12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нагорная Светлана Григорьевна142


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

имени А.М. ГОРЬКОГО»







Технология дистанционного обучения

(из опыта работы)





Подготовила

Нагорная Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

















2021г.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и усвоение материала происходит с помощью сети Интернет. Уроки проходят с применением смартфонов и персонального компьютера с доступом к сети Интернет.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;

работа с обучающимися во время карантина;

работа с одаренными детьми;

работа с часто болеющими детьми;

увлекательные задания с целью повторения;

участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах.

Это новая форма образования, которая  предполагает  использование непривычных средств и  способов обучения.

Если сравнивать с классическим способом обучения, то дистанционное образование будет иметь ряд некоторых преимуществ:

- гибкость – учащиеся могут заниматься в любое время и в удобном месте;

-  дальнодействие – не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания

- массовость – количество обучающихся может варьироваться;

- мобильность (эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения);

- технологичность – использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

- социальное равноправие – все учащиеся не зависимо от  места проживания и состояния здоровья могут одинаково получать материал и работать с ним;

- самодисциплина и ответственность;

- творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме использую:

1). Электронную почту

Во-первых, с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учителем учебных заданий и материалов, получение файлов или фото с выполненными заданиями для проверки.

во-вторых, можно размещать видео, документы в формате Word, PDF, Power Point, Excel и других, ссылки на полезные страницы или сервисы сети Интернет;

в-третьих, создавать беседы;

в-четвёртых, удобное мобильное приложение для смартфонов, которое легко скачать и установить на своё устройство;

а самое главное - для работы потребуется любое устройство, имеющее выход в Интернет.

2). Чаты для обратной связи с обучающимися школы.

Создаёте чат, рассылаете ссылку с адресом на чат личным сообщением классному руководителю, а тот - своим ученикам. Они должны перейти по ссылке для вступления в чат. Таким образом, у вас будут чаты по предметам и классам, например, русский язык 5-Б, русский язык 7-А, литература 5-Б, литература 7-А и т. д.

3). Ресурсы мировой сети Интернет можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса.

4). Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp) – это удобно для индивидуального общения (консультации, рекомендации).

5). zoom – это самая популярная до последнего времени платформа для организации онлайн обучения, видеоконференций. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут.

Положительные аспекты: это похоже на обычный урок, есть возможность видеть всех учеников, задать вопрос и получить ответ на него сразу.

Минусы такого взаимодействия: неустойчивая связь, сложность удержать концентрацию всех участников на протяжении урока. Проводя онлайн уроки в Zoom, выделила еще ряд проблем: если ученики работают с телефона, то не всегда есть звук, когда демонстрируется видео. Не у всех ребят есть веб-камеры. Если обучающиеся заходят с компьютера без камеры, то нет возможности их видеть.

Поэтому в каждом классе классными руководителями был проведен опрос о наличии Интернета, компьютеров и  гаджетов; были собраны списки классов с адресами электронной почты.

  В связи с ДО на школьном сайте создана страничка-вкладыш «Дистанционное обучение» с нормативными и правовыми документами, всевозможными рекомендациями по ДО: ученикам, учителям, родителям. Также странички по предметам и классам, куда каждый учитель размещал задания, видеофрагменты или презентации, конспекты уроков. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время мог усвоить урок. А если вдруг что-то было непонятно, то можно либо заново просмотреть видеофрагменты или презентации, конспекты, либо обратиться к своему учителю за консультацией.

Учебный процесс состоял из следующих этапов:

1) получение новых знаний;

2) выполнение различных учебных заданий, упражнений с использованием новых знаний;

3) обобщение и систематизация знаний.

Администрация моей школы адаптировала расписание, поставив в каждом классе парные уроки по предметам. Обучающимся намного легче было воспринимать информацию и готовиться к 3 (парным) урокам в один день.

Урок начинался с приветствия.

Чтобы проверить присутствие на занятии учеников, проводится перекличка. Сделать это можно, попросив всех присутствующих поставить +. Таким образом, вы всегда будете знать, кто с вами.

Далее сообщала обучающимся тему и цель урока, давала краткий алгоритм действий:

1. Посмотрите видео урок.

2. Пройдя по ссылке, закрепите изученный материал.

На этапе получения новых знаний для лучшего запоминания учебного материала размещала видеозаписи уроков, видеоролики. Использование компьютерных видеосюжетов и презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом.

Ресурсы бесплатных платформ: «РЭШ», «Инфоурок», «Видеоуроки в интернет», «Учи.ру», «МЭШ» - это настоящие помощники, в первую очередь, для учителей, а также для тех учащихся, которые часто пропускает учебные занятия по болезни, готовятся к олимпиадам (повторить учебный материал, выполнить задания для контроля знаний).

Предлагаемые интерактивные уроки могут временно, а при необходимости и полностью восполнить знания по какому-либо учебному предмету.

Портал "Российская электронная школа" – ресурс, содержащий готовые уроки. Достаточно было найти урок по теме, просмотрев, понять, подходит ли он детям вашего класса, скопировать ссылку, предложить ребятам.

Ресурс хороший, но есть и отрицательный момент. Учитель не видит процесс выполнения учениками работ. Поэтому понять, прошёл ребёнок по ссылке, посмотрел урок, выполнил предложенные задания, невозможно. Вся надежда на сознательность!

"Видеоуроки в интернет" — крупнейшая образовательная онлайн-платформа, которая помогает учителям усовершенствовать все основные этапы урока: изучение нового материала, закрепление изученного и контроль знаний учащихся. В этом разделе находятся более 7000 готовых видео уроков и конспектов.

«Учи.ру» – это интерактивная образовательная платформа, позволяющая бесплатно посмотреть видео с уроками, доступно для всех педагогов, учащихся, родителей.

«МЭШ» - это образовательная платформа больше похожа на большую библиотеку. В открытом доступе размещены дидактические и методические, контрольные материалы и тестовые задания по учебным предметам.

Видеоуроки с канала «Инфоурок», на мой взгляд, идеальны для работы. Они излагают материал доступным и понятным языком, поэтому подойдут практически для всех детей в классе.

Во время "живого" урока в чате спланируйте время так, чтобы класс мог посмотреть ваш видеоролик, поэтому выложите видео или ссылку на него. И не стоит делать это перед уроком, потому что, скорее всего, ученики отложат это на потом, что часто означает "никогда".

Пока ученики смотрят видео, они могут задавать вопросы в чате, а вы можете сразу отвечать.



3. Следующий шаг - закрепление материала.

Ссылку на работу отправляла в чат, чтобы избежать переспросов, благодаря чему школьники могли свободно перейти по ней, приступив к выполнению. Контроль знаний учащихся удобно проводить с помощью онлайн-тестов. Использование тестов помогает не только экономить время учителя (т.к. автоматическая проверка), но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, возможности, посмотреть правильный вариант ответа, а также пройти тест повторно (если, конечно, нет ограничений по времени). Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Для проведения контрольных заданий, тестов, проверочных работ чаще всего использовала образовательный портал «РЭШ».

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет повысить темп урока, активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал.

Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, видеосюжетов воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным.

4. Как осуществить проверку работ учащихся? Выполненные задания ученики могут отправлять прикрепленными файлами в формате Word или фото страницы рабочей тетради (листа), скриншоты с мобильного телефона на электронную почту. 

Подскажите ученикам, что самые чёткие и хорошо читаемые фотографии получаются, если фотографировать лист с выполненными заданиями днём на подоконнике (как правило, самое освещённое место в доме, квартире).

По результатам шло обсуждение в чате типичных ошибок.

5. Конечно же, оставить школьников без домашней работы, значит, дать возможность расслабиться. Для этого на ура подошло онлайн тестирование, разгадывание кроссвордов, просмотр познавательных фильмов, видеосюжетов на любой понравившейся платформе.

В одном из домашних заданий я попросила написать мнения по поводу дистанционного обучения. Мнения детей разделились. Одни пишут:

 «Я сижу дома, мне комфортно перед компьютером, я занимаюсь в тишине, мне никто не мешает».

« У меня есть возможность получать знания не выходя из дома».

 « Я мог учиться дома, у бабушки или на даче — в общем, везде, где только есть интернет».

«Я сама могу выбрать время, когда хочу заниматься определённым предметом. Мне не нужно каждый день вставать рано»

«Мне нравится такой распорядок дня. Я могу  в любой момент встать, отдохнуть, чего никогда не сделаешь посреди урока. Мне нравится самой управлять своим временем»

«Можно несколько раз разобрать одно и то же, если что-то непонятно, не мешая кому-то»

«Это хорошая возможность повысить сценку, потому что мама и интернет всегда помогут»

Минусы:

« Минусом, наверное, для меня является нехватка общения с одноклассниками и с учителем»

«Из-за того, что я не могу общаться с одноклассниками, мне становится немного грустно, я чувствую себя одиноким»

«Лично для меня очень трудно учиться, когда ничего не объясняют и не пишут на доске».

«Мне  иногда трудно заставить себя заниматься в домашней обстановке»

«Очень большой объём самостоятельной работы: почти весь материал приходится изучать самому, а на это уходит намного больше времени, чем когда мы учились в школе ».

«Только находясь на «дистанте», я поняла, что школа – это по-настоящему классно!».

Мнения родителей:

«Важный момент — это стопроцентная безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно некоторым детям не всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает»

«Я против дистанта! Но он нужен только в крайних случаях. Ничто не заменит живое общение, которое просто НЕОБХОДИМО для учеников».

«Многие дети испытывают стресс, потому что без родителей и учителя не могут самостоятельно ничего сделать!»

«Дети должны общаться между собой, вместе учиться интересней»

«Мы поняли, что наш ребёнок не умеет планировать учебное время. Может сесть за уроки в 8 часов утра, а закончить их в 7 вечера только к нашему приходу, при этом может успеть посмотреть кино, поиграть на компьютере, погулять с собакой и т.д.»

ДО можно назвать Школой ответственного родителя. Детям помогают родители, что немаловажно в наше время – налаживается контакт детей с родителями. Очень хочется, чтобы эта ситуация закалила нас в человеческие качества. Чтобы научились слышать, понимать, уважать, поддерживать друг друга, заботиться друг о друге.

И ещё один совет: поддерживайте неформальную связь с учениками. Когда вы преподаете в классе, ученики видят вас каждый день, они чувствуют вашу вовлеченность и внимание. В онлайн-формате этой тяжелой работы часто не видно. Поэтому возьмите за традицию отправлять одно неформальное сообщение в неделю каждому классу, в котором будет смешная картинка, GIFка, фраза-вдохновение или положительный отзыв. .


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.