12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Наталья Ибрагимовна1023
Россия, Карелия респ., Костомукша
Материал размещён в группе «В помощь учителю английского языка»
0

Выступление «Технология кооперативного обучения»



КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Слайд 1: Дорогие коллеги, участники семинара, здравствуйте. За годы работы, как у любого педагога, у меня сформировалась достаточно богатая копилка приёмов, методов, техник эффективного обучения. Это известный всем метод проектов, технология интерактивного обучения, игровые технологии. Я являюсь сторонником активного использования ИКТ в обучении, и с целью повышения своей квалификации в этом направлении постоянно участвую в сетевых консультациях КИРО, осваиваю новые программы и сервисы. Рассказать обо всём за предложенные 7 минут просто невозможно. Поэтому сегодня я бы хотела поговорить с Вами о проблеме, которая мне представляется наиболее актуальной, с которой каждый из нас, я уверена, сталкивается ежедневно.

Слайд 2: Поднимите, пожалуйста, руку, если Вы когда-нибудь являлись свидетелем такой картины. Увы, дети сегодня очень мало общаются реально, всё больше погружаясь в мир интернета, гаджетов, компьютерных игр, в мир виртуального общения. На своих уроках и внеурочных мероприятиях я всё чаще замечаю неспособность ребят, даже хорошо говорящих по-английски, полноценно взаимодействовать, организовать работу внутри учебной группы, уметь договориться и найти общее решение. Это снижает результативность работы, не позволяет создать условия для непосредственного общения.

Слайд 3: А ведь одной из основных моих задач, как учителя иностранного языка, является формирование и развитие коммуникативных навыков, а не только изучение грамматической и лексической составляющих языка. Как же научить коммуникации на иностранном языке, если наши школьники не хотят, а зачастую просто не умеют общаться даже на родном языке?!

Клик: Озвученные мной проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

Слайд 4: Таким образом, очевидно сложившееся противоречие между необходимостью осуществлять развитие коммуникативной компетенции средствами ИЯ, и неумением школьников общаться даже средствами родного языка.

Слайд 5: Решение этой проблемы я нахожу в использовании новых технологий, в частности кооперативного обучения, которое дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность.

Слайд 6: Тема моего методического семинара – «Кооперативное обучение: эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».

Я постараюсь кратко осветить, что означает кооперативное обучение, познакомить Вас с некоторыми приемами, которые позволяют преодолеть пассивность отдельных учеников, включив их в учебную деятельность, тем самым организовать работу по достижению метапредметных результатов.

Клик: С технологией кооперативного обучения я познакомилась во время участия в одном из дистанционных вебинаров, изучая литературу по теме, а так же при использовании данной технологии на своих занятиях. Охотно поделюсь с Вами своим опытом. Но сначала задумайтесь на несколько секунд, уважаемые коллеги, что означает для Вас понятие «кооперативное обучение»?

Слайд 7: В методической литературе мы находим следующее определение: Кооперативное обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися. Чем же обычная работа в группах отличается от кооперативного обучения, спросите Вы. Дело в том, что работа в группах – это всего лишь форма организации учебного взаимодействия, а кооперация – это целая технология, со своим научным обоснованием, своими принципами, набором приёмов и форм организации взаимодействия. Это обучение в малых группах, в которых каждый из учащихся работает над своим заданием, с последующим его обсуждением в группе и представлением общего результата работы всей группы. Таким образом, кооперативное обучение означает, что учащиеся работают совместно. Но это также означает, что они работают самостоятельно.

Слайд 8: Результативность применения приемов кооперативного обучения сложно оценить, поскольку здесь главное - коммуникативная составляющая. Тем не менее, как учитель, не первый год применяющий на своих уроках технологию кооперативного обучения, могу с уверенностью сказать, что деятельность ребят на уроке постепенно меняется - они учатся договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи; при выполнении совместных проектов ребята научились бесконфликтно работать со своими партнерами. Все это приносит положительные метапредметные результаты и в конечном итоге успешно формирует личностные и коммуникативные УУД.

Слайд 9: Как можно организовать процесс обучения, чтобы все учащиеся принимали активное участие в работе? Для этого у них должна быть личная цель. Прием 1 «Три шага»: Подумай – Поделись с партнером – Представь классу. Этот прием – основа кооперативного обучения. Шаг первый: Подумай! В этой фазе все ученики работают самостоятельно, получают индивидуальные задания. Второй шаг – это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, т.е. углубление собственных знаний по вопросу. И только на 3 этапе результаты пары или группы будут представлены всему классу.

Слайд 10: Приём 2 «Мозаика»

1. Выделяются несколько (3-5) аспектов изучаемого материала. Класс разбивается на группы по несколько (3-5) человек. Каждый член группы специализируется на одном из выделенных аспектов (эксперт по данному вопросу).

2. Члены групп расходятся по экспертным группам, каждая из которых концентрируется на одном аспекте изучаемого материала. В экспертную группу входит по одному эксперту от каждой группы.

3. Экспертная группа разрабатывает свой аспект изучаемого материала и готовит по нему сообщение.

4. Эксперты возвращаются в свои группы.

5. Каждый эксперт делает сообщение по своему аспекту изучаемого материала и добивается, чтобы этот аспект усвоили все члены группы.

6. Итоговая проверка освоения материала всеми членами группы и подсчет очков, полученных каждой группой.

Слайд 11: Приём «Слоеный пирог».

Класс делится на малые группы по три человека. Предъявляется текст (письменно, вербально или на видео). Время предъявления информации или чтения текста фиксировано. Далее следует обмен мнениями, записями, выяснение непонятных моментов в группах. Возможно взаимное консультирование групп. После чтения, прослушивания или просмотра новой порции информации повторяются вышеописанные действия внутри групп. Заключительным этапом работы является фронтальное выяснение оставшихся непонятных вопросов.

Слайд 12: Приём Placemat.

Сначала обучающимся, разделенным на четверки, дается время для размышления над каким-либо вопросом (Шаг 1 – Подумай!) и записи выводов в свою часть листа. Далее все вчетвером обсуждают проблему и записывают общий вывод в середину листа (Шаг 2 – Поделись!) Затем группа представляет свой результат всему классу. (Шаг 3 – Представь!) Использование некоторых из описанных приёмов я собираюсь продемонстрировать на своём уроке в рамках конкурса.

Слайд 13: Конечно, нельзя утверждать, что кооперативное обучение – панацея от всех учебных проблем. Типичные трудности, с которыми может столкнуться педагог, решивший построить процесс обучения на основе кооперации:

-) попытки отдельных учеников выполнять всю работу в группе, командовать,

-) слабые ученики могут чувствовать себя неуверенно, отказываться от работы,

-) группа может отвлекаться от учебной задачи либо «увязнуть» в ней, не понимая, куда и как двигаться дальше.

Но при систематическом применении данной технологии, при умелой организации и распределении ролей в группах, указанные проблемы решаемы. А одним из главных плюсов данной технологии является раскрепощение учеников. Ведь часто дети просто боятся, что их внезапно спросят. Страх блокирует мыслительную деятельность. При кооперативном обучении все учащиеся будут знать, что у них будет время подумать. (Шаг 1), а потом еще сравнить свой ответ, убедиться в его правильности с партнером. (Шаг 2). Таким образом, это принцип поддерживает и дает уверенность ученику слабому или нерешительному, заставляет его активно мыслить и помогает принять участие в обсуждении. Безопасность и редукция страха – одно из условий успешного кооперативного обучения. Среди других таких условий можно выделить:

Слайд 14: 1. Работа в маленьких группах. (Группа не должна превышать 4х человек. Только максимально в таком составе можно работать, не мешая другим группам и результативно инвестировать свой опыт в работу группы).

Саморегуляция и личная ответственность. (Все учащиеся должны быть готовы представить результаты работы группы и способны активизировать собственную мыслительную деятельность, т.к. каждый должен высказаться при обсуждении внутри группы).

Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы. (Если члены группы оценивают так или иначе рабочий процесс, работа в группе будет прогрессировать и учащиеся будут шаг за шагом формировать свои универсальные учебные навыки.)

Слайд 15: Я убеждена, что приемы кооперативного обучения представляют собой новый формат организации учебного процесса и эффективны для формирования коммуникативных УУД. Уважаемые коллеги, если Вам захотелось применять технологии кооперативного обучения на своих уроках, не меняйте сразу полностью структуру своих обычных уроков. Попробуйте применить сначала один понравившейся Вам прием, чтобы разнообразить свой методический репертуар. При планировании урока нужно учитывать, что может понадобиться больше времени для каждой фазы работы учащихся, чем нам кажется. Когда Ваши учащиеся приобретут необходимый опыт, Вы сможете легко использовать приемы кооперативного обучения на разных этапах урока без больших затрат времени, а сами уроки станут более интересными и динамичными.

Слайд 16: Уважаемые коллеги! Подумайте, пожалуйста, и дополните предложение:

После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж…

Я хотел(а) бы больше узнать о…

Познакомиться подробнее с технологией кооперативного обучения, а также с другими технологиями и приёмами, которые я использую в своей деятельности, Вы можете на моём персональном сайте. Если у Вас имеются вопросы, я готова на них ответить.
Кооперативное обучение
PPTX / 1.91 Мб

Буклет
DOCX / 196.84 Кб

 

Опубликовано в группе «В помощь учителю английского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.