«Технология проблемного обучения в начальной школе»
«Технология проблемного
обучения в начальной школе»
Учитель начальных классов
Прокофьева М. Д.
Цель мастер - класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по технологии проблемного обучения учащихся в начальной школе.
Задачи:
•показать практическую значимость технологии проблемного обучения;
•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разных форм, приёмов и методов проблемного обучения.
Ход мастера – класса.
- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Технология проблемного обучения в начальной школе »
Слайд 1
Начать мастер – класс мне хочется со стихотворения Н.Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
Возникает вопрос:
Какими методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности ученика думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?
Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Я считаю, что развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.
По мнению учёных на сегодняшний день технология проблемного обучения – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Таким образом, цель моего мастер-класса: представить апробированную мною модель педагогической деятельности по технологии проблемного обучения учащихся, рассмотреть приёмы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.
Слайд 2
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависит весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
- На своих уроках я использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением».
Слайд 3
Приём –Предъявление противоречивых фактов.
Одновременно предъявляю противоречивые факты, теории или точки зрения.
Математика, 2 класс.
На доске запись:
5 + 4 ∙ 3 = 17
5 + 4 ∙ 3 = 27
Учитель: Вижу, вы удивлены. Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Какая возникла проблема?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?
Ученики: Поставить скобки
Учитель: Где вы поставите скобки?
(5 + 4) ∙ 3 = 27
Сформулируйте тему урока. (Выражения со скобками и без скобок)
Слайд 6
- Ещё один пример использования этого приёма на уроке русского языка:
Алеша спросил у мамы, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Алеша стал как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
-Что имела в виду мама Алеши? Почему мальчик не понял ее?
-Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
-Оно будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам.
Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с проблемной ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?
Не все ребята знают о полярной ночи.
Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
Слайд 4
Приём –Столкновение разных мнений учеников.
Окружающий мир, 1 класс.
Учитель: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик собираются на каникулы съездить в гости. Черепаха едет к белым медведям, а Муравьишка -к Слонам. Помогите им собрать вещи.
(Приложение)
(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды , 2 чемодана и карточки с названием вещей)
-Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)
-Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)
-Почему так вышло?
(Побуждение к формулированию проблемы.)
-Какие погодные условия ожидают Черепаху и Муравьишку в гостях у слонов и белых медведей? Где живут слоны и, где живут белые медведи.
Слайд 5
Прием – Задание на ошибку.
Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Русский язык, 4 класс.
Учитель: На доске слова: узкий узко
Сравните эту пару слов? Что общего?
Ученики: Однокоренные слова.
Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями.
(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)
Учитель: Измените форму слова узкий.
(Дети убедились, что - ий окончание)
Аналогично попытаемся изменить слово узко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?
Ученики: Что это окончание.
Учитель: А что оказалось потом?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
-Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)
-Что же такое "о" в слове узко? (Проблема как вопрос.)
Ученики: Суффикс.
Слайд 6
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
Приём - Задания с которыми ранее встречались.
В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд нерешаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 3 класс.
После изучения темы «Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через десяток» обучающимся предлагается ряд числовых выражений.
- Найдите значения следующих выражений.
-Какие выражения вызвали затруднение? Почему?
-Какая встала проблема? Сформулируйте тему нашего урока.
420+73
426+231
678-345
531+19
534-19
Прием – Задания с которыми не сталкивались.
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Математика, 3 класс.
Учитель: - На доске дан ряд чисел 2, 14, 6, 15, 11, 13, 4, 8
-На какие группы можно их разделить?
-Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6.
-Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6.
- Вы смогли выполнить мое задание?
- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
-Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Слайд 7
Прием – Задания с подвохом .
Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность.
Русский язык, 3 класс.
После изучения тем «Разделительные ь и ъ» предлагаю детям прочитать слова, записанные на доске.
-На какие две группы вы разделите их? Запишите с комментированием.
(шаг 1) Дети повторяют правило о месторасположении этих знаков.
(шаг 2) Слово от...утюжить.
Ребята сталкиваются с затруднением.
-Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем.
-Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Слайд 8
Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира, изобразительного искусства наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".
На каникулах мы побывали в Воронежском театре кукол, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был яркий, красочный, дети вернулись с хорошим настроением. Приехав домой, они предложили организовать сказочный спектакль для учеников начальной школы.
Учитель: А любую сказку можно поставить на сцене?
Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.
-А что значит "как пьеса"?
Ребята! Давайте разберёмся, что такое пьеса.
Урок изобразительного искусства - тема «Люди и их лица. Мимика»
начинается с инсценировки: незрячий человек и его друг оказываются в театре. Друг рассказывает незрячему, каких людей он видит на сцене - красивых и некрасивых. Незрячий просит объяснить, какие лица у красивых и некрасивых людей. Чем они отличаются? Друг в затруднении.
Возникает проблема. Дети формулируют тему урока.
Слайд 9
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
Я считаю, что именно проблемное обучение формирует и развивает метапредметные учебные действия: учит соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
Спасибо вам за помощь.
Рефлексия
Уважаемые коллеги! А вы, исходя из своего опыта, согласны с важностью создания проблемной ситуации на уроке или считаете,
что это дань моде?
Какой приём создания проблемной ситуации показался вам интересным?
Каковы ваши пожелания, замечания?
7
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна