Занятие внеурочной деятельности «Школа развития речи» на тему «Текст. Стили и типы текстов»
Занятие внеурочной деятельности «Школа развития речи»
Тема: Текст. Стили и типы текстов.
Цель: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятия «текст», тип, стиль текста, заголовок; развивать речь, творческое мышление учащихся.
Задачи :
В сфере личностных УУД:
- Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
- Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
- Продолжить знакомствос понятием «текст», «заголовок», «тип текста», «стиль текста».
В сфере коммуникативных УУД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
- Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию.
ХОД УРОКА
- Разминка.
- Начнем сегодняшнее занятие с разминки. В качестве разминки предлагаю ряд заданий, направленных на развитие мышления, речи.
-Для чего необходимо развивать мышление, речь?
-Прежде чем приступите к выполнению заданий, обратитесь к листам самооценки, которые будете заполнять в течение всего занятия.
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | ||
2. Выполнял свои обязанности | ||
3. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе | |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
-В конце занятия каждый из вас даст оценку своей работе в группе по данным критериям, а потом члены группы оценят вашу работу.
- На слайде даны определения, вам надо определить загаданное слово.
Глубокое, соленое, черное;
Голубые, карие, грустные;
Молочные, больные, коренные;
Шариковая, чернильная, перьевая;
Десертная, чайная, столовая;
Злая, сторожевая, дворовая.
-Что общего между данными словами?
- Почему именно прилагательные даны для определения понятий?
-Прилагательные называют признаки слов.
-Попробуйте самостоятельно дать определения трем словам: автобус, сказка, солнце.
-Каждая группа формулирует и записывает на лист определения слов. Затем записи передаются другой группе, анализируются и выбирается наиболее точное определение. Рядом с этим определением группа ставит знак +. Не точное определение отмечается знаком -.
-Одновременно с этим 1 человек находит определения данных слов в толковом словаре. После выполнения работы в группах сверим ваши определения с данными в словаре и сделаем вывод.
-Зачитаю несколько определений.
-Послушайте определения слов в словаре.
Автобус - это транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно.
Сказка - это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера в большинстве своем с установкой на вымысел.
Солнце [Солнце] ср. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и тепло.
-Получилось ли у вас сформулировать точное определение? Почему?
-Посмотрите на слайд. Вы видите несколько рядов слов. Прочитайте их и выделите в каждой строке лишнее слово.
-На оборотной стороне лишних слов записаны буквы. Если вы правильно выделите лишние слова, из полученных букв составите слово, которое определит тему сегодняшнего урока.
Приставка, корень, окончание, предлог, суффикс;
Запятая, точка, двоеточие, тире, предлог;
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;
Дуб, дерево, ольха, тополь, береза;
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
(Слово ТЕКСТ).
2.Актуализация знаний по теме «Текст».
- Тема занятия: «Текст».
-Сделайте предположение, чем мы будем заниматься сегодня?
-Что такое текст?
- Что вызнаете о текстах?
-Ответить на вопросы вам поможет кластер.
- Какие типы текстов знаете? Какие стили текстов существуют? Назовите жанры литературных текстов.
-Как выбрать заголовок к тексту?
3. Работа с текстом.
-Сегодня вам вновь предстоит работать с текстом. Вы будете определять его тип, стиль, литературный жанр, формулировать тему. Но прежде надо немного потрудиться и составить этот текст. Для этого надо прочитать предложения на карточках, установив правильную последовательность предложений. Размещать предложения будете таким образом, как показано на доске.
- После этого вам надо перевернуть карточки-пазлы и посмотреть получилась у вас картинка или нет. Если не получилась, то составить картину. Далее снова перевернуть пазлы и вновь прочитать текст.
-Работать будете в группе. Приступайте.
(Заяц скакал по болоту с кочки на кочку, да бух в снег. Чувствует косой, что что-то шевелится под ногами. Из – под снега с громким хлопаньем крыльев стали вырываться куропатки.
Перепуганный до смерти заяц кинулся в лес.
Оказывается, в снегу живет стая куропаток. Днем вылетают они на болото, ходят и выкапывают клюкву.
Поклюют и опять в снег.
Кто заметит их под снегом?
-Прочитайте еще раз составленный текст. Определите тему текста.
-Попробуйте подобрать заголовок к данному тексту. Для этого еще раз внимательно прочитайте текст. (Птицы под снегом).
-О каких птицах идет речь?
-Давайте посмотрим на этих птиц (Слайд).
-Чего испугался заяц? Какое выражение использует автор, чтобы показать испуг? Зачитайте его.
-Как можно сказать по-другому?
(Душа ушла в пятки; Чуть не умер от испуга).
-Используя кластер, дайте характеристику данному тексту. Работаете в группах.
-Послушаем характеристику 1 группы, остальные добавляют, уточняют ответы.
-Трудно ли было выполнять задание?
4.Итог занятия. Рефлексия.
- В заключение занятия предлагаю игру «Да-нет». Я буду читать вам вопросы, если вы согласны, показываете карточку зеленого цвета, обозначающую ответ «Да», если не согласны, показываете карточку красного цвета.
- Текст состоит из одного предложения (нет)
- Текст состоит из нескольких любых предложений (нет)
- Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и в определённой последовательности (да)
- Текс обязательно имеет заголовок (нет)
- Текс не всегда имеет заголовок (да)
- Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму (нет)
- Текст может быть не большим по объёму (да)
- Текст всегда состоит из одного абзаца (нет)
- Стихотворение не является текстом (нет)
- Стихотворение является текстом (да).
- Тема текста это то, о чем или о ком в говорится в тексте (да).
- Тема текста это то, что мы списываем (нет).
- Понять текст, значит найти опорные, ключевые слова (нет).
- Понять текст, значит понять его основную мысль (да).
-Кто правильно ответил на все вопросы)
-У кого были ошибки? Что вам надо еще повторить, в чем разобраться?
-Оцените свою работу в группе в течение всего занятия на оценочных листах.
-Поменяйтесь листами самооценки с 1 из членов группы. Проведите взаимооценку работы.
- Озвучьте результаты (рефлексия).
Презентация
PPTX / 845 Кб