Выступление на духовных чтениях «Педагогика чистого сердца» 11.04.15 в «Русском музее: виртуальный филиал»
Единственная известная мне роскошь -
это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери
Голодова И.П.
Тема: Гармония общения
Общение, важная составляющая жизни каждого человека. Оно так же необходимо, как пища. Ребенок, получающий полноценное питание и хороший уход, но лишённый постоянных контактов с людьми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Потому, что человек - существо биосоциальное, и социального в нем больше. И не важно, любит ли он шумную компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья - словом, вся его жизнь. Поэтому так важно научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.
Что же такое гармония и гармоничные отношения?
ГАРМО́НИЯ - означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо
Гармония отношений – это уважение и признание индивидуальности другого человека.
Гармония в отношениях – это та позиция, когда все субъекты отношений чувствуют себя комфортно
Чаще всего отношения ребенка и нас с вами (педагогов )складываются
Ученик – учитель
Ученик – родитель
Учитель – родитель
Ученик - сверстник
Как же часто мы в своей деятельности сталкиваемся с ситуацией когда учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Да еще и со сверстниками не ладится. Кто же в этом виноват? Сегодня, конфликты между всеми участниками образовательного процесса перерастают в непримиримую борьбу. Так созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям ни в школе ни за ее стенами, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества, свое одиночество перед возникающими проблемами.
Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Недавно средства массовой информации рассказали о произошедшей в одной из школ истории шантажа. Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок.
Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» («Не трогайте меня», «Мне больно») была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам. Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Многие скажут, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации. Как всегда встает вопрос: «Что делать?». И тут, с моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.
Что же делать нам педагогам? Нужно немного вспомнить курс психологии и классической педагогики. Существуют несколько принципов , которые могут помочь построить гармоничные отношения с ребенком как учителю, так и родителю:
1. Этот принцип - безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка -значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Это выражается в :
приветливых взглядах;
ласковых прикосновениях
прямых словах: «Я рада тебя видеть»
2. Активное слушание
Активное слушание - один из действенных приёмов, способствующих гармонизации общения. Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним грубо обошлись и даже тогда, когда он устал, первое, что нужно сделать, - это дать понять, что вы знаете о его переживании, слышите его.
Ситуация № 1. Ученик (с мрачным видом, классному руководителю): Не буду больше дружить с Петей.
Обычная реакция: Что случилось? Ты что, на него обиделся?
Активное слушание
Ученик (с мрачным видом): Не буду больше дружить с Петей.
Учитель: Не хочешь с ним дружить (повторяет услышанное).
Ученик: Да, не хочу. Я на него обиделся
Учитель (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)
3. Я— высказывания
Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у учителей и родителей «терпение лопнуло». Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но когда вы говорите о своих чувствах к ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении:
Я чувствую...
Я переживаю...
Я расстроен...
Я очень огорчён...
Я возмущён...
Мне приятно...
Мне нравится...
Мне не нравится...
Мне больно и обидно..
Мне хотелось бы...
Данные высказывания содержат личные местоимения «я», «мне», «меня», поэтому и высказывания такого рода психологи назвали «Я-высказывания».
Различия между Я- и Вы-посланиями
Я-послание позволяет сделать нечто большее, чем кричать о нашей собственной правоте, узнать о наших чувствах, оно не направлено против личности собеседника. Я-послание способно помочь преодолеть проблему, т.к. в нём идёт речь только о данной ситуации
Вы-послание содержит возмущение, обиду, защиту, обвинение, оно направлено против другого человека в зависимости от конкретной ситуации или проблемы
Разберём ситуации:
Ученик перебивает учителя.
Обычная реакция: Не мешай, перестань разговаривать.
Я-высказывание: Мне трудно вести урок, когда в классе посторонний
шум.
Правила общения: учитель —родитель
Общение учителя и родителя выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами воспитания их детей.
Основные условия гармоничного общения в паре «педагог - родитель»:
Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он -профессионал.
Непременным условием продуктивного общения является взаимное уважение и взаимопонимание. Понимание должно предшествовать советам.
Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь, необходимо раскрыть родителю возможности их ребёнка (например, «способный мальчишка имеет силу воли, способен проявить характер») и убедить родителей опираться на эти хорошие качества в дальнейшем.
Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение.
Очень важно придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает им понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.
6. В общении необходимо уметь слушать партнёра. В диалоге «учитель - родитель» недопустимы: ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.
Не менее важно отражать мысли партнёра по общению (эффект зеркала): если учитель встречает родителя с улыбкой, он отвечает тем же; если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон. Аналогичной может быть и реакция учителя.
Не стоит спорить с родителями, спор может вызвать обиду и отчужденность. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка, и как он его воспринимает.
4. Взаимоотношения «все в выигрыше»
рассматривать проблему сточки зрения другого человека
определить основные вопросы, требующие решения
найти наиболее приемлемое решение
определить возможные альтернативные пути достижения решения