«Технология проблемного обучения в начальной школе»

1
2
Материал опубликован 5 July

«Технология проблемного

обучения в начальной школе»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 г. Лиски

Прокофьева М. Д.

Цель мастер - класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по технологии проблемного обучения учащихся в начальной школе.


Задачи:

показать практическую значимость технологии проблемного обучения;

создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разных форм, приёмов и методов проблемного обучения.


Ход мастера – класса.

- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Технология проблемного обучения в начальной школе »

Слайд 1

Начать мастер – класс мне хочется со стихотворения Н.Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

Возникает вопрос:

Какими методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности ученика думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Я считаю, что развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.

По мнению учёных на сегодняшний день технология проблемного обучения – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Таким образом, цель моего мастер-класса: представить апробированную мною модель педагогической деятельности по технологии проблемного обучения учащихся, рассмотреть приёмы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 


Слайд 2

Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависит весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 

- На своих уроках я использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».


I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением».


Слайд 3

Приём –Предъявление противоречивых фактов.

Одновременно предъявляю противоречивые факты, теории или точки зрения.

Математика, 2 класс. 
На доске запись:

5 + 4 3 = 17

5 + 4 3 = 27

Учитель: Вижу, вы удивлены. Почему? 
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Какая возникла проблема? 
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки

Учитель: Где вы поставите скобки?

(5 + 4) 3 = 27

Сформулируйте тему урока. (Выражения со скобками и без скобок)


Слайд 6

- Ещё один пример использования этого приёма на уроке русского языка:

Алеша спросил у мамы, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Алеша стал как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…


-Что имела в виду мама Алеши? Почему мальчик не понял ее?

-Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?

-Оно будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам.


Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с проблемной ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?

Не все ребята знают о полярной ночи.
Тема: « Тундра»

Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.

Слайд 4

Приём –Столкновение разных мнений учеников.

Окружающий мир, 1 класс. 
Учитель:  Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик собираются на каникулы съездить в гости. Черепаха едет к белым медведям, а Муравьишка -к Слонам. Помогите им собрать вещи.

(Приложение)

(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды , 2 чемодана и карточки с названием вещей)
-Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)

-Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-Почему так вышло?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

-Какие погодные условия ожидают Черепаху и Муравьишку в гостях у слонов и белых медведей? Где живут слоны и, где живут белые медведи.

 Слайд 5
Прием – Задание на ошибку.  

Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 

Русский язык, 4 класс. 
Учитель:  На доске слова: узкий узко

Сравните эту пару слов? Что общего? 
Ученики: Однокоренные слова.

Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями. 

(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Учитель: Измените форму слова узкий.

(Дети убедились, что - ий окончание)

Аналогично попытаемся изменить слово узко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?

Ученики:  Что это окончание.

Учитель: А что оказалось потом?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

-Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

-Что же такое "о" в слове узко? (Проблема как вопрос.)

 Ученики: Суффикс.


Слайд 6
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

Приём - Задания с которыми ранее встречались.


В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд нерешаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 3 класс.

 После изучения темы «Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через десяток» обучающимся предлагается ряд числовых выражений.

- Найдите значения следующих выражений.

-Какие выражения вызвали затруднение? Почему?

-Какая встала проблема? Сформулируйте тему нашего урока.

420+73

426+231

678-345

531+19

534-19


Прием – Задания с которыми не сталкивались. 


Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
Математика, 3 класс. 
Учитель: - На доске дан ряд чисел 2, 14, 6, 15, 11, 13, 4, 8


-На какие группы можно их разделить?

-Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6.

-Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6.

- Вы смогли выполнить мое задание?

- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 

Слайд 7

Прием – Задания с подвохом .


 Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность.


Русский язык, 3 класс. 
После изучения тем «Разделительные ь и ъ» предлагаю детям прочитать слова, записанные на доске.

-На какие две группы вы разделите их? Запишите с комментированием.

(шаг 1) Дети повторяют правило о месторасположении этих знаков.

(шаг 2) Слово от...утюжить.

Ребята сталкиваются с затруднением.

-Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем.

-Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.



Слайд 8

Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира, изобразительного искусства наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок.

Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.


Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса". 
На каникулах мы побывали в Воронежском театре кукол, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был яркий, красочный, дети вернулись с хорошим настроением. Приехав домой, они предложили организовать сказочный спектакль для учеников начальной школы.
Учитель: А любую сказку можно поставить на сцене?

Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. 

-А что значит "как пьеса"? 
Ребята! Давайте разберёмся, что такое пьеса. 


Урок изобразительного искусства - тема «Люди и их лица. Мимика»

начинается с инсценировки: незрячий человек и его друг оказываются в театре. Друг рассказывает незрячему, каких людей он видит на сцене - красивых и некрасивых. Незрячий просит объяснить, какие лица у красивых и некрасивых людей. Чем они отличаются? Друг в затруднении.

Возникает проблема. Дети формулируют тему урока.


Слайд 9

Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Я считаю, что именно проблемное обучение формирует и развивает метапредметные учебные действия: учит соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»

Спасибо вам за помощь.


Рефлексия

Уважаемые коллеги! А вы, исходя из своего опыта, согласны с важностью создания проблемной ситуации на уроке или считаете,

что это дань моде?

Какой приём создания проблемной ситуации показался вам интересным?

Каковы ваши пожелания, замечания?








7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Я одна не увидела слайды?

5 July

Увы, слайдов нет... Да и мастер-классом трудно назвать данную разработку...

5 July

Сборник методических разработок и педагогических идей