Статья «Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования мотивации к изучению английского языка»

0
0
Материал опубликован 15 February 2018

УДК – 373.31

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Антоненко Ольга Андреевна

Учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк, РФ

Аннотация. Внеурочная деятельность создает ситуацию естественной языковой среды, способствующей возрастанию мотивации к изучению языка. Игровые формы проведения занятий создают психологическую установку, побуждающую первоклассников к общению на изучаемом языке, а также условия для многократного повторения ими языкового материала. Формы занятий, которые отличаются от обычных уроков, способствуют формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, мотивация, английский язык, младшие школьники, игровые технологии.

В настоящее время в нашей стране на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах содержание дополняется стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, навыки, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. [1]

Современные дети оказываются заложниками следующих условий: плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченности общения со сверстниками; неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций.

Данные условия накладывают далеко не самые положительные отпечатки на процесс воспитания и становления личности. Поэтому так важно создание иных условий, условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В связи с этим в образовательных учреждениях встает проблема организации внеурочной деятельности. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Именно внеурочная деятельность способствует достижению метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.

Важно формировать мотивацию к общению на иностранном языке ещё в младшем школьном возрасте. Именно поэтому мною разработана программа внеурочной деятельности «Английский – это весело!» для учащихся первых классов. У младших школьников ведущая роль в развитии мотивационной сферы, познавательной и творческой активности отводится игровой деятельности.

На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения. Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей первоклассников к общению на изучаемом языке, а также  созданию  условий для многократного повторения ими языкового материала. Поэтому во внеурочной деятельности по английскому языку я стремлюсь к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия. Довольно часто я даю задания в игровой форме, используя групповую работу, так как с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного занятия неохотно проявляют умственную деятельность. Например, задание, в котором нужно назвать английские слова, в которых слышится тот или иной звук. Учащиеся начинают поочередно произносить изученные слова, выигрывает та группа, которая назвала больше всего слов. Далее игру можно усложнить, дав задание, в котором нужно составить словосочетания с предложенными словами.

Кроме того, внести элемент разнообразия в занятие мне позволяет использование четверостиший, рифмовок, инсценировок, песен, фрагментов сказок, а также применение сценариев тематических внеурочных мероприятий, на которые приглашаются ученики других классов, которые помогают изготавливать декорации, маски для персонажей. Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию.

Помимо этого, организуя внеурочную деятельность, я широко применяю элементы здоровьесберегающих технологий, использую виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием  двигательной активности.

Содержание курса внеурочной деятельности по английскому языку в первых классах включает знакомство первоклассников с элементами этикета (приветствие, прощание, представление себя и своих друзей, выражение благодарности), лексико-грамматическим материалом по темам: «Семья», «Животные», «Праздники», «Еда», «Цвета», «Части тела», «Одежда», «Родной город», «Любимые занятия».
Данный курс обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в начальной школе, в связи с тем, что систематическое обучение английскому языку начинается со 2 класса. В результате реализации данной программы, обучающиеся получают возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению английского языка. У первоклассников развивается способность адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
     Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников. Она обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся. Формы занятий, которые отличаются от обычных уроков, способствуют развитию социокультурной компетенции посредством приобщения к миру интересов зарубежных сверстников, культуре, укладу жизни и обычаям страны изучаемого языка.


 

Список литературы:

1.http://infourok.ru/pedagogicheskie_usloviya_socializacii_obuchayuschihsya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti-578933.htm

2. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69

 3. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации