12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голодова Ирина Петровна67
Учитель истории и обществознания. Представитель педагогической династии в 4 поколении
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе « Педагогический мир»

Выступление на духовных чтениях «Педагогика чистого сердца» 11.04.15 в «Русском музее: виртуальный филиал»

Единственная известная мне роскошь -

это роскошь человеческого общения

                                                                                            Антуан де Сент-Экзюпери
 

 

Голодова И.П.

Тема: Гармония общения

Общение, важная составляющая жизни каждого человека. Оно так же необходимо, как пища. Ребенок, получающий полноценное питание и хороший уход, но лишённый постоянных контактов с людьми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Потому, что человек - существо биосоциальное, и социального в нем больше. И не важно, любит ли он шумную компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья - словом, вся его жизнь. Поэтому так важно научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Что же такое гармония и гармоничные отношения?

ГАРМО́НИЯ - означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо

Гармония отношений – это уважение и признание индивидуальности другого человека.

Гармония в отношениях – это та позиция, когда все субъекты отношений чувствуют себя комфортно

Чаще всего отношения ребенка и нас с вами (педагогов )складываются

Ученик – учитель

Ученик – родитель

Учитель – родитель

Ученик - сверстник

Как же часто мы в своей деятельности сталкиваемся с ситуацией когда учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Да еще и со сверстниками не ладится. Кто же в этом виноват? Сегодня, конфликты между всеми участниками образовательного процесса перерастают в непримиримую борьбу. Так созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям ни в школе ни за ее стенами, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества, свое одиночество перед возникающими проблемами.

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Недавно средства массовой информации рассказали о произошедшей в одной из школ истории шантажа. Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок.

 

Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» («Не трогайте меня», «Мне больно») была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам. Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Многие скажут, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации. Как всегда встает вопрос: «Что делать?». И тут, с моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.

Что же делать нам педагогам? Нужно немного вспомнить курс психологии и классической педагогики. Существуют несколько принципов , которые могут помочь построить гармоничные отношения с ребенком как учителю, так и родителю:

1. Этот принцип - безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка -значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощ­ник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Это выражается в :

приветливых взглядах;

ласковых прикосновениях

прямых словах: «Я рада тебя ви­деть»

2. Активное слушание

Активное слушание - один из действенных приёмов, способствующих гармони­зации общения. Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним грубо обошлись и даже тогда, когда он устал, первое, что нужно сделать, - это дать понять, что вы знаете о его переживании, слышите его.

Ситуация № 1. Ученик (с мрачным видом, классному руководителю): Не бу­ду больше дружить с Петей.

Обычная реакция: Что случилось? Ты что, на него обиделся?

Активное слушание

Ученик (с мрачным видом): Не буду больше дружить с Петей.

Учитель: Не хочешь с ним дружить (повторяет услышанное).

Ученик: Да, не хочу. Я на него обиделся

Учитель (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)

3. Я— высказывания

Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раз­дражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у учителей и роди­телей «терпение лопнуло». Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но когда вы говорите о своих чувствах к ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении:

Я чувствую...

Я переживаю...

Я расстроен...

Я очень огорчён...

Я возмущён...

Мне приятно...

Мне нравится...

Мне не нравится...

Мне больно и обидно..

 Мне хотелось бы...  

Данные высказывания содержат личные местоимения «я», «мне», «меня», по­этому и высказывания такого рода психологи назвали «Я-высказывания».

Различия между Я- и Вы-посланиями

Я-послание позволяет сделать нечто большее, чем кричать о нашей собственной правоте, узнать о наших чувствах, оно не направлено против личности собеседника. Я-послание способно помочь преодолеть проблему, т.к. в нём идёт речь только о данной ситуации

Вы-послание содержит возмущение, обиду, защиту, обвинение, оно направлено против другого человека в зависимости от конкретной ситуации или проблемы

Разберём ситуации:

Ученик перебивает учителя.

Обычная реакция: Не мешай, перестань разговаривать.

Я-высказывание: Мне трудно вести урок, когда в классе посторонний

шум.

Правила общения: учитель —родитель

Общение учителя и родителя выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами воспитания их детей.

Основные условия гармоничного общения в паре «педагог - родитель»:

Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он -профессионал.

Непременным условием продуктивного общения является взаимное ува­жение и взаимопонимание. Понимание должно предшествовать советам.

Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь, необходимо рас­крыть родителю возможности их ребёнка (например, «способный мальчишка имеет силу воли, способен проявить характер») и убедить родителей опираться на эти хо­рошие качества в дальнейшем.

Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение.

Очень важно придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает им понять ребёнка и проблемы, связан­ные с его воспитанием.

6. В общении необходимо уметь слушать партнёра. В диалоге «учитель - родитель» недопустимы: ирония, саркастиче­ские замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.

Не менее важно отражать мысли партнёра по общению (эффект зеркала): если учитель встречает родителя с улыбкой, он отвечает тем же; если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон. Аналогичной может быть и реакция учителя.

Не стоит спорить с родителями, спор может вызвать обиду и отчужден­ность. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка, и как он его воспринимает.

4. Взаимоотношения «все в выигрыше»

рассматривать проблему сточки зрения другого человека

определить основные вопросы, требующие решения

найти наиболее приемлемое решение

определить возможные альтернативные пути достижения решения

Опубликовано в группе « Педагогический мир»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.