12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуня Рина Владимировна147

Современные технологии в работе педагога



Проектная деятельность учащихся как применение проектно-исследовательской и технологии личностно-ориентированного обучения

Р.В. Гуня,

преподаватель русского языка и литературы,

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа № 11»


Аннотация. Статья посвящена исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе, в ней уделяется внимание проектно-исследовательской и технологии личностно-ориентированного обучения, говорится о дифференцированном подходе в обучении, приводятся примеры практического использования различных подходов в организации исследовательской деятельности при создании проектов по культуре.

Ключевые слова: проектная деятельность, технология, личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательская технология, «Наши таланты», дифференцированный подход, внеурочная деятельность, исследовательская работа по культуре.


1. Проектная деятельность школьников

Проектная деятельность школьников - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя или самостоятельно, результатом которой является новый научный продукт. Создавая проект, учащиеся приобретают личностный опыт и осваивают различные виды деятельности, необходимые в будущем. Каждый день в жизни человек сталкивается с множеством проблем, поэтому нужно уметь выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения. Здесь помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов.

Следовательно, главный результат проектной деятельности — накопление детьми навыков, поведенческих, коммуникативных, организационных. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою работу и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своего труда публично.

2. Проектно-исследовательская и технология личностно-ориентированного обучения

В МОУ «ТСШ № 11» мы рассматриваем проектную деятельность учащихся как применение проектно-исследовательской и технологии личностно-ориентированного обучения.

Технология – это системный метод, способ решения злободневных педагогических задач. Педагоги образовательных учреждений на примере применения проектно-исследовательской и технологии личностно-ориентированного обучения могут убедительно показать своим учащимся и их родителям, что эти технологии позволяют реально применить принцип современной педагогики: получение знания не самоцель, а средство развития личности.

Разработчиком системы личностно-ориентированного обучения явилась Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор, действи­тельный член Международной педагогичес­кой академии, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе». Её технология строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса». [1].

Проектно-исследовательская технология изучалась и внедрялась в практику доктором педагогических наук, профессором Евгенией Семёновной Полат. По её мнению, этот метод «позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; учиться работать в команде». [2]

Личностно-ориентированная и проектно-исследовательская технологии также являются эффективным способом решения задач внеурочной деятельности детей и подростков.

В МОУ «ТСШ № 11» учащиеся, занимаясь проектной деятельностью под руководством педагога, учатся:

- определять актуальность работы,

- ставить цели,

- выдвигать задачи,

- определять объекты и предметы исследования,

- выбирать методы исследования,

- определять практическую значимость работы,

- делать выводы,

- составлять библиографию.

При работе над проектом исследования проводят контент-анализ, развивают дедукцию, индукцию, аналитические навыки, учатся проводить интервьюирование, сравнение. Но главное – находить решения неординарных задач, с которыми придётся встречаться в жизни. В этом развивающее значение проектно-исследовательской деятельности учащихся.

В нашей школе проектная деятельность представлена разными направлениями: это культура, астрономия, психология, физическая культура, биология, медицина, история, ОБЖ, обществознание и др. Наши учащиеся каждые два года принимают активное участие в городских и республиканских турах ИОУ учащихся.

Мы считаем, что основная заслуга проектно-исследовательской деятельности учащихся – привлечение к научному поиску, развитие у учащихся умения находить проблему и пути её разрешения, полемизировать и отстаивать свою точку зрения, формирование основ научного взгляда на мир, навыков работы со справочной литературой, первоисточниками, сбора необходимой информации в музеях, архивах, поездках и экскурсиях, проведение опроса, интервьюирование и т.д., умение оформлять результаты научных поисков.

Уже в процессе исследовательской деятельности стало очевидным, что такая работа качественно меняет учебную мотивацию. Оказалось, что учащиеся, включившиеся в самостоятельный научный поиск, уже не нуждаются в каких-либо дополнительных стимулах к обучению. Лучшим стимулом становится ощущение своей значимости, понимание смысла труда, познания и открытий. Организуя учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, мы вовлекаем в неё детей, обладающих лидерскими способностями, которые станут вдохновителями и координаторами интеллектуальной деятельности для тех учащихся, которые не проявляют каких-либо ярких способностей. Занимаясь этой интересной и необычной, нетрадиционной для учебного процесса деятельностью, ребята получают возможность почувствовать радость коллективного творчества и ощутить собственную ценность и значимость.

3. Дифференцированный подход в обучении

Цитата Д. Рёскина «К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» [7], на наш взгляд, отражает сущность дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный, по-другому, личностный подход заключается в организации работы с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них способностей к творчеству, живописи, прикладному искусству, а также просто ребят, которых заинтересовала тема нашей исследовательской деятельности. Большое значение данному вопросу уделяет Сериков В.В. - российский учёный, педагог, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования. В своей работе «Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем» Сериков В.В. отмечает, что «особое внимание нужно уделять таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика». [6]

Поэтому, на наш взгляд, организация исследовательской и проектной деятельности, как ни одна другая сфера деятельности педагога и учащихся, является сугубо дифференцированной и основанной на личностно-ориентированном подходе.

4. Практическое использование различных подходов в организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися во внеклассной работе при создании научных проектов по культуре и искусству

Для работы над проектом нами обычно создаются дифференцированные группы, которые формируем по возрасту, области интересов, уровню умственного развития, учитывая личностно-психологические особенности (тип мышления, характера, темперамент и др.)

По типу проектов (их существует довольно много: исследовательский, творческий, игровой, информационный, предметно-ориентировочный, межпредметный и др.) нами был выбран исследовательский, для которого необходима хорошо продуманная структура, обозначенные цели, актуальность предмета исследования.

Во внеурочной деятельности мы уделяем большое внимание развитию творческих способностей учащихся, поэтому неоднократно со школьниками 5-11 классов посещали выставки художников в Картинной галерее г. Бендеры, Тираспольском краеведческом музее, презентации работ художников в городской библиотеке и в художественной школе имени А.Ф. Фойницкого. Участвовали в данных мероприятиях исключительно ребята, заинтересованные в данном виде внеклассной деятельности, поэтому и здесь мною учитывается дифференцированный подход. Подобная работа проводится ежегодно с целью показать учащимся, насколько красив и богат наш край талантливыми людьми: художниками, фотографами, поэтами, мастерами прикладного творчества, и др.

Нами было представлено на городском и республиканском турах ИОУ учащихся две исследовательские работы по культуре:

«Экспрессивный символизм в творчестве Юрия Салко».

«Скифские мотивы в батике приднестровской художницы Шума Т.А».

Предварительно проводились опросы созданной специально для этого группой «социологов», как мы их назвали, с целью выявить актуальность изучаемой нами проблемы: насколько разные возрастные группы людей города Тирасполя (взрослые люди (прохожие), студенты, учащиеся) осведомлены по вопросам истории и культуры нашего края, знают ли они художников, людей, занимающихся декоративно-прикладным творчеством.

Убедившись в важности и актуальности проблем, сформулированных в работах, мы начали кропотливую подготовку по сбору материала.

Для реализации проекта коллектив ребят был разбит на группы, при формировании которых был использован дифференцированный подход, учитывающий интересы ребят и их возможности. В результате получились следующие группы для:

работы в библиотеке по поиску необходимых теоретических материалов,

работы по поиску материалов в интернете,

интервьюирования художников, которым посвящена исследовательская работа, и специалистов в этой области,

поиска и изготовления наглядности,

проведения социологического опроса и его анализа,

составления презентации,

выступления с данными работами перед различными аудиториями слушателей (в школе, университете, на художественных курсах).

Итоги такой работы: проекты «Экспрессивный символизм в творчестве Юрия Салко» и «Скифские мотивы в батике приднестровской художницы Шума Т.А.» были представлены на республиканском туре ИОУ и заняли призовые места.

5. Заключение

Педагогическая наука XXI века должна приспосабливаться к коренным изменениям во всех сферах общественной жизни. Роль преподавателя – мотивировать, нацеливать учащихся на творческое мышление, проявление инициативы, выработки навыков, помогающих быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе. Всё это заставляет нас пересматривать методы и приёмы обучения. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Следовательно, актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и приемов, формирующих у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Поэтому считаем, что работа над проектами - эффективный метод учебной и внеурочной деятельности. Она помогает повысить уровень учебно-воспитательного процесса, развивает познавательную активность, навыки индивидуальной и групповой работы, способствует проявлению таких качеств, как инициативность и креативность.


Библиографический список


Личностно-ориентированное обучение. https://www.ronl.ru/stati/pedagogika/167708 /

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. — 2000. – № 4. - с. 52-55.

Плетенева О.В., Макарова А.Б., Целикова В.В. Проектно-дифференцированное обучение: содержательные и организационно-управленческие аспекты // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.

Проектно-исследовательская технология: Теория и практика: Учебно-методическое пособие Ч. 2. Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 149 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-1.shtml

Цитаты. https://tsitaty.com/цитата/181567

7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Волкова Светлана Ивановна, 01.06.20 в 20:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, что поделились опытом работы над проектами.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.