12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ильина Елена Валентиновна21 |
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения и воспитания.
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения и воспитания.
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, то это очень важно для гуманистического направления в педагогике. Процесс образования и воспитания должен быть дифференцированным и разноуровневым с учетом природных задатков и способностей.
Под разноуровневым обучением и воспитанием понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ребёнок имеет возможность овладеть материалом по отдельным предметам на разном уровне в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
Психолого-педагогические основы дифференцированного обучения. Понятия дифференциации, индивидуализации обучения и соотношения между ними.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение и воспитание - это:
- форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой педагог работает с группой, составленной с учетом у них каких-либо значимых для данного процесса общих качеств (гомогенная группа);
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебно-воспитательного процесса для различных групп.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) это:
- создание разнообразных условий обучения и воспитания для различных групп с целью учета особенностей их контингента;
- комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение и воспитание в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение и воспитание.
Технология дифференцированного обучения и воспитания представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения и воспитания, охватывающих определенную часть учебно-воспитательного процесса.
В дидактике обучение и воспитание принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия воспитанников.
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня развития воспитанников, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.
Решение проблемы успешного обучения и воспитания детей, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению и воспитанию, как средству формирования положительного отношения к познавательным способностям.
Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения и воспитания. Специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа. Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у воспитанников этих приёмов умственной деятельности.
В практике обучения и воспитания чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей детей и их склонностей к предмету.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе занятия.
Воспитанники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения и воспитания, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории детей, не осуществлять дифференцированную работу с ними на занятиях, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на занятии у них будет накапливаться отставание в усвоении материала. Интерес к получению новых знаний может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем воспитанникам без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае педагог пытается оценить способности одновременной работы со всей группой и с отдельными воспитанниками.
Дифференцированный подход обеспечивает успех в учении и воспитании, что ведет к пробуждению интереса к предмету или деятельности, желанию получать новые знания, развивают способности воспитанников.
Зададим себе вопросы: Что снижает интерес к той или иной деятельности? Как исправить это положение? Для детей, слабо осваивающих к снижению интереса ведет:
- повышенная требовательность педагога;
- непосильные задания;
- отсутствие знаний;
- серьёзные отставания по предмету.
Как решать данную проблему?
- выяснить причину отставания;
- определить действительный уровень его знаний;
“Возвратить его” на ту ступень обучения и воспитания, где он будет соответствовать требованиям программы. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения и воспитания, всеми силами и способами возбуждать угасший или угасающий интерес.
Дифференцированный подход к обучению и воспитанию предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Организация работы по применению дифференцированного подхода.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу воспитанников на занятиях и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется ребёнку).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки детей (вариант определяет педагог).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Говоря о личностно-ориентированном обучении и воспитании, необходимо обратить внимание на дифференциацию по частным способностям к отдельным предметам.
Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ребятам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это необычайно важно.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на занятиях и в деятельности вообще ситуацию успеха:
- помочь сильному ребёнку реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
Уровневая дифференциация относится к адаптивным технологиям, то есть к таким которые обеспечивают конструирование адаптивной образовательной среды.
Адаптивная образовательная среда предусматривает:
- создание благоприятного психологического климата в группе и условий активного учения каждого ученика;
- использование времени с максимальной пользой для воспитанника в соответствии с его индивидуальными способностями;
- взаимосвязанную деятельность педагога и ребёнка.