Выступление «Оптимизация процесса обучения»
Оптимизация процесса обучения Докладчик: учитель начальных классов МОУ «СОШ №93 им. М.М.Расковой» Вахлюева Ирина Владиславовна Саратов 2017
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем". Конфуций
1. Понятие оптимизации Оптимизация в процессе обучения означает выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях
2. Использование современных педагогических технологий как средство оптимизации учебного процесса. В целях оптимизации для каждого этапа урока учитель отбирает оптимальные методы и приёмы таких современных педагогических технологий, как: технология постановки целей, кейс-метод, баскет-метод, модульное обучение, групповые формы организации обучения, технологию критического мышления, игровую технологию, проектную деятельность, тестовую технологию, информационно-коммуникационные технологии, технологию проблемного обучения и др..
3.Интерактивная технология как эффективное средство оптимизации процесса обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, это такая организация процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания
Задачи интерактивных методов обучения: Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Термин «интерактивные технологии» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.
Приёмы технологии интерактивного обучения индивидуальные групповые фронтальные «Микрофон» «Незаконченное предложение» «Блиц-опрос» «Мозаика» «Ледокол» «Дерево знаний» «Ковер идей» «Выбери позицию» «Пустое кресло» «Карусель» «Эскалатор» «Мозговой штурм»
«Поздоровайся глазами» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
«Аквариум» Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Дерево решений» Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Прием «Верно/Неверно». При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий. «Один – два – четыре». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
«Карусель». Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
Рефлексия – это тоже диалог с учеником о способах действия. Могут использоваться различные формы : «Хочу спросить» «Для меня сегодняшний урок…» «Сообщи свое Я » «Пантомима» (смайлики) настроения и пр. Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии: Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/ легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?
«Отечественные войны России» интеллектуальная интерактивная игра для 4 класса (программа Л.В. Занкова) Подготовил: учитель начальных классов МОУ СОШ №93 г. Саратова Вахлюева И.В.
Знатоки 10 20 30 40 Войска и вооружение 10 20 30 40 Даты и числа! 10 20 30 40 Участники войн 10 20 30 40
1605-1618 г.г. 1812 г. 1941-1945 г.г. Что объединяет эти даты? Команда № 1 Какая дата «лишняя»? Команда № 2 Какие еще даты можно было бы поставить в этот ряд? Команда № 3
1605-1618 г.г. 1812 г. 1941-1945 г.г. Что объединяет эти даты? Команда № 1 Какая дата «лишняя»? Команда № 2 Какие еще даты можно было бы поставить в этот ряд? Команда № 3
1605-1618 г.г. 1812 г. 1941-1945 г.г. Что объединяет эти даты? Команда № 1 Какая дата «лишняя»? Команда № 2 Какие еще даты можно было бы поставить в этот ряд? Команда № 3
Некоторые даты истории войн России: 1240 г. - *Невская битва* ( со шведами); 1242 г. - *Ледовое побоище* (с Ливонским орденом); 1380 г. - *Куликовская битва* (с монголо-татарами); 1700 - 1721 гг. - *Северная война* (со шведами); 1914 г. - *Начало Первой мировой войны*
Что объединяет этих людей? Назовите их. Команда № 1 Чьи портреты можно повесить с противоположной стороны? Команда № 2 Назовите действующих правителей стран - участников Отечественной войны и Великой Отечественной войны? Команда № 3
Баскет-метод Суть этого обучения - активное вовлечение учеников в учебный процесс. На занятиях учитель в центре внимания: он - не мудрец, а помощник, проводник знаний. Задача учителя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой
КЕЙС-МЕТОД КЕЙС-МЕТОД - позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
5.Обучение детей с учетом психофизиологии. «Гимнастика мозга» «Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинестетика». Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.
6. Выводы. Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя и учащихся, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются не только его экономией, но также более высокими результатами обучения.
! Творческих успехов, коллеги!
Используемая литература Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспита - тельного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. СПб СПбГИЭУ, 2010. учеб.-метод. пособие / И. В. Никишина Интерактивные формы методического обучения. 2007 г. М. П Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с. М.М. Анцибор Активные формы и методы обучения. Тула 2002 Как проектировать универсальные учебные действия. Пособие для учителя, Москва «Просвещение» 2008г Интернет - ресурсы http://nsportal.ru/ http://www.standart.edu.ru/
Цель кинезиологических упражнений Развитие межполушарного взаимодействия; мелкой и крупной моторики; Развитие интеллектуальных и творческих способностей; Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; Развитие способностей к обучению и усвоению информации, речи; Восстановление работоспособности и продуктивности; Снятие стресса, нервного напряжения, усталости; Формирование абстрактного мышления и др.
Методические приемы: Кинезиологическая гимнастика проводятся регулярно, перед образовательной деятельностью или во время утренней гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения повторения упражнений. Содержание гимнастики должно быть интересным, эмоционально- значимым для ребенка. Все упражнения должны сопровождаться короткими стихами. В конце каждого упражнения рекомендуется проговаривать стихотворные строки: «Хотим быть веселыми, красивыми здоровыми!»