Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Орнамент»

7
0
Материал опубликован 25 August 2022 в группе

7


Урок изобразительного искусства в 5 классе


Тема: Орнамент

Цель урока: создать эскиз орнамента ля украшения бытового предмета (упаковочного пакета).

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать знания о принципах построения орнамента;

закрепить умения и навыки работы в технике аппликация;

углубить знания о применении орнамента в декоративно-прикладном искусстве и современном дизайне.

Развивающие:

совершенствовать навыки анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и обобщения;

развивать коммуникативные навыки работы в группах (парах);

развивать познавательный интерес к окружающему миру;

закреплять навыки самоорганизации и безопасной работы с инструментами.

Воспитательные:

вовлечь учащихся в активную деятельность;

формировать художественный вкус;

совершенствовать навыки общения.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер

Оборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы.

Зрительный ряд: примеры различных видов орнамента

Тип урока: урок совершенствования знаний, целевое применение усвоенного.

Методы: наглядный, частично-поисковый, проектный.

Форма урока: урок – творческий проект.

Формы работы: фронтальная и групповая (парная).


Данный урок обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

Личностные – развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соотносить личностные потребности с требованиями общества; способность трансформировать сырую действительность в художественный образ.

Метапредметные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки.

Предметные – воспринимать красоту художественно-декоративных объектов предметной среды и понимать роль орнамента в декоративно-прикладном искусстве и дизайне; создавать собственную орнаметально-декоративную композицию на основе геометрических форм


Ход урока:

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

Создать эмоциональный

настрой на урок, ориентировать детей на сотрудничество

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок. Задает вопрос:

- С каким настроение вы пришли сегодня на урок? Проявите дружеский жест к своему товарищу.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок; Проявляют дружеский жест к своему товарищу (рукопожатие, подмигивание, улыбка, объятие)

Личностные УУД: самоорганизация учащихся

РегулятивныеУУД: саморегуляция


2.Актуализация опорных знаний учащихся

Актуализировать знания и умения, учащихся для дальнейшей работы. Подготовить к активному и осознанному усвоению учебного материала.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, разгадаем кроссворд.

- Какова тема сегодняшнего урока?



Отвечают на вопросы. Разгадывают кроссворд на экране. Называет тему урока: орнамент


3.Мотивация учебной деятельности

Постановка цели и задачи урока

Создать условия для осознанного включения в деятельность («хочу»)

-Что такое «орнамент»?

Задает наводящие вопросы:

- Где мы можем увидеть орнамент в окружающей жизни? Слово латинского происхождения и в переводе означает «украшать».

Ответы: узор, украшение





Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, работать со схематичным изображением

Создать условия для самостоятельной формулировки цели и задачи урока

и эффективного взаимодействия учащихся разных возрастных категорий

Демонстрирует примеры применения орнамента после ответов детей.

-Рассмотрим, какие замечательные вещи созданы руками дизайнеров.

-Если орнамент – это украшение, декорирование, значит, и мы можем декорировать различные повседневные вещи.

-Что бы вы хотели бы украсить?

-Сегодня в рамках нашего урока я предлагаю создать свой экслюзивный упаковочный пакет, украсив его орнаментом.

-Значит, чем мы сегодня будем заниматься?

-Что нам нужно учитывать при декорировании любого предмета узором?

Определяет причину затруднения.

Обобщает цель и конкретизирует учебную задачу. Выдвигает условие выполнения задачи.

Обобщает ответы детей:

- Мы будем создавать свой неповторимый орнамент. А для того, чтобы его создать, нам надо познакомиться с законами построения орнамента.

-Наша задача: изучить законы построения орнамента.

Рассматривают. Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачу урока.







Ответы детей





Регулятивные УУД:

целеполагание – постановка учебной задачи


4.Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка учебной задачи перед просмотром

Демонстрирует зрительный ряд (на экране пример природного узора в сравнении с рукотворным узором).

- Какое изображение является орнаментом? Докажите.

А повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом (фр. «повтор»). Это кирпичики, из которых строится орнамент.

Предлагает выделить раппорт в орнаменте.

-Рассмотрим некоторые виды орнамента.

Демонстрация видов орнамента (растительного, геометрического, изоморфного).

- Какие основные элементы использованы в этих орнаментах?

Вывод: основные элементы, использованные при создании орнамента, называется мотивом. По мотивам орнаменты могут быть разными: фантазийными, символическими и т.п.

-Расположение элементов может быть организовано по-разному.

Демонстрация зрительного ряда

-выберите орнамент, элементы которого располагаются в полосе (вокруг центра, в виде решетки). Определите мотив, выделите раппорт, назовите предметы, которые можно украсить подобным орнаментом.

Дети сравнивают, объясняют, доказывают, выделяют признаки орнамента:

повторение и чередование, симметрия

Делают вывод: орнамент – узор из повторяющихся элементов.

Выделяют раппорт в рассматриваемых примерах (вышивки, резьба по дереву)



Отвечают на вопросы, определяют вид орнамента













Анализируют: выбирают соответствующий тип орнамента, называют его вид по мотиву, выделяют раппорт, определяют утилитарное назначение.

Познавательные УУД:

умение проводить анализ, синтез, произвольное и осознанное построение речевого высказывания

5. Выполнение пробных действий

Практическим способом спроектировать дальнейшую работу

Формулирует пробное задание:

дает алгоритм в виде схемы на доске, комментируя пошаговые действия.

- Постройте орнамент в полосе по заданной схеме, используя вырезанные элементы.

- Рассмотрим орнамент в полосе…

Рассмотрим орнамент с заданным центром…

Рассмотрим орнамент в виде решетки.

Демонстрирует орнаменты, где используется тот или иной вид симметрии.

Выполняют симметричное вырезание по заданной схеме. Рассматривают полученный результат, анализируют, знакомятся с принципом симметрии








Регулятивные УУД: умения

выполнять действия в опоре на заданный ориентир, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

6.Физминутка

Снять статистическое напряжение учащихся

Изобразите геометрическую фигуру всей группой.

Показывают

Личностные УУД: способность к синестезии

7. Обсуждение и выполнение практической работы

Создать условия для определения последовательности действий учащимися. Ориентировать детей на сотрудничество в группе.

Задавая вопросы, обсуждает средства и способы выполнения творческой работы, организует коллективную проверку алгоритма действий,

Организует практическую работу в группе. Выступает в роли координатора при проверке знаний по технике безопасности работы с инструментами.

Учитель:

-Давайте вспомним, какая перед нами стоит задача.

Инструкция (даёт учитель)

-Как вы думаете, как можно расположить орнамент, исходя из формы пакета?

- На доске вы видите схемы композиции орнамента в прямоугольнике, их можно дополнять, соединять, изменять.

- Посмотрите, что у вас лежит на столе и определите, в какой технике мы будем работать.

Напомните правила безопасной работы в технике «аппликация».

- Определите последовательность действий своей работы

- Работаем в парах, помогая друг другу, слушая друг друга, договариваемся. Выбрать цвет и вспомнить о парах гармоничных цветов вам поможет цветовой круг.

- После завершения работы необходимо оценить себя и свой результат.

- Работаем в парах, но есть среди вас желающие выполнить проект самостоятельно, для вас приготовлено рабочее место, но нужно помнить, что работу нужно выполнить за то же самое время.

Отвечают на вопросы, выбирают средства и способы выполнения творческой работы,




Ответ: .






-Техника аппликации.

Составляют план действий, демонстрируют знания приемов безопасной работы с ножницами.

Определяют ошибку в последовательности этапов конструирования и делают вывод:

«сначала собери, а потом

приклей».

Выполняют творческую работу в парах, корректируя свои действия.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять художественно-творческую задачу, планировать, выбирать из нескольких вариантов наиболее приемлемый

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства для решения художественной задачи

Коммуникативные УУД: умение

принимать активное участие в обсуждении, слушать и слышать партнера, высказывать свою точку зрения, договариваться, определять функцию партнера по деятельности.

8. Рефлексия учебной деятельности

Создать условия для критериальной самооценки, оценки полученного результата с точки зрения ее значимости и востребованности для окружающих, для деятельностной и эмоциональной рефлексии урока.

Предлагает заполнить листы оценки своего труда. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников, организует эмоциональную оценку урока, благодарит учащихся

Оценка

- Достигли мы поставленной цели?

- Справились с поставленной задачей?

-Где мы можем использовать полученные знания?

-Насколько успешно работала ваша группа?

Учитель:

Мы отлично потрудились, очень горжусь вами и согласна, что работу вы выполнили на отлично. Всем спасибо.


Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия,

осуществлять самооценку своего участия в коллективной деятельности

9. Домашнее задание

закрепить знания полученные знания

Предлагает выполнить задание по разработке эскиза орнамента для украшения конкретного объекта труда




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации