Технология написания исторического сочинения (задание №25 ЕГЭ по истории)
Акимова Наталья Андреевна,
учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области
Белгородская область, г. Валуйки
Тезисы: В статье рассмотрены пути повышения эффективности использования проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности учащихся 10-11 классов на уроках истории на примере написания исторического сочинения.
Технология написания исторического сочинения
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 года, констатирует, что «каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».
Для выявления, сохранения и развития разносторонних талантов в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области создаются необходимые условия. Одним из основных направлений деятельности школы является обеспечение социальной самоидентификации каждого ребенка посредством личностно значимой деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО), среднего общего образования (далее ФГОС СОО), новым требованиям Историко-культурного стандарта, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов. Все это можно в полной мере отразить в результатах ЕГЭ по истории и обществознанию. Хотелось остановиться на ЕГЭ по истории, в частности на задании №25 (написание исторического сочинения по указанному периоду).
Важнейшей целью в своей работе главным считаю формирование интереса к предмету. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Основная подготовка учащихся к Государственной итоговой аттестации начинается с 5-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.
В 10-11 классах задания для учащихся усложняются. В своей работе использую следующие формы и приемы организации проектной деятельности:
составление тезисного плана, конспекта, аннотации;
использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации;
нестандартные уроки: практикумы, семинары, интернет исследование, презентации, дискуссии;
подготовка докладов, презентаций, рефератов.
При этом формируются такие компоненты исследовательской компетентности, как: умение работать с монографией, научно-справочной и художественной литературой; мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного; анализ источника, выявление скрытых фактов, умений делать выводы.
В качестве примера можно привести урок истории в 11 классе. Тема: «Россия в годы революции и гражданской войны» (урок-обобщение). В ходе урока идет работа по созданию проекта в виде исторического сочинения (задание повышенного уровня сложности-№25 ЕГЭ по истории) (Приложение 1).
В ходе урока заполняется таблица-клише, по которой можно будет написать сочинение.
Информационный лист для написания исторического сочинения.
Тема урока: ____________________________________
Хронологические рамки и название эпохи. Правитель этой эпохи. | | Кол-во баллов | ||
2 события | I | II | III | |
2 исторические личности и их роль в указанных событиях данного периода в истории | | | | |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий, происходивших в данный период | | | ||
Использование исторической терминологии | | | ||
Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю России | | |
Критерии оценивания: макс.-10 баллов
«5»-9-10 «4»-6-8 «3»- 4-5 «2»-0-3
Данная форма урока позволяет систематизировать материал, по которому можно успешно написать историческое сочинение.
Тема: «Россия в годы революции и гражданской войны» (урок-обобщение)
Цель урока:
повторить и обобщить пройденный материал;
вспомнить основные события Великой российской революции и гражданской войны;
вспомнить основные термины и понятия, даты;
систематизировать знания учащихся по историческим персоналиям;
отрабатывать навык написания исторического сочинения.
Тип урока: повторительно- обобщающий .
Оборудование: презентация, рабочие листы, тесты, ноутбуки, учебник
Ход урока:
Орг. момент.
Повторение и обобщение материала
В ближайшей перспективе нас с вами ожидает итоговая аттестация в форме ЕГЭ, поэтому и сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ней.
Сегодня мы с вами остановимся на 25 задании (историческое сочинение), тема которого это период, который мы изучил. Напомните, какой?
(Россия в 1917-1922 гг). Вспомните, какие ключевые события произошли в этот период.
Великая российская революция
Февральская революция
Кризисы власти и Корниловский мятеж
Октябрьская революция
I мировая война
Гражданская война
Давайте сформулируем тему урока.
Таким образом, тема сегодняшнего урока: «Россия в период революций и гражданской войны».
Какие цели перед собой поставим?
Вспомните основные критерии исторического сочинения:
Краткая характеристика.
Два события.
Две исторической личности и их роль в описываемый период.
Две причинно-следственных связей.
Использование исторических терминов.
Влияние исторического периода на дальнейшее развитие России.
Вывод.
Чтобы у нас все удачно получилось, необходимо вспомнить материал. Будем работать поэтапно. Каждый этап соответствует названным критериям. Вы разделены на группы. В каждой группе выберите одного, который будет писать сочинение, используя информацию, которую мы вспомним на уроке. Остальные будут ему помогать. За правильные ответы получите жетон. И в конце урока проверим вашу активность.
1 и 4 критерии: характеристика этого периода. Ваша задача, по плану рассказать о каждом событии.
План:
Дата
Причины
Участники
Итог
Значение
(1 представитель от группы выступает и получает жетоны).
2 критерий: указать события
Вспомним основные даты в каждом событии. Меняем событие в группах. Необходимо написать на доске 3 даты, которые относятся к названным событиям.
- Посмотрите на доску. По нескольким критериям мы уже прошли. Чтобы закрепить, несколько минут на написание сочинения.
-Продолжаем работу. Следующий критерий – исторические личности.
Поиграем в игру «Своя игра». Открываем 2 категории: портрет, личности.
Я попрошу в роли жюри выступить наших гостей. Ваша задача – посчитать количество баллов. У кого больше, та команда и получает жетон.
Подведем итог этого этапа следующим образом: выберите портреты тех деятелей, которые относятся к вашему событию. И продолжаем писать сочинение.
-Молодцы! Хорошо поработали. Я надеюсь, что минимум 4 балла каждая из групп наберет, поэтому еще поработаем по дополнительным критериям (Презентация исследовательского проекта учащимися по указанному периоду)
5 критерий. Знание исторических терминов (решение теста).
6 критерий. Оценка исторического периода
- У вас было опережающее задание: Найти информацию. Давайте сейчас послушаем (слушаем представителей от каждой группы по событиям).
III. Итог урока
7 критерий. Вывод
Подведем итог проделанной работы. Посмотрите на нашу доску. У нас получился хороший опорный конспект для написания сочинения и не только. Давайте зачитаем, что у нас получилось.
-Подсчитаем количество полученных жетонов. Победила команда…
Выставление оценок. Д/З: доработать и оформить сочинение.
Литература:
История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч. 1/ [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]: под ред. А.В. Торкунова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. - 175 с.
В.В. Емельянова Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности. http://5fan.ru/wievjob.php?id=55393 (дата обращения 18.10.2020).
Н.А.Федотова Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения[Текст]: автореферат... канд. пед. наук/ Н.А.Федотова[Текст].-Улан-Уде: издательство Бурятского госуниверситета, 2010.-181 с.
Е.В. Феськова Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация: кандидата педагогических наук[Текст]: 13.00.01. - Красноярск, 2005.