Главная цель « кейс- технологии»- развитие способности учащихся к принятию решений. Базовая структура «кейс –технологии» основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же собственного окружения. Они обсуждают этот случай, находят альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было на практике. Во время работы над конкретным кейсом (случаем) учащиеся находятся не в пассивной роли получателя информации, а стоят в центре процесса решения проблемы. В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты. Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности). Класс разбивается на группы состоящие из 2-6 человек. В этих группах изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы.
Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям.
1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьника. 2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников. 3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты. 4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок, навыков и способностей школьников. 5. Кейс должен допускать различные варианты решений.
Фазы организационной деятельности учителя
- Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
- Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Этапы работы с кейсом
I этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;
II этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.
III этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги
В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 10 классе по теме «Электроэнергетика»
Учебная задача: установить связь между выработкой электроэнергии и жизнью и здоровьем человека.
Формируемые ключевые компетентности:
- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом
Методические рекомендации
1.Чтение текстов «Почему во Франции преобладают АЭС? « Почему Япония полностью откажется от АЭС?»
Чтение текста в парах.
2. Смысловое чтение (пересказ текста).
По ходу пересказа можно уточнять детали.
3. Поиск проблемы. О какой проблеме или проблемах идет речь в текстах?
Может быть несколько проблем. Важно вычленить причинно-следственные связи.
4. Обсуждение. Определение проявлений проблемы?
Составление схемы, таблицы, кластера и т.п.
5. Выделение критериев (признаков идеального варианта) .
Рассмотреть варианты, в которых проблемы отсутствуют.
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»).
Записать все предложенные пути решения проблем
7. Подготовка представления решения группы. в различных формах
.
На данном этапе учитываются творческие способности школьников. При представлении могут быть использованы различные формы, такие как: .
- эссе;
- презентация;
- схема;
- таблица;
- конспект и т.п.
8. Представление итогов работы.
У учителя должна быть системы оценивания деятельности школьников
Текст кейса: « АЭС-благо или зло?»
Почему во Франции преобладают АЭС?
Для начала мы рассмотрим наиболее популярные способы получения энергии, а потом разберемся, почему для такой большой страны наиболее оптимальным решением является постройка атомной электростанции. И в ходе этих рассуждений Вы сами признаете, что лишь этот вид источников энергии позволяет эффективно обеспечивать всю Францию электричеством.
Итак, тепловые электростанции работают на каком-либо топливе. В этой роли может выступать уголь, мазут, газ или что-то еще. В любом случае, все это — полезные ископаемые или продукты их переработки. Во всяком случае, Франция далеко не богата этими ископаемыми, а покупать и доставлять их очень дорого. Поэтому ТЭС мало распространены в этой стране.
Теперь рассмотрим гидроэлектростанции. Они обычно располагаются на крупным и быстрых реках, чаще всего горных, а Франция, опять же, увы, ими не богата. Реки нужны с быстрым и мощным потоком воды, ведь для вращения турбины требуется гигантская сила, которая может быть достигнута лишь большим количеством воды, падающей с высокого расстояния. ГЭС расположены лишь на юге страны, в ее горных районах.
Из альтернативных же источников энергии в первую очередь выделяют солнечную и энергию ветра. Географическое расположение Франции такого, что получать солнечную энергию крайне нерентабельное занятие, ввиду того, что страна располагается в достаточно северных широтах. Сейчас электростанции этого вида только начинают внедрять в страны, расположенные максимально близко к экватору, где солнце светит почти круглый год одинаково ярко. Ветровые станции малоэффективны даже в странах, где часто дуют сильные ветра, но наша рассматриваемая страна и к ним тоже не относится.
Остается одно — атомные электростанции. Их преимущества очевидны: это и относительная дешевизна топлива, и простота его транспортировки, и относительная безопасность, и рентабельность. Остановимся на плюсах и рассмотрим их внимательно. Количество ядерного топлива, которое требуется для функционирования атомной электростанции, сравнительно невелико. Поэтому, мировое сообщество пока не испытывает острой нехватки этих ресурсов, а, следовательно, их цена не очень велика. Процесс транспортировки небольшого количества топлива также не вызывает особых сложностей. Современный уровень развития технологий в этой области позволяет с уверенностью заявлять, что авария на такой станции крайне маловероятна, и уж тем более она не вызовет столь катастрофических последствий и изменений в окружающей среде, которые произошли после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Все это делает строительство именно атомных электростанций во Франции наиболее оправданным.
Япония полностью откажется от АЭС
Правительство Японии приняло новый план развития энергетики страны, согласно которому к 2030 году в стране не должно остаться ни одной действующей АЭС.
План базируется на трех принципах: остановленные в настоящее время АЭС, безопасность которых будет соответствующим образом подтверждена экспертами, восстановят свою работу, но срок их службы будет строго ограничен 40 годами, новые же АЭС строиться не будут. Программа предусматривает плавный переход на другие источники энергии, в том числе, за счет активного развития возобновляемых видов энергии.
Такое решение правительства, в первую очередь, обусловлено мнением общественности, которая после аварии на АЭС "Фукусима-1" в марте прошлого года настроена против атомной энергетики. Каждую неделю демонстрации против ядерной энергетики проходят у здания канцелярии премьер-министра страны.
Согласно проекту, существовавшему до аварии на АЭС "Фукусима-1", атомная отрасль должна была к 2030 году обеспечивать до 50% всех потребностей Японии в электроэнергии. До аварии ее доля составляла около 30%.
Вместо электричества власти Германии подарят людям радость
Германия решила использовать территории атомных электростанций, которые закроют по всей стране до 2022 г., под парки развлечений. Первый парк аттракционов немцы устроили на АЭС еще несколько лет назад.
Wunderland Kalkar, а именно так называется парк развлечений в Калкаре, ежегодно посещают порядка 600 тыс. человек. В парке есть различные аттракционы, в частности, колесо обозрения, кафе и гостиница. Кроме того, Wunderland Kalkar зачастую используют для проведения конференций и выставок.
Атомную электростанцию в Калкаре, открытие которой состоялось в 1982 г., закрыли в начале 90-хх гг. из-за многочисленных протестов местных жителей. Атомную, стоимостью порядка 4 млрд долларов, переделали под парк развлечений в 1995 г.
Напомним, что после аварии на японской «Фукусиме-1» в Германии прошли многочисленные акции протеста. Немцы обратились к правительству страны с требованием отказаться от использования ядерной энергии.
Чтобы обсуждения результатов быстро фиксировались, целесообразно раздать в группах шаблоны :
Проблемы
Проявления проблемы
Пути решения проблем
Идеальный на ваш взгляд выриант
Проблема № 1: Нехватка электроэнергии
Проблема № 2: Исчерпаемость ресурсов
Проблема №3 Угроза аварий на АЭС
Проявление проблемы:
1-я проблема
2-я проблема
3-я проблема
Рост энергопотребления в мире
Нехватка энергоресурсов
Последствия аварий на АЭС
Пути решения:
- Использование энергосберегающих технологий.
- Поиск альтернативных источников энергии.
- Разработка новых требований к строительству и эксплуатации АЭС.
- Создание эффективных средств защиты, вакцин и лекарственных препаратов применяемых в случаях аварии на АЭС;
- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к лучевой болезни, в генотип человека.