Статья «Современные педагогические технологии: Технология- веб-квест как средство формирования мотивации к изучению английского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
«Современные педагогические технологии:
Технология- веб-квест как средство формирования мотивации к изучению английского языка»
Хмырова Ирина Александровна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 1»
Сроки реализации проекта:
2015-2018 уч.год
Корсаков, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Содержательная ЧАСТЬ…………………………3-7
Введение с обоснованием актуальности инновационного проекта…………………………………………………………3-4
Цели, задачи, сроки и методы реализации инновационного проекта…………………………………………………………3-4
Краткий анализ источников…………………………………. 5-6
Описание форм внедрения результатов в практику школы……………………………………………………………. 7
Описание возможных рисков и мер по их устранению………7
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………. 8
РаздеЛ 3. Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта……………………………………………………………. 9-10
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА……11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………12
Приложение 1, 2, 3,4,5…………………………………………13-21
Раздел 1. Содержательная часть
Введение
Преподавание есть искусство, когда перепробовав массу методов и выбрав свой, пересмотрев много учебников и не придерживаясь ни одного неукоснительно, находишь свой единственно возможный путь преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - вот единственно правильный курс учителя.
Работая в школе, поняла, что невозможно использовать только старые методики, так как школа стремительно меняется, и меняются требования к росту. Важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. Учителя должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию процесса. Поиск эффективных в данном отношении методов обучения иностранному языку приводит к использованию современных технологий, в частности веб-квеста. Актуальность использования веб-квестов обоснована потерей интереса к школе со стороны детей, научно-техническим прогрессом и повсеместным использованием сети Интернет и её ресурсов, давая возможность ученикам не пользоваться ею только в потребительских целях переписки в чатах или играх, а с практической целью применения творчества и сотрудничества.
Цель проекта: разработка и внедрение в учебный процесс веб-квестов как средство обучения устной и письменной речи на уроках английского языка.
Задачи:
-изучить и проанализировать литературу;
- рассмотреть и классифицировать веб-квесты;
- представить практическое применение веб-квестов.
Объект проекта: процесс использования веб-квестов как технологию совершенствования устной речи учащихся на уроках английского языка.
Предмет: использование веб-квестов с целью повышения эффективности устной речи учащихся на уроках английского языка.
Гипотеза: если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать данные технологии, то это позволит повысить эффективность обучения речевой деятельности.
Методы достижения поставленной цели:
-теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы.
-эмпирические: наблюдение за учебным процессом, описание, проведение опытного обучения.
-анализ, обобщение, системный подход, моделирование.
Ожидаемые результаты:
-обучение учащихся среднего и старшего звена коммуникативным навыкам;
-улучшение коммуникативных умений и навыков;
-формирование положительного отношения к английскому языку.
Сроки реализации проекта:
Подготовительный-2015год (изучение теоретических основ; разработка механизма и материалов);
Практико-экспериментальный-2016-2017год (внедрение механизма; мониторинг процесса и результатов; корректировка дальнейшей работы);
Обобщающий-2017-2018год (оценка эффективности внедрения механизма; анализ и обобщение).
Краткий анализ теоретических источников
Технология веб-квеста-это новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. В программных документах сказано, что главным результатом образования должно быть опережающее развитие, в школах необходимо изучать способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Веб-квест же является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий.
Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Разработчик веб-квеста (Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) рекомендует определенную структуру веб-квеста.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
-Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
- Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от двух и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Замечу, что веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Формы web-квеста также могут быть различными. Приведу наиболее популярные:
- Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
- Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Задания для веб-квеста могут быть самыми разнообразными:
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Самопознание – любые аспекты исследования личности.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
-Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Описание форм внедрения результатов в практику школы
Данный проект предназначен для практического использования учителями английского языка и направлен на формирование коммуникативной компетенции при обучении английскому языку. Модернизация и инновационное развитие российского образования, требования современной жизни требуют нового подхода к преподаванию английского языка в целом. Проект представляет собой разработанный механизм с использованием современных педагогических технологий. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление педагогического проекта для которых он предназначен, являются учащиеся 9-11классов. Результаты реализации проекта показывают эффективность данного инновационного опыта.
Описание возможных рисков и мер по их устранению
Любая деятельность педагога должна быть тщательно продумана, дабы не навредить ребёнку и принести только максимальную пользу от его использования. Выбрав тему квеста, мы приступаем к поиску информации. Данная информация может носить, как положительный так и негативный характер. Поэтому возникает и ряд проблем: этики, достоверности, надёжности, воздействие на психику ребёнка. При выборе тем и сайтов, учителю необходимо проанализировать всю информацию на тех сайтах, куда рекомендовано детям заходить. Следует систематизировать информацию, просмотрев множество сайтов, чтобы дети не могли углубиться в запретные сайты. Также чрезмерное использование компьютера может привести к проблемам со зрением, поэтому лучше давать детям задание в группах, дозировав каждому минимальный объём заданий.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работая над квестом рекомендую пройти следующие этапы работы:
- Начальный этап (командный).
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
- Ролевой этап.
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Задачи этапа:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры; 3) создание материалов; 4) доработка материалов.
Примером может быть веб-квест в 8 классе “Would you like to study at an English school?”, который начался с введения, погружающего участников в сценарий и обеспечивающего некоторой справочной информацией. Я решила мотивировать ребят своими личными наблюдениями о том, что многие школьники считают, что любая иностранная школа, в частности английская, абсолютно не похожа на российскую школу и предложила учащимся исследовать этот вопрос, так ли это? В разделе задание объясняется, что учащиеся должны сделать в процессе работы. Описание хода работы, которую необходимо выполнить каждому участнику, учащиеся находят в разделе процесс работы. Выполнив все задания, учащиеся смогут успешно подготовить итоговое задание. “Use the information you found as the basis of a presentation (ppt) and create 5-7 slides about Brighton College, uniform, curriculum, clubs and activities. Try to be creative and illustrate your presentation. Remember you have to decide whether you would like to study at this college or not.” Критерии оценивания были приняты совместно с ребятами на этапе планирования веб-квеста и приведены в соответствие требований со стандартами и системой оценивания. Были подробно описаны требования, представленные в виде рубрик с комментариями и баллами, что позволяет делать оценивание прозрачным, поскольку учащиеся имеют четкое представление о том, как оно будет осуществляться. (Приложение №1) В ходе проекта также имело место и промежуточное оценивание работы, которое проводилось при помощи “check lists”, off-line тестирования (HotPot), рубрик. Заключительным этапом выполнения веб-квеста было создание материального творческого продукта – компьютерной презентации. Мои учащиеся сделали несколько презентаций в редакторе PowerPoint. (Приложение №2)
Другие примеры веб-квеста даны в Приложениях №3, 4.
РАЗДЕЛ 3. ОПИСАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Работая над проектом, можно говорить и о достижениях, и о положительной мотивации к предмету (Приложение №5).
Победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
2014-2015 уч. год:
1. Рогозин Илья -8 класс I место
2. Сувид Анна – 11 класс II место
2015-2016 уч. год:
Рогозин Илья – 9класс I место (17 место из 53 учащихся 9-11 классов областного этапа Всероссийской олимпиады)
2016-2017 уч.год:
Рогозин Илья – 10 класс I место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады и ПРИЗЁР в областном этапе Всероссийской олимпиады, IIIместо по Дальнему Востоку в тестировании от языковой школы ELC, участник конкурса писем Деда Мороза от языковой школы ELC, чьё письмо вошло в сборник лучших писем Деду Морозу.
Мякинченко Наталья – 10 класс призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады, участник конкурса писем Деда Мороза от языковой школы ELC, чьё письмо вошло в сборник лучших писем Деду Морозу.
Мадалиева Маликахон – 8 класс победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады;
Китрова Дарья -8 класс победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады;
Смыков Степан-8 класс победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады, II место в творческом конкурсе эссе по Г. Уэльсу среди 8-9 классов;
2017-2018 уч.год:
Рогозин Илья- ПРИЗЁР в областном этапе Всероссийской олимпиады.
Рогозин Илья- победитель олимпиады Челябинского государственного университета.
Мякинченко Наталья- призер олимпиады Челябинского государственного университета.
Несен Дмитрий- Призёр олимпиады по английскому языку Сахалинского Государственного университета.
Мадалиева Маликахон- II место в пробном тестировании “Total CEFR” с результатом 89,5 по Сахалину.
В конкурсе стихотворений и эссе, посвящённому Дню рождения Р. Бёрнса принял участие:
Шестак Егор, 7класс - призёр конкурса
Качество знаний за последние 3 года:
2014-2015 учебный год:
11-А класс -57%
8-ые классы- 57,3%
7-ые классы- 51,7%
6-В класс- 71%
2015-2016 учебный год:
7-в класс-72%
8-ые классы-52%
9-ые классы-58%
10-а класс-57%
2016-2017 учебный год:
8-в класс-73%
9-ые классы-52%
10-ые классы-59%
11-а класс-58%
Результаты ЕГЭ по английскому языку:
2012-2013 учебный год
Сдавали 7 человек - от 25 до 92 баллов
2014-2015 учебный год
Сдавали 2 человека- 81 и 86 баллов.
2016-2017 учебный год
Сдавали 6 человек- 75, 90, 46, 70, 85, 65 баллов- средний балл 71. (2 результат по району)
Результаты ОГЭ по английскому языку:
2015-2016 учебный год
Сдавали 6 человек- 57, 56, 53, 62, 59, 66 баллов из 70 – средняя оценка 4,5.
2016-2017 учебный год
Сдавали 8 человек- 57, 49, 68, 41, 50, 45, 50, 59 баллов из 70- средняя оценка 4.
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
Наряду с возможными рисками использования данного проекта, следует сказать и о положительной стороне данного проекта. С использованием сети Интернет дети сталкиваются практически весь день, иногда не отрываясь от телефона даже во время урока. Чтобы максимально привлечь их к правильному использованию сайтов и возможности связать карьеру с новой сферой технологий, и заключается суть данного проекта. Компьютер сейчас есть практически в каждом доме, а соответственно и подключение к Интернету. Это говорит о том, что больших денежных затрат на использование данной инновации нет. А следовательно и использование данного проекта имеет больше плюсов, чем минусов.
Библиографический список
Дубровин М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы. // Иностранные языки в школе. 1978 № 1
Воронова, Е.Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе / Е.Н. Воронова // Перспективы науки и образования. – Воронеж, 2014. – № 1 (7). – С. 189–194.
Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
6. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001
http://www.ozline.com/learning/webtypes.html
March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997- 2001. - http://www.ozline.com/learning/theory.html
March T. Web-Quests for Learning. 1998. - http://www.ozline.com/webquests/intro.html
Lamb A. Locate and Evaluate WebQuests. 2000-2004 / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses.Webquests. http://eduscapes.com/tap/topic4.htm
Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001. -http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001. -http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html
March T. Criteria for Assessing Best WebQuests. 2002-2003. -http://www.bestwebquests.com/bwq/matrix.asp
Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 1998-2005. -http://academics.smcvt.edu/cbauer-ramazani/Links/webquests.htm
The WebQuest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Критерии оценки работ учащихся
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Winston Churchill
Type in www.en.wikipedia.org. Click on ‘Biography’, then type ‘Winston Churchill’ in Search Engine. Read the article and answer the questions. Two or three right answers are possible.
1. Winston Churchill was:
a) a politician. b) a writer. c) an artist.
2. He was British prime-minister:
a) from 1940 to 1945. b) from 1945 to 1951. c) from 1951 to 1955.
3. His grandfather was:
a) a duke. b) a politician. c) a millionaire.
4. His father’s name was:
a) George. b) John. c) Randolph.
5. He was born in:
a) London. b) Dublin. c) Woodstock.
6. He was very close to his:
a) mother. b) nanny. c) brother.
7. He went to:
a) Brunswick School. b) Harrow School. c) St George’s School.
8. At school he was:
a) a brilliant pupil. b) a good pupil. c) a bad pupil.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Tower of London
Тема: Предлоги места.
Type in www.sights-and-culture.com. Click on ‘Great Britain’, then on ‘Tower of London’, next on ‘Tower map’ and fill the gaps with prepositions of place.
1. Brick Tower is ____________________ Waterloo Block.
2. Middle Tower is ___________________ Byword Tower.
3. Lanthorn Tower is ____________________ Salt Tower.
4. Mint Street is _______ Casemates and Beauchamp Tower.
5. Site of the Great Hall is ______________ Bloody Tower.
6. Constable Tower is _______________ Fusiliers’ Museum.
7. Flint Tower is _____________________ Bowyer Tower.
8. Tower Green is ____________________ Queen’s House.
9. Coldharbour gate is __________________ White Tower.
10. Hospital Block is __ Fusiliers’ Museum and New Armories.
11. Cradle Tower is _________________ Wakefield Tower.
12. White Tower is ___________________ Waterloo Block.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Позитивная динамика участия обучающихся 9 В класса (в %)(проводился опрос)
Результаты применения современных технологий в образовательном процессе:
формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
формирование речевых, языковых, социальных и учебно-познавательных компетенций;
развитие познавательного интереса учащихся.