Технология обучения смысловому восприятию познавательных и художественных текстов

1
1
Материал опубликован 13 November 2020

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Может быть использован на любой стадии урока:

на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания;

на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.


Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа.

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.


Приём «Собери идеи»

Учащимся предлагается написать максимальное количество идей по заданию учителя за определённое время. По завершению времени, учащиеся встают с места, передвигаются по кабинету и образуют пару не со своего стола для обмена идеями. Учащиеся выполняют работу, пока не сменится заданное количество пар.

Вернувшись на свои места, учащиеся продолжают работу за своими столами. Первый участник зачитывает свои собранные идеи ,остальные в своих записях отмечают имеющиеся и дописывают новые. Работа продолжается до тех пор, пока каждый из четырёх участников не поделится своими идеями


Прием 3-2-1 рекомендуется использовать стадии рефлексии, с целью получения обратной связи

3- самых важных момента, прочитанных из текста

2- новых понятия, которые запомнили

1- вопрос, который возник сегодня либо свой комментарий



Надеемся, приемы ТРКМ как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам.


Спасибо за сотрудничество!







t1605291848aa.jpg t1605291848ab.jpg


Технология обучения смысловому восприятию познавательных и художественных текстов

Развитие навыков смыслового чтения через применение  

технологии критического мышления (ТКМ)

учитель начальных классов

Фролова Наталия Игоревна

МАОУ СОШ №1

г. Салехард



t1605291848ac.jpg


Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:  вызов - осмысление - рефлексия.

Первая стадия – вызов. На этом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Задачи этапа

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить применив приём, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.



Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

получить новую информацию, осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Инсерт - прием, развивающий критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения.

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если полей нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт»


v

-

+

?

В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»



Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.



Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

Кластеры.

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Последовательность действий при составлении кластера.

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Приём «Бортовой журнал»

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

 

 

 





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Считаю материал пособием для применения ТРКМ на уроках в начальной школе.

14 November 2020

Похожие публикации