Метод кооперативного обучения как альтернатива традиционным формам групповой работы в процессе обучения
Введение
Современные образовательные технологии не стоят на месте, как в начальное, так и в дошкольное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперативного обучения, так называемая «сингапурская методика».
Сингапур интересен тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире [2]. Уровень функциональной грамотности населения Сингапура очень высок, сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук, образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики. Сингапурская система образования использует метод кооперативного обучения. В чем его особенность? Он не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной - двух обучающих структур. Мы решили в своем исследовании остановиться на сравнении командной и групповой работы как формах деятельностного метода обучения. В связи с этим можно говорить об актуальности нашей работы.
Объект исследования – метод кооперативного обучения, используемый в системе образования Сингапура, в сравнении с традиционной групповой работой.
Предмет исследования - особенности сингапурской методики в контексте сравнительного анализа с российской системой образования в условиях модернизации учебного процесса.
Цель исследования - выявить механизмы повышения качества знаний посредством использования сингапурской методики и групповой работы.
Гипотеза исследования заключается в следующем: применение метода кооперативного обучения в российских школах будет способствовать повышению мотивации к обучению, сплочению коллектива и повышению качества знаний школьников с большей эффективностью, чем традиционные формы групповой работы
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- провести сравнительный педагогический анализ традиционной групповой работы и метода кооперативного обучения;
- выявить и описать механизмы перенесения обучающих структур метода кооперативного обучения в российскую школу;
- показать способы применения сингапурского метода в урочной и внеурочной деятельности.
Многие учителя уже ознакомились с этой методикой и активно применяют ее в педагогической деятельности. Практическая значимость нашей работы заключается в возможности применения ее на уроках и внеклассных мероприятиях с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся начальной школы.
Глава I. Методика кооперативного обучения как стедство повышения качества знаний школьников
§ 1. Особенности системы образования в Сингапуре
Сингапур — страна, образовательная система которой имеет прочные и даже традиционные национальные основания, но в то же время образование там ориентировано на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня. При бурном социально-экономическом развитии Сингапура последних десятилетий образование здесь оставалось наиболее консервативным институтом, но этот институт сумел успешно адаптироваться к сельскохозяйственным и индустриальным революциям по всему миру, к закату религиозного влияния, а также взять на вооружение новые печатные и аудиовизуальные технологии. Для экспертов в области образования Сингапур интересен тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Во-первых, по данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в мире. Во-вторых, сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук. В-третьих, консалтинговая компания McKinsey назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире, особенно была отмечена организация подготовки учительских кадров. В-четвертых, согласно результатам исследований IMD (International Institute for Management Development), образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики.
Основной целью современного этапа развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства.
Система образования Сингапура, основанная всего лишь в начале прошлого века, самым внимательным, заинтересованным и тщательным образом прорабатывалась и корректировалась десятилетиями самыми опытными и практическими умами страны. Образование в Сингапуре понимается не как у нас – академическим достижением, оценками, успеваемостью в теоретических дисциплинах, аттестатами, дипломами. Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Образование в Сингапуре является приоритетным направлением социальной политики. Система образования в Сингапуре построена по британскому принципу. Преподавание на английском языке. В Сингапуре созданы первоклассные условия для получения образования на английском языке, как гражданами страны, так и иностранцами. Обучение в Сингапуре начинается с возраста 3-х лет. Дети в Сингапуре получают образование на английском и родном языках. Дошкольное обучение (3 года), начальное (6 лет) и среднее (4–5 лет). В стране работают как государственные, так и частные учебные заведения.
Теоретическая основа методики кооперативного обучения основана на работах Ж.Пиаже и Л.Выготского. Обязательными условиями этой методики являются:
обучение в коллективе
взаимооценка
обучение в малых группах
Сингапурская программа не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Их можно применять на всех уроках, а также на внеклассных, внешкольных мероприятиях. Задача учителя заключается в том, чтобы формировать креативное мышление и навыки общения [3]. Работа в группах превращает учебу в интересное занятие.
Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире, непохожем на наш с вами. Значит, уроки должны быть направлены на это. Как правило, один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. А при работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. В результате все учащиеся выходят из школы с полными знаниями.
Ребята должны работать в команде, при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне от игры. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителям помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников.
Данный метод используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды).
Эта система подходит для обучения детей младшего школьного возраста, так как она основана на разнообразных формах (структурах, упражнениях) обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала. Очень большое внимание в этой системе уделено формированию скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера. Процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий.
Сингапурские обучающие структуры
Цель сингапурских обучающих структур – активизация школьников, вовлечение их в учебный процесс, дать возможность школьникам работать на уроках больше или наравне с учителем. При использовании на уроке данных структур ни одному из учащихся не удастся тихо отсидеться, все должны работать, каждый будет оценен учителем. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни. Этому способствуют четыре основных принципа:
- позитивная взаимозависимость,
- индивидуальная ответственность,
- равное участие,
- одновременное взаимодействие.
Обучающие структуры - техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.
Все обучающие структуры можно разделить на три группы:
1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
Релли Робин (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка
Таймд Пэа Шэа (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Континиус раунд Робин (Continuous Round Robin) «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
Таких структур достаточно много (Приложение 4).
2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал.
Джот Тотс (Jot Thoughts) - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
РАФТ (RAFT) - Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.
Стё зе Класс (Stir the Class) - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Подобные структуры позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления (Приложение 4).
3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, а также, чтобы ребята могли практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Тимбилдинг (Teambuilding) - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек. Важно, чтобы все было организовано легко, весело, неакадемично
Классбилдинг – совокупность структур, основанных на следующих действиях: встать, подвигаться, повзаимодействовать.
Для управления классом используются такие стратегии, как сигнал тишины (Хай файв), таймер, мэнэдж мэт и т.п. (Приложение 1).
Таким образом, разнообразие структур, используемых в методике кооперативного обучения, позволяет сделать процесс обучения более занимательным и эффективным.
§ 2. Отличие сингапурской методики от традиционной групповой работы.
Одним из наиболее рациональных методов обучения, дающих хорошие результаты, долгое время в традиционной педагогике считалась групповая работа. Многие учителя, познакомившиеся с методами кооперативного обучения, видят в нем те же принципы, что и в групповой работе. Однако эти методы имеют принципиальные различия.
Групповая работа позволяет каждому проявить свою индивидуальность, разобраться в неясных вопросах и, таким образом, каждый имеет возможность реализовать свои знания на практике [1]. В каждом учебном звене преподаватель назначает лидера группы. Как правило, это обучающийся с хорошими знаниями. Однако иногда полезно назначать ответственного и не самого сильного, а самого организованного обучающегося, который сможет наладить работу группы. В ряде случаев можно поручить выбрать лидера самим обучающимся.
Преподаватель опирается в своей работе на лидера команд. Они вместе с преподавателем распределяют задания в группе, следят за работой звена, помогают своим товарищам справиться с заданием. Такая работа позволяет преподавателю успешно сочетать на уроке групповую работу, с фронтальной, коллективной и индивидуальной работой. Это, в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности обучающихся. Обязательным требованием к групповой работе является выполнение задания каждым учащимся, при этом группы, чаще всего, выполняют одинаковые задания.
Групповая работа эффективна на этапе овладения новыми знаниями, умениями и навыками, при проверке классного или домашнего задания, во время опроса, при выполнении устных упражнений, при отработке формул, при проведении лабораторных, практических работ и работ исследовательского характера и в ряде других случаев. В зависимости от темы урока, от цели групповая работа может быть организована по-разному. Так при изучении нового материала, преподаватель объясняет теорему и дает задание группам разобраться в ее доказательстве, применить теорему для решения простой задачи. В этом случае целесообразно обучающимся предложить план выполнения задания и, если надо, проверочные вопросы по теме.
Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, химии, физики, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.
У групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:
- часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
- неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
- наконец, в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа.
Сингапурская методика обучения имеет ряд преимуществ перед групповой работой. Применение структуры сингапурской системы обучения положительно сказывается на работе учащихся на уроке. Данная методика творчески развивает личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень (Приложение 2).
Метод кооперативного обучения, в отличие от традиционной групповой работы, предусматривает создание не просто группы, а команды между учащимися. При рассмотрении определения команды может возникнуть некоторое непонимание того, чем именно команда отличается от обыкновенной группы. Такая путаница может возникать из-за того, что люди в организациях часто рассматривают группы, в которых сами состоят, как команды, но в действительности таковыми они не являются. Несмотря на это, существует несколько важных различий между группой и командой.
Группы |
Критерии |
Команды |
индивидуального вклада в работу |
Производительность зависит от… |
индивидуального и группового вклада |
индивидуальная |
Оценка результатов труда: |
индивидуальная и групповая |
достижении поставленных целей |
Члены заинтересованы в… |
формулировании и достижении целей |
Целями, поставленными вышестоящими руководителями |
Работа определяется… |
общими целями и обязательствами |
Рассмотрим эти особенности более подробно. Во-первых, в группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов. Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.
Второе отличие связано с тем, какое место уделяется ответственности за выполняемую работу. Обычно члены групп объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это одновременно и работа каждого в отдельности, которая берется в расчет. Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность. Команды же придают значение как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату. Ее члены работают сообща для достижения, который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат. Главное же различие состоит в следующем: в группах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого, в то время как члены команд осуществляют самоконтроль.
В-третьих, в то время, когда члены групп могут лишь разделять общую цель, члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели. Более того, эти цели часто рассматриваются как возможность победить в реализации той или иной цели (быть первыми или лучшими в чем-либо). Члены команд концентрируются на совместном достижении высших целей, что в сочетании со спецификой выполнения заданий делает их сильно заинтересованными в результатах своей деятельности. Они ставят перед собой более обширные цели, которые являются значительным источником эмоциональной энергии, выступающей стимулом к их активной реализации.
Чтобы групповая работа стала командной, необходимо добавить принципы ПАЙС:
позитивное взаимодействие,
индивидуальная ответственность,
равное взаимодействие,
одновременное взаимодействие.
Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляемыми или частично управляемыми коллективами. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления корпорации, которые также могут быть организованы на основе командного принципа.
Глава II. Практическое применение методов кооперативного обучения
§1 . Методические рекомендации к урокам в начальной школе
После ознакомления с новой системой преподавания учителя сразу же стали применять некоторые ее элементы на практике: рассаживали учеников по четыре человека, делили их на группы. Таким образом, ребята работают в команде, при ответах на вопросы – устные или письменные – высказывают свои мысли, и, что немаловажно, помогают слабым. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все ученики. Здесь наряду с закреплением изученного материала и повторением пройденного, в процессе чего активно развивается устная речь, воспитывается еще и чувство уважения друг к другу. То есть, лидеров нет, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам, а учителям он помогает правильно распределить время и в ходе одного занятия проверить знания всех учащихся. Но самое главное, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Уроки с использованием предложенных структур довольно интересные и познавательные. Их можно применять на различных этапах урока, особенно когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению.
В разработке своих уроков используются разные обучающие структуры, в практике преподавания похожие элементы использовались и ранее: это работа в парах, подготовка вопросов по тексту, опрос товарищей и т.д. Теперь они представлены в новой форме и имеют новые термины.
При разработке урока русского языка в 3 классе « Повторение и обобщение по теме ˝Глагол˝», мы использовали следующие структуры: Модель Фрейер, Таймд Пэа Шэа. Данные структуры мы решили использовать в начале урока, чтобы включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках глагола.
Во время разминки используется структура модель Фрейер.
Модель Фрейер – структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать новые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Этот фрагмент урока может выглядеть следующим образом.
Учитель дает задание:
- Сейчас мы должны вспомнить все о глаголах. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель глагола: написать понятие, обозначение, характеристику, вопросы, примеры и противоположные примеры (5 минут).
- Сейчас вы вспомнили все, что касается глагола. Применим это на практике. Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках глагола.
- Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4 - е лишнее слово (слова на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 – е лишнее. У вас должны получиться 2 слова.
1. танцевать, читал, веселая, шьет;
2. бегать, бег, шла, рисовал;
- Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? Хорошо, спасибо!
Mix Pair Share – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. После чего вы озвучиваете свой ответ.
1 – й вопрос. Почему лишними оказались слова веселая и бег? (Начинает тот, кто выше ростом.)
(Timed Pair Share. Ученики озвучивают свое мнение партнеру поочередно по 30 секунд каждый).
Поблагодарите своего партнера.
(Музыка звучит снова, затем останавливается, ученики находят другую пару.)
2 – й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов. (Начинает тот, у кого волосы светлее.)
- Подумайте 3 секунды.
(Timed Pair Share .Ученики озвучивают свое мнение партнеру поочередно по 30 секунд каждый.)
- Поблагодарите своего партнера.
(Музыка звучит снова, затем останавливается, ученики находят другую пару.)
3 – й вопрос. Для чего необходимо знать спряжение глаголов? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов.)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
- Подумаете 3 секунды.
(Timed Pair Share .Ученики озвучивают свое мнение партнеру поочередно по 30 секунд каждый.)
- Поблагодарите своего партнера. Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
Приведем пример использования сингапурской методики на уроках литературного чтения. При разработке урока литературного чтения на тему «Творчество Н.А. Некрасова» были применены структуры Релли Робин и Стезе класс. Фрагмент урока может выглядеть таким образом.
Проверка домашнего задания (Структура Релли Робин - два участника по очереди перечисляют по списку короткие ответы).
- Мы продолжаем знакомство с произведениями великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Вспомним его биографию (Показываю на портрет)
Слайд 1:Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877)
Жил он давно, около 130 лет назад, в 19 веке.
Детство его прошло в деревне Грешнево, на берегу реки Волги. И хотя
отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с ними в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастьям и горю.
4. - О чём писал Николай Алексеевич Некрасов?
Структура Stand Up-Hand Up-Pair Up
Ученики встают, поднимают руку и быстро находят партнёра.
Шаги.
1. Учитель говорит: « Когда я скажу «НАЧАЛИ!», вы встанете, поднимите руку и найдете себе пару».
Учитель делает паузу и затем говорит « Начали!»
2. Ученики встают, держат руку поднятой, пока не образуют пару с наиболее близко стоящим учеником не из их команды, «дают пять» и опускают руку.
3. Учитель задает вопрос или дает задание, дает время подумать.
4. Ученики взаимодействуют (можно использовать структуры Rally Robin или Time Pair Share).
Совет: В некоторых классах может возникнуть необходимость убедиться в том, что ученики встают в пары с наиболее близко стоящим учеником, а не бегут в другой конец класса, чтобы встать в пару с другом.
Действительно, став известным русским поэтом, Некрасов писал о Родине, о её лесах, полях, о простых людях. Писал стихи и для детей. Герои его стихотворений – крестьянские ребятишки, друзья далёкого детства.
Во время педагогической практики я частично апробировала сингапурскую методику. Например, на уроке окружающего мира по теме "Домашние опасности" (Приложение1) мною использовались следующие Сингапурские структуры: на этапе выявления места и причины затруднения уместно было обратиться к структуре Rally Robin (работа в парах). На этапе реализации построенного проекта мы обратились к структуре Round Robin (работа в командах). На этапе включения в систему знаний и повторения использовалась структура Timed Pair Share(развернутые ответы 2 учеников). Также в процессе проведения урока были использованы структуры Clock Buddies (встреча по часам) и др. Еще один урок окружающего мира на тему «Очень подозрительный тип» (Приложение2) я провела в этом же классе, используя работу в группах. На следующем этапе нашего эксперимента дети выполняли небольшую проверочную работу в форме тестов по этим двум темам. Выставляя оценки, я убедилась в большей эффективности использования метода кооперативного обучения.
При использовании на уроке данных структур ни одному из учащихся не удастся тихо отсидеться, все должны работать, каждый будет оценен учителем.
§2. Использование структур сингапурской методики при работе с родителями
Использование методов кооперативного обучения также возможно при работе с родителями. Например, на первом родительском собрании в 1 классе, которое проходит обычно 1 сентября, учитель ставит перед собой задачу способствовать сплочению родителей с целью создания коллектива и выработке правильных действий родителей в период адаптационного периода ребенка в школе. Использование структур метода кооперативного обучения на таком собрании будет очень кстати. Приведем пример фрагмента такого собрания.
- Важной и актуальной задачей на сегодняшний день является преодоление трудностей адаптации младших школьников. Через несколько месяцев ваш ребенок станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: «Умеет ли он говорить» - и дайте на него правильный ответ. Возможно, вам придется задуматься.
Что же такое, по вашему мнению, адаптация младшего школьника? Структура РАФТ (RAFT) - вариант проектной работы, в котором конечный продукт разнится в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовиться продукт), формы выполнения и темы задания. Вам предстоит создать коллаж, в центре которого вы напишете слово АДАПТАЦИЯ, а вокруг нужно разместить рисунки или фото с подписями к ним, демонстрирующие ваше понимание этого понятия (предварительно на каждом столе приготовлены журналы и газеты, клей, ножницы, бумага, фломастеры). По истечении времени (10 минут) один представитель команды, например, партнер №3, остается сидеть за столом, а остальные идут смотреть коллажи, созданные другими командами, и слушают их объяснение. При этом каждый может приклеить на коллаж цветной стикер со своей оценкой (Приложение 3).
- Что, по-вашему, необходимо ребенку для успешного усвоения школьной программы? Структура All Write Round Robin.
В командах ученики по очереди делятся ответами. Все участники пишут каждый ответ, который прозвучал.
Шаги.
1. Учитель называет вопрос с множеством возможных ответов или дает список вопросов.
2. В командах каждый ученик по очереди высказывается, в это время все участники записывают каждый прозвучавший ответ на свой листочек или листочки с упражнениями.
- Знание всех возможных трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся, поможет вам преодолеть их.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной – ему еще только предстоит овладеть. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка во время поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
У детей довольно часто наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например, психолога и логопеда, а иногда нескольких занятий с родителями малышу достаточно, чтобы он приобрел необходимые речевые навыки.
- Как сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка? ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) родители зачитывают свои ответы по кругу, а все записывают новые идеи на своих листках.
Приведем примеры возможных ответов на поставленный вопрос.
Рассказать о том, что ждет ребенка в школе.
За несколько дней начать вводить его в ритм «подъема и отбоя».
Любимая игрушка должна быть взята с собой в портфель (он в первый день пойдет учиться).
Основная одежда должна быть новой и особой (школьная одежда), но какая-то деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и т.д.).
Мобильный телефон в период адаптации лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями.
Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.
Таким образом, использование данных структур на родительских собраниях поможет сформировать дружеский и сплоченный коллектив родителей, поможет в решении общих проблем и, что особенно важно, решение это будет исходить от самих родителей, а не ложится на плечи классного руководителя.
Заключение
Применение структур метода кооперативного обучения положительно сказывается на работе учащихся на уроках. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что многие учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или командах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов и структур метода кооперативного обучения в сравнении с групповой работой более выигрышно и даёт учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении младших школьников.
Ученик получает возможность развивать свои способности, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней, формируют навыки сотрудничества, способности к анализу и синтезу. Пассивность ученика на уроках сменяется активностью, заинтересованностью и желанием открыть истину.
Сравнительный педагогический анализ традиционной групповой работы и метода кооперативного обучения показал, что так называемая «сингапурская методика» имеет ряд существенных преимуществ.
Реализуя инновационные подходы в начальной школе, способствуем достижению главной цели: формирования успешной и самодостаточной личности.
Мирошниченко Елена Викторовна