельным

средством обучения, так и частью обучающей программы.

Активизирующий фактор — необходимость давать ответ, заполняя пробел.

Достоинство линейной программы в том, что ученик обязательно усваивает

материал благодаря малым дозам, непосредственной проверке и возможности

повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике

за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели,

достигать цели скачком, индивидуализировать содержание и темп обучения.

Кроме того, ответ учащегося в форме выборочного ответа ограничивает, по

мнению критиков линейного программирования, инициативу и

самостоятельность учащихся.

2. Разветвлённое программирование. Критика линейных программ

привела к созданию разветвлённых программ. Их создатель Н.А. Краудер считает,

что дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку

усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от глубокого и

всестороннего анализа содержания. Вторая особенность разветвлённой

программы — разнообразие вариантов ответа ученика: ученик выбирает

правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме

правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки и он получает указание работать с одной из дополнительных программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту (см. рис. 19). Таким образом, разветвлённая программа ведёт учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок. Однако и у неё есть недостатки. Её критики считают, что выбор ответа провоцирует ученика угадывать ответы, запоминать и исключать ошибочные, то есть даже разветвлённая программа не даёт ученику цельного и системного представления о материале. Наконец, обучение по любой из названных программ, считают критики, имеет характер искусственный и упрощённый, в то время как учение — очень сложный вид деятельности.


3. Смешанное (комбинированное) программирование представляет

объединение разных видов программ. Это уже сложные программные продукты,

включающие в себя разные дозы и виды информации, проблемное обучение и

алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответов обучаемых, разную

степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика,

возможность индивидуальной и групповой работы с программой. В последние

годы идеи программирования реализуются на новой технической

(компьютерной) основе.

В смешанных программах материал делится на разные дозы в зависимости от

дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого

процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные:

конструирование ответа из набора букв, слов и пр.; кодирование ответа условными

знаками; выбор ответа из заданного набора; смешанный способ.

4. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому

возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала,

изменять его по мере усвоения, обращаться к справочникам, словарям, пособиям

и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения

достигаются только при использовании специальных технических средств, в

частности компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего

режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (предлагается

другой вариант учебного материала) на основе анализа одного или нескольких

(последних) ответов ученика. В полностью адаптивной программе диагностика

знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого

учитываются результаты предыдущих.

Средства программированного обучения

Средствами программированного обучения могут быть:

программированные печатные (бумажные) пособия, раздаточный материал;

электромеханические устройства; – компьютерные обучающие средства.

Большинство современных учебных пособий, учебников построено по

принципу порционной подачи информации, обеспечено контролем

(самоконтролем) в виде вопросов, задач, упражнений. В программированных

печатных пособиях учащиеся в зависимости от содержания ответа на контрольные вопросы отсылаются к различным страницам пособия. В программированном пособии логика предмета может быть нарушена.

Электромеханические устройства подачи порций информации и

контрольных материалов значительно облегчают процесс поиска учащимся

нужных материалов.

Современные компьютерные средства обучения позволяют создавать

сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые

обладают большими дидактическими возможностями. В частности,

разрабатываются интерактивные программы, в которых обучаемый работает в

диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных,экспертными системами, выполняющими дидактические функции.

Программированный контроль качества усвоения знаний учащимися

Особенность программированного контроля — наличие программы

контроля , т.е. вполне определённого описания как последовательности, так и

специфики каждой контрольной процедуры, применяемой к учащимся.

Основными требованиями к программированному контролю являются: а)

наличие программы контроля; б) систематичность проверок знаний; в)

объективность методов контроля.

Для объективизации контроля знаний учащихся в программированном

контроле используются тесты различного уровня в виде последовательных

батарей, выполненных с заданной надёжностью и валидностью, предъявляемых

учащимся на определённое время для решения. Ответы учащихся сличаются со

стандартизированными данными, и подсчитывается коэффициент усвоения

знаний.

образовательного и воспитательного процесса

в условиях реализации ФГОС

3. Наиболее популярные технологии

программированного обучения и воспитания

Концепция программ, управляющих обучением, концепция

программного обучения — плодотворная дидактическая основа для создания

многих современных обучающих технологий.

Как развитие идей программирования в обучении появились блочное , затем

модульное обучение. Блочное обучение происходит на основе гибкой

программы, обеспечивающей ученикам разнообразные интеллектуальные

операции и оперативное использование приобретаемых знаний и умений при

решении определённых задач. Выделяют следующие блоки обучающей

программы: а) информационный блок; б) тестово-информационный (проверка

усвоенного); в) коррекционно-информационный (в случае неверного ответа —

дополнительное обучение); г) проблемный блок: решение задач на основе

полученных знаний; д) блок проверки и коррекции.

На идеях и методах программирования содержания обучения основаны все

«дистанционные технологии ».

Технология полного усвоения знаний.

В основе модели полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е гг.

американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.С. Блумом. Они исходили из следующих посылок. Разброс успеваемости обычно объясняется

соответствующим разбросом способностей к обучению. Однако Кэрролл

обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе всегда

фиксированы параметры условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предоставления информации и т.д.). Единственное, что остаётся

незафиксированным, это... результаты обучения , которые характеризуются

заметным разбросом. Кэрролл предложил сделать постоянным, фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае все параметры условий будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. Этот подход был развит Б.С. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребёнка условиях.

Таким образом, отличительная черта обучения на основе модели полного

усвоения, как это и следует из названия модели, — фиксация учебных результатов на достаточно вы соком уровне , которого должны достичь практически все учащиеся.

Исходный момент — общая установка, которой должен проникнуться

учитель: все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; его задача — правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.

Практическая реализация модели включает следующую

последовательность шагов:

1) вводная часть — ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;

2) обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;

3) оценка полноты усвоения материала в целом каждого из учащихся;

4) разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.

Практике обучения по модели полного усвоения ориентации учащихся

придаётся первостепенное значение, поскольку здесь просматривается весь

предстоящий учебный процесс

Вначале учитель подробно останавливается на том, что нужно, чтобы

усвоение считалось полным. В качестве общего обзора он может показать и

объяснить составленную им таблицу целей для данного курса. Для более

подробного пояснения учитель может показать предварительный тест, т.е.

продемонстрировать ученикам вариант заключительной проверочной работы, но

с использованием других проверочных вопросов (можно, например, изменить

формулировки вопросов, сохраняя их общий смысл).

Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь

полного усвоения. В практике работы по этой системе основной упор обычно

делается на следующих основных идеях :

обучение в классе будет осуществляться по новому методу, который

позволит достичь хороших результатов не небольшой его части, а всем

учащимся ;

каждый ученик получает отметку только на основе заключительной

проверки знаний по всему курсу;

отметка каждого ученика определяется не путём сравнения с результатами

других учеников, а заранее определённым эталоном;

каждый ученик, достигший эталона, получает отметку «отлично»;

число отличных отметок не ограничивается. Соответственно

взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку.

Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут

заслужить отличные отметки;

каждый ученик получит любую необходимую помощь . Поэтому если он не

может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены

альтернативные возможности;

на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию

«диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для

руководства его продвижением, результаты этих проверок не оцениваются

отметка ми . Сведения по результатам этих проверок служат только для того,

чтобы ученик мог легче ориентироваться в своих пробелах или ошибках и

исправить их;

в случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ

каждому ученику сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные

учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки.

Единственный критерий оценки — эталон полного усвоения знаний и

умений. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две

группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений.

Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать

дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам либо просто

могут быть свободны до начала изучения следующей учебной единицы.

Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли

продемонстрировать полное усвоение материала. С ними проводится

вспомогательная (коррективная) учебная работа. Для этого вначале выявляются

имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По той части учебного материала,

которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причём способ

изложения изменяется (например, с активным использованием наглядных

пособий, которые не применялись при его первом изложении; с привлечением

дополнительных видов учебных действий детей и т.д.). При устранении частных

пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с

учеником.

Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь в том

случае, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учеб ной единицы.

Обучение на основе полного усвоения получило широкую международную

известность. В США оно охватило несколько школьных округов; эксперименты

по этой модели ведутся в школах Австралии, Великобритании, Бельгии,

Бразилии, Индонезии, Южной Кореи и др.

Недостатками технологии полного усвоения являются: во-первых, результат

её преимущественно ориентирован на репродуктивное усвоение; во-вторых, она

сводит на нет преимущества совместной работы и сотрудничества детей и

обособляет детей друг от друга.

«План Келлера» (другое название — «Персонализированная система

обучения ») — система индивидуализированного обучения, созданная

американским психологом и педагогом Ф.С. Келлером для высших учебных

заведений.

Основные черты «плана Келлера»:

ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала,

включая требование полного усвоения предыдущего раздела как непременное

условие перехода к следующему;

индивидуальная работа учащихся в собственном темпе;

использование лекций лишь для мотивации и общей ориентации учащихся;

применение печатных учебных пособий-руководств для изложения учебной

информации;

текущая оценка усвоения материала по разделам курса ассистентами

преподавателя — учащимися, отлично усвоившими курс.

Учащимся предоставляется свобода выбора видов учебной

деятельности, индивидуальный режим учебной работы.





Использованная литература:

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,

интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных

технологий, 2005. 288 с.

2. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов

/ Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко.

Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная

педагогика». Вып. 2.)

3. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для

студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика»,

«Социальная работа» / Состав. Ж.В. Пыжикова. Самара: Изд-во

«Универсгрупп», 2005.

4. Психологическое развитие младших школьников /Под ред. В.В. Давыдова.

М., 1990.

5. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат.

М., 2000.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000

Обухова Юлия Анатольевна



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.