Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | Создать эмоциональный настрой на урок, ориентировать детей на сотрудничество | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок. Задает вопрос: - С каким настроение вы пришли сегодня на урок? Проявите дружеский жест к своему товарищу.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок; Проявляют дружеский жест к своему товарищу (рукопожатие, подмигивание, улыбка, объятие) | Личностные УУД: самоорганизация учащихся РегулятивныеУУД: саморегуляция
|
2.Актуализация опорных знаний учащихся | Актуализировать знания и умения, учащихся для дальнейшей работы. Подготовить к активному и осознанному усвоению учебного материала. | Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, разгадаем кроссворд. - Какова тема сегодняшнего урока?
| Отвечают на вопросы. Разгадывают кроссворд на экране. Называет тему урока: орнамент |
|
3.Мотивация учебной деятельности Постановка цели и задачи урока | Создать условия для осознанного включения в деятельность («хочу») | -Что такое «орнамент»? Задает наводящие вопросы: - Где мы можем увидеть орнамент в окружающей жизни? Слово латинского происхождения и в переводе означает «украшать». | Ответы: узор, украшение
| Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, работать со схематичным изображением |
Создать условия для самостоятельной формулировки цели и задачи урока и эффективного взаимодействия учащихся разных возрастных категорий | Демонстрирует примеры применения орнамента после ответов детей. -Рассмотрим, какие замечательные вещи созданы руками дизайнеров. -Если орнамент – это украшение, декорирование, значит, и мы можем декорировать различные повседневные вещи. -Что бы вы хотели бы украсить? -Сегодня в рамках нашего урока я предлагаю создать свой экслюзивный упаковочный пакет, украсив его орнаментом. -Значит, чем мы сегодня будем заниматься? -Что нам нужно учитывать при декорировании любого предмета узором? Определяет причину затруднения. Обобщает цель и конкретизирует учебную задачу. Выдвигает условие выполнения задачи. Обобщает ответы детей: - Мы будем создавать свой неповторимый орнамент. А для того, чтобы его создать, нам надо познакомиться с законами построения орнамента. -Наша задача: изучить законы построения орнамента. | Рассматривают. Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачу урока.
Ответы детей
| Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи
|
4.Усвоение новых знаний и способов действий | Постановка учебной задачи перед просмотром | Демонстрирует зрительный ряд (на экране пример природного узора в сравнении с рукотворным узором). - Какое изображение является орнаментом? Докажите. А повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом (фр. «повтор»). Это кирпичики, из которых строится орнамент. Предлагает выделить раппорт в орнаменте. -Рассмотрим некоторые виды орнамента. Демонстрация видов орнамента (растительного, геометрического, изоморфного). - Какие основные элементы использованы в этих орнаментах? Вывод: основные элементы, использованные при создании орнамента, называется мотивом. По мотивам орнаменты могут быть разными: фантазийными, символическими и т.п. -Расположение элементов может быть организовано по-разному. Демонстрация зрительного ряда -выберите орнамент, элементы которого располагаются в полосе (вокруг центра, в виде решетки). Определите мотив, выделите раппорт, назовите предметы, которые можно украсить подобным орнаментом. | Дети сравнивают, объясняют, доказывают, выделяют признаки орнамента: повторение и чередование, симметрия Делают вывод: орнамент – узор из повторяющихся элементов. Выделяют раппорт в рассматриваемых примерах (вышивки, резьба по дереву)
Отвечают на вопросы, определяют вид орнамента
Анализируют: выбирают соответствующий тип орнамента, называют его вид по мотиву, выделяют раппорт, определяют утилитарное назначение. | Познавательные УУД: умение проводить анализ, синтез, произвольное и осознанное построение речевого высказывания |
5. Выполнение пробных действий | Практическим способом спроектировать дальнейшую работу | Формулирует пробное задание: дает алгоритм в виде схемы на доске, комментируя пошаговые действия. - Постройте орнамент в полосе по заданной схеме, используя вырезанные элементы. - Рассмотрим орнамент в полосе… Рассмотрим орнамент с заданным центром… Рассмотрим орнамент в виде решетки. Демонстрирует орнаменты, где используется тот или иной вид симметрии. | Выполняют симметричное вырезание по заданной схеме. Рассматривают полученный результат, анализируют, знакомятся с принципом симметрии
| Регулятивные УУД: умения выполнять действия в опоре на заданный ориентир, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. |
6.Физминутка | Снять статистическое напряжение учащихся | Изобразите геометрическую фигуру всей группой. | Показывают | Личностные УУД: способность к синестезии |
7. Обсуждение и выполнение практической работы | Создать условия для определения последовательности действий учащимися. Ориентировать детей на сотрудничество в группе. | Задавая вопросы, обсуждает средства и способы выполнения творческой работы, организует коллективную проверку алгоритма действий, Организует практическую работу в группе. Выступает в роли координатора при проверке знаний по технике безопасности работы с инструментами. Учитель: -Давайте вспомним, какая перед нами стоит задача. Инструкция (даёт учитель) -Как вы думаете, как можно расположить орнамент, исходя из формы пакета? - На доске вы видите схемы композиции орнамента в прямоугольнике, их можно дополнять, соединять, изменять. - Посмотрите, что у вас лежит на столе и определите, в какой технике мы будем работать. Напомните правила безопасной работы в технике «аппликация». - Определите последовательность действий своей работы - Работаем в парах, помогая друг другу, слушая друг друга, договариваемся. Выбрать цвет и вспомнить о парах гармоничных цветов вам поможет цветовой круг. - После завершения работы необходимо оценить себя и свой результат. - Работаем в парах, но есть среди вас желающие выполнить проект самостоятельно, для вас приготовлено рабочее место, но нужно помнить, что работу нужно выполнить за то же самое время. | Отвечают на вопросы, выбирают средства и способы выполнения творческой работы,
Ответ: .
-Техника аппликации. Составляют план действий, демонстрируют знания приемов безопасной работы с ножницами. Определяют ошибку в последовательности этапов конструирования и делают вывод: «сначала собери, а потом приклей». Выполняют творческую работу в парах, корректируя свои действия. | Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять художественно-творческую задачу, планировать, выбирать из нескольких вариантов наиболее приемлемый Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения художественной задачи Коммуникативные УУД: умение принимать активное участие в обсуждении, слушать и слышать партнера, высказывать свою точку зрения, договариваться, определять функцию партнера по деятельности. |
8. Рефлексия учебной деятельности | Создать условия для критериальной самооценки, оценки полученного результата с точки зрения ее значимости и востребованности для окружающих, для деятельностной и эмоциональной рефлексии урока. | Предлагает заполнить листы оценки своего труда. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников, организует эмоциональную оценку урока, благодарит учащихся Оценка - Достигли мы поставленной цели? - Справились с поставленной задачей? -Где мы можем использовать полученные знания? -Насколько успешно работала ваша группа? Учитель: Мы отлично потрудились, очень горжусь вами и согласна, что работу вы выполнили на отлично. Всем спасибо. |
| Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять самооценку своего участия в коллективной деятельности |
9. Домашнее задание | закрепить знания полученные знания | Предлагает выполнить задание по разработке эскиза орнамента для украшения конкретного объекта труда |
|
|