Статья «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в обучении английскому языку»

1
0
Материал опубликован 19 November 2019

Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в обучении английскому языку

Боженко Надежда Герасимовна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 1

сельского поселения «Село Троицкое»

Нанайского муниципального района

Хабаровского края

Развитие от постиндустриального к информационному обществу невозможно без высокого уровня грамотности чтения и компетентности читателя. Чтение является базовым умением не только для инноваций в образовании, но и в целом для жизнедеятельности человека. Чтение помогает вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, извлекать и передавать полезную информацию от поколения к поколению, то есть играет важную роль инструмента познания окружающего мира. Актуальность чтения обусловлена потребностью современного общества в выпускнике, способном компетентно реализовывать свои возможности в динамично изменяющемся мире, готового к получению и критическому осмыслению полученной информации. Образовательные стандарты нового поколения рассматривают чтение как качество, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в разных ситуациях его деятельности. Информацию, которая устаревает быстрее, чем учащийся окончит школу, уже невозможно усвоить в период обучения в школе. Без готовности осуществлять читательскую деятельность, которая позволяет оперативно обновлять свой культурный опыт, современного ученика нельзя считать подготовленным к будущей учебной и профессиональной деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, отражающих социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что при изучении каждого предмета должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Таким образом, формируются метапредметные компетенции, которые будет способствовать успешному достижению планируемых результатов обучения по всем предметам школьной программы.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Целью формирования основы читательской компетенции по ФГОС ООО является овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Целью смыслового чтения является сформированность навыка максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, практически и критически осмыслить извлеченную информацию. Развитию навыка смыслового чтения способствует продуктивная познавательная деятельность: проблемно-поисковый и творческий метод, дискуссия, моделирование, проектирование.

Методологической основой смыслового чтения является технология овладения навыком смыслового чтения Н. Сметанниковой, технология продуктивного чтения Н. Светловской, Е. Бунеевой, О. Чиндиловой, а также технология развития критического мышления через чтение и письмо (Д. Дьюи и др.)

Стратегии смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Выделяют следующие виды стратегии обучения смысловому чтению:

предтекстовая стратегия (восприятие текста);

текстовая стратегия ( извлечение смысла);

послетекстовая стратегия (создание собственного нового смысла);

Если смотреть с точки зрения такой технологии как критическое мышление то, можно выделить три стадии:

стадия вызова;

стадия осмысления;

рефлексия;

ФГОС ОО формулирует планируемые результаты обучения стратегиям смыслового чтения. Выпускник научится работе с текстом:

1. поиску информации и пониманию прочитанного;

2. преобразованию и интерпретации информации;

3. оценке информации;

4. критическому отношению к информации;

Таким образом, смысловое чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС, всех универсальных учебных и предметных действий. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. 

Работаю учителем английского языка в сельской школе. Стаж работы – 34 года. Опыт работы показал важность формирования навыков смыслового чтения, которому уделяю большое внимание на каждом уроке английского языка. Процесс чтения иноязычного текста представляет собой многоступенчатый процесс.

Стратегию предтекстовой деятельности считаю важным этапом смыслового чтения.

Чем лучше организован этап предчтения, тем легче школьнику читать и выше достигаемый им результат. Предтекстовые упражнения направлены на осознание задачи чтения, актуализацию имеющихся знаний, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению текста и устранение смысловых и языковых трудностей.

Активно применяю такие приемы как: прогнозирование содержания по заголовку текста, глоссарий, мозговой штурм, страноведческая корзина, рассечение вопроса, предваряющие вопросы, зрительная опора текста и другие активные приемы.

Страноведческая корзина позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики, вызвать устойчивый интерес к чтению текста, мотивировать каждого ученика к активной учебной деятельности, повторение предшествующих знаний. Ученики вместе с учителем подбирают 10 слов (понятий) к заданной теме, например, Guy Fawkes Night: king, Guy Fawkes, gunpowder plot, bonfires, bonfire night, fireworks, Houses of Parliament, ceremonial search, children, chants.

Стратегия текстовой деятельности направлена на извлечение основной, заданной или детальной информации из текста. Арсенал используемых приемов достаточно широк: чтение в кружок, чтение в парах, чтение с пометками, преобразование текста в таблицу, кластер, перепутанные логические цепочки (мозаика), тонкие и толстые вопросы, инсерт и др.

Перепутанные логические цепочки (мозаика). Обучающиеся работают со страноведческим текстом, где нарушена логика его построения. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют. Представляют результат.

Тонкие и толстые вопросы. Эффективный приём работы с текстом учит извлекать детальную информацию, задавая вопросы разного типа: общие и специальные. Тонкие вопросы: who, where, when, what, was it, will be и др. Толстые вопросы: Why do you think so? What is the difference? What will be if? Explain why… Обучающиеся работают в группах.

Инсерт. Прием маркировки текста следующими значками:

V” – то, что известно;

«-» - то, что противоречит представлениям читающих;

«+» - то, что является новым;

«?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о

том, что написано подробнее.

Данный приём учит внимательно, критически относится к информации, извлекаемой из письменного текста. Возможна индивидуальная, парная и групповая работа.

Послетекстовый этап нацелен на присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления, осознания авторской и собственной позиции, рефлексии на содержание текста и его оценку. На данном этапе применяю такие приемы как вопросы после текста, синквейн, сводные таблицы, пересказ, сверните текст, разверните текст и др.

Прием "Написание синквейна".

Образцы синквейнов, выполненные моими учениками после чтения и обсуждения текстов страноведческого характера:

Текст: Great Britain

 

Great Britain

Beautiful, attractive

Travel, Enjoy, Understand,

The best place in the world,

Albion!

 

 

 

Текст: British Character

 

National character

Polite, conservative,

Drinking tea, playing golf, queuing,

Love animals very much,

The British!

Текст: British Attractions

 

London,

Magnificent, picturesque,

Visiting, relaxing, learning,

A lot of beautiful sights,

Masterpieces!

Текст: British Holidays

 

Holidays,

Wonderful, colorful,

Meeting, playing, congratulating,

Children love them very much,

Decorations!

Текст: Sport and Games

 

British Sports,

Popular, spectacular,

Throwing, kicking, rowing,

They attract attention,

Sport-lovers!

Текст: Australia

 

Australia,

Unusual, wonderful, amazing,

Exploring, meeting, watching,

The wildlife is so unique,

The Land Down Under!

 

На послетекстовом этапе предлагается использование полученной информации из текста в новых коммуникативных условиях. Ученики в понравившейся им форме представляют свои впечатления от текста в нестандартной форме. Повышается мотивация процесса обучения, развиваются навыки говорения, письма, стимулируется интеллектуальная деятельность учащихся.

Делая вывод, можно сказать, что у учителя в арсенале имеется огромный комплект методов и приёмов работы для  обучения смысловому чтению на уроках иностранного языка. Применение подобных методов и приемов очень эффективно и дает хорошие результаты, способствует формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых результатов обучения. Ученик переходит из стадии «зазубривания» к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее передаче. Таким образом, смысловое чтение служит важным инструментом познания окружающего мира, что должно привести к развитию и формированию личности обучающихся.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://sch10.rybadm.ru/1/docum/fgos_noo_2015.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.http://www.zhgzresurs.ru/docs/orgmetod/fgos_ooo/norms/FGOS_OOO_s_izmeneniyami_ot_31.12.2015.pdf

3. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

4. Граник, Г. Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

5. Игорь Загашев. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы «ИДЕАЛ», «Фишбон» и «Мозаика проблем», Режим доступа: http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm

6. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н.Сметанникова. — М.: 2011. – 128 с.

7. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/ [Т.Г.Галактионова, Е.И.Казакова, М.И.Гринева и др.]. t1574159720aa.gif М.: Просвещение, 2011. t1574159720aa.gif88 с.

8. Фисенко Т.И. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014 – 84 с.

9. Фисенко Т.И. Как помочь ученику стать успешным. Методическое пособие «Подарите ребенку успех». КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014 – 29 с.

 

 

 

 



 

 



 

 


 


 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.