Учебно-методическйе материал «Текст. Типы речи. Стили речи» (5–11 классы)
Иванова Людмила Игоревна
Лекция № 2
ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ
Из всех знаний и умений самым важным, самым
необходимым для жизни является, конечно, умение
ясно, понятно говорить на своём языке.
Л.Н.Толстой
Целью и конечным результатом речевой деятельности человека – и устной, и письменной – является связное высказывание или текст, в котором реализуется коммуникативное намерение адресанта речи (автора высказывания).
Обратимся к интернет-источнику за пояснениями некоторых терминов:
http://kulturarechi.ru/rechevaya-kommunikaciya-eto/
Речевая коммуникация – это общение между людьми, обмен информацией,
процесс, который поддерживает функционирование общества и
межличностные отношения.
Речевая коммуникация происходит тогда, когда человек, владеющий языком и
имеющий коммуникативные намерения, вступает в речевое
взаимодействие с собеседником. Условия речевого общения (тема,
собеседник, место, атмосфера общения и т.п.) определяют характер
речевой ситуации. Таким образом, для моделирования и оценки
коммуникативного акта (речевой коммуникации) необходимы:
— средство общения, — предмет общения, — коммуникативное
намерение, — участники речевого общения.
Коммуниканты (адресант и адресат) – это участники речевого общения.
Адресант, или коммуникатор — это тот, кто говорит.
Адресат, или перцепиент, или реципиент – это тот, кому предназначено
сообщение.
В процессе коммуникативного акта роли Адресанта и Адресата постоянно
меняются.
Монолог – это речь одного человека, которая не предполагает обмена репликами с
другими лицами.
Диалог – это общение, обмен информацией между двумя людьми.
Полилог – это обмен высказываниями между тремя и более людьми.
Итак, в процессе речевой коммуникации (деятельности) рождаются высказывания-тексты.
Т Е К С Т
Понятие о тексте
Текст - от латинского textus - «ткань, сплетение, соединение» - группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью.
Если сравнить кусочек хлопчатобумажной ткани и лист бумаги с напечатанным на нем текстом, то можно увидеть сходство в следующем: кусочек ткани состоит из множества нитей, сплетенных между собой ; = а текст состоит из сплетенных по смыслу и грамматически предложений. Если из куска ткани вынуть одну нитку, то ткань испортится – но если из текста изъять предложение, он тоже «испортится»: может потерять смысл. Иными словами, создавая текст, мы выполняем трудную и сложную работу, подобную работе ткачихи, которая из разрозненных тонких нитей создает прочную и красивую ткань. Текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В современной лингвистической литературе нет однозначного представления о тексте. Одни ученые считают, что текст может состоять даже из одного предложения. Например, пословицы, крылатые выражения, афоризмы, лозунги, призывы:
Поспешишь – людей насмешишь.
Ищите женщину (Cherchez la femme) (А.Дюма-отец, «Могикане
Парижа»: излюбленная поговорка героя – парижского полицейского
чиновника. Дюма использовал выражение, которое действительно
употреблял реальный чиновник французской полиции, но крылатым оно
стало благодаря роману Дюма)
К добру и злу постыдно равнодушны (М.Ю.Лермонтов,«Дума»,1839)
Да здравствует мир на земле!
Купи слона!
Другие же рассматривают текст как коммуникативную единицу (развернутое высказывание), которая представляет собой совокупность предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных между собой смысловыми и грамматическими связями.
В школьной практике используется второе представление о тексте.
Смысловая организация текста
Всякое развернутое высказывание (текст) создается для того, чтобы представить перед адресатом речи некую информацию. Эта информация определяет тему текста.
Тема текста - это ответ на вопрос: «О ЧЕМ текст?», обозначение в нем предмета речи. Это ТО, О ЧЕМ рассказано в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста, его основное содержание. Часто тема отражается в заглавии. (Однако следует помнить, что заголовок отображает тему, но является внетекстовым элементом: он НЕ ЕСТЬ частью текста, он – за его пределами).
Тема может делиться на подтемы –микротемы.
Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца.
Абзац – часть текста, в котором раскрывается смысл микротемы. На письме абзац выделяется отступом вправо (красная строка). Каждая микротема включена в новый абзац.
Составить план текста – это значит перечислить микротемы в том порядке, в котором они расположены в тексте.
Адресант речи представляет свою информацию не «просто так», а «ради чего-то». Замысел автора воплощается в основную мысль текста.
Основная мысль текста – это определенная идея, замысел речевого произведения, ТО, РАДИ ЧЕГО оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Собственно, высказывание создаётся для того, чтобы донести до перцепиента (собеседника, читателя) то умозаключение, которое формулируется его основной мыслью.
Но в тексте, кроме основной идеи, могут быть затронуты отдельные проблемы.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть неоднозначный вопрос («Бывает ли абсолютное счастье?»), разрыв между желаемым и действительным (например, хотелось бы, чтобы рождаемость преобладала над смертностью, но это не так – «проблема смертности-рождаемости») и проч. Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и реальностью.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Ключевые слова текста – наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чем текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.
Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части:
Вступление- начало, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершенностью, логической связностью и соразмерностью частей. Завершенность – важный признак текста. Если её нет, следует говорить об отрывке из текста, его фрагменте. Завершенность же возникает благодаря заключительным (итоговым) словам концовки.
Рассмотрим текст:
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения от других людей пользуется этой системой правил. В основу это системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и т.д.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
Тема данного текста - Нравственность. Так можно текст и озаглавить.
Микротемы – их 3, им соответствуют 3 абзаца. В 1 абзаце даётся определение
нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой —
важные для человека ценности. Во 2 абзаце мысль развивается: нравственность —
самостоятельный выбор определённых ценностей. А в 3 абзаце содержится
утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.
Опираясь на микротемы текста, можем составить его
План:
Нравственность – система правил поведения человека, в её основе – значимые для человека ценности.
Нравственность – самостоятельный выбор этих ценностей.
Сделать правильный выбор человека заставляет совесть.
Основная мысль (идея) текста - Без совести трудно человеку сделать правильный
нравственный выбор.
Проблемы - «Что такое нравственность?», «Совесть и нравственность», «Проблема
самостоятельного выбора»
Ключевые слова - нравственность, система правил, поведение личности, ценности,
нравственное – безнравственное поведение, самостоятельный выбор, совесть
Композиция - Вступление «Что такое нравственность?» - обозначило тему. Основная часть–
определяет, что есть нравственность, что она значит для человека; совесть – важная
составляющая, которая влияет на нравственное поведение. Концовка - «Совесть –
сила, которая обеспечивает нравственное поведение». Концовка создает впечатление
завершенности текста.
Типы композиции текста
- линейная - последовательное изложение фактов и событий по
хронологическому признаку;
- ступенчатая - последовательный переход от одного элемента текста к
другому;
- концентрическая - переход от одного положения к другому с возвращением
к уже сказанному (спираль);
- параллельная - сопоставление положений, фактов, событий;
- дискретная - изложение с пропуском, разрывом для создания интриги
отдельных моментов изложения событий;
- кольцевая - возврат в конце текста к уже сказанному в его начале (рамка);
- контрастная - резкое противопоставление двух частей текста.
Структура текста и тип его композиции зависят еще от типа речи (текста), от его жанра и стиля.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущих. Причем, связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. При этом смысловые отношения между предложениями различны: одно предложение может быть противопоставлено содержанию другого, или второе раскрывает смысл первого предложения, или следующее предложение поясняет один из членов предыдущего – и т.д. Т.о., любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Различают такие виды связи между предложениями в тексте:
- последовательная или цепная;
- параллельная;
- ассоциативная.
Последовательная (цепная) связь. При этой связи каждое следующее предложение по содержанию зависит от предыдущего: мысль, высказанная в предыдущем предложении, развивается, конкретизируется, расширяется в следующем. Предложения же связываются между собой путем повтора ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения.
Например: 1.Ежей на территории Украины известно четыре вида. 2.Из этих четырех видов самый известный европейский ёж. 3.Его часто можно встретить в лесу, роще, в парке. 4.Зверек мил и доверчив, чем вызывает симпатию у человека.
В этом тексте каждое следующее предложение последовательно дополняет информацию предыдущих, при этом используются повторы и замены местоимением и синонимом:
1.Ежей (ключевое слово)… 4 вида. - 2. Из 4 видов (повтор) … европейский
ёж (повтор ключ.слова). – 3. Его (замена ключ.сл. местоимением)
можно встретить –где?- - 4. Зверек (замена ключ.сл. синонимом)
– каков?-
Параллельная связь. При этой связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются (или противопоставляются). Ключевая информация содержится в первом предложении, а несколько последующих уточняют и дополняют её (т.о., последующие предложения зависят по смыслу от первого).
Особенности этого вида связи: одинаковый порядок слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых.
Например: 1. Белка – очень красивое животное. 2. Летом она рыжая. 3. Зимой белка серая. 4. Но зверек всегда хорош: ловкий, грациозный, изящный.
В этом тексте информацию первого предложения («Белка – красивое животное») дополняют предложения 2, 3, 4 («как именно красива»).Во всех предложениях прямой порядок слов: подлежащее – сказуемое. Во всех 4 случаях роль сказуемого выполняют именные части речи: 1 – СС и.с.+и.пр.; 2, 3, 4 - имена прилагательные.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
Способы грамматической связи в тексте
-Лексический повтор: Жил на краю деревни старый Бобыль. Были у Бобыля
своя хата и собака.
-Синонимическая замена: Художники изобразили на стенах охоту Артемиды.
Богиня метала стрелы, и туника небесной охотницы развевалась на ветру.
-Антонимы: Один был высокого роста, другой – роста низкого.
-Употребление глаголов одного вида и одного времени: Самолеты появились
так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут
же на землю.
-Местоименная замена: Быстро протекала молодость Елены… Подруг у неё
не было, она не сошлась ни с одной девицей.
-Союзы, частицы, вводные слова: Он сказал, что аосле признаний на суде он
так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует
признания вины. А он, во-первых, за собой вины не признает и,
во-вторых, покаянных слов писать не может.
-Синтаксический параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения): Надо быть
современным. Надо быть безжалостным к прошлому.
-Парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения): В конце 80-х годов в нем запретили ловить
рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди…
А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.
Т И П Ы Р Е Ч И
Коммуникативные намерения автора определяют то, каким будет его высказывание, какими инструментами речи он воспользуется. При этом важны при построении текста два направления:
Как именно будет структурирован текст, из каких частей будет состоять?
Какие языковые средства предпочтительнее избрать в данном случае?
Ответ на первый вопрос определяет, какой именно тип речи выберет автор. И это будет зависеть от цели высказывания, от того, ЧТО будет предметом речи, объектом изображения и от того, необходимо констатировать некую информацию о предметах или явлениях действительности (описать их либо рассказать о них) или же требуется пояснить её, поразмышлять над ней, аргументировать. Выбор типа речи полностью зависит от содержания будущего текста.
Ответ на второй вопрос зависит от предполагаемой сферы применения созданного высказывания, от того, кому именно оно адресуется и какова будет его функциональная сверхзадача. Т.е., то, КАКИМ должен стать текст, какие именно для него необходимы языковые средства , какой избрать стиль речи, определяют тоже коммуникативные намерения автора, но уже не связанные с внутренним наполнением текста, а с теми внешними условиями, при которых автор собирается его применять (КОМУ адресован – ГДЕ будет обнародован – ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ это произойдет).
Выделяют три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Описание - словесное изображение какого-либо явления
действительности, предмета, перечисление его признаков. Ядром
текста, главным объектом внимания является признак, переданный
через деталь
Текст констатирующего характера
Главный вопрос: КАКОЙ?
Композиция: перечисление общего и частных признаков - впечатление
о ком-либо или о чем-либо – вывод (возможен).
Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные.
Синтаксис – чаще всего – простые предложения, назывные и неполные.
Характерна однотипность средств и композиции.
Создается статичная картинка = один кадр фотопленки.
Разновидности описаний:
- описание предмета;
- описание животного;
- пейзаж - описание природы, города, состояния среды;
- интерьер - описание внутреннего пространства помещения,
его убранства;
- портрет – описание человека или его состояния;
- описание процесса труда;
- описание памяток культуры, памятников и т.д.
NB: При создании текста-описания следует помнить о последовательности изложения. При перечислении признаков описываемого объекта НЕЛЬЗЯ «перескакивать» с одного признака на другой, потом возвращаться к первому. Следует сказать все об одном признаке, потом о втором, потом о следующем – и т.д. Например, нельзя при описании человека рассказывать о лице, потом о волосах, потом о ботинках, потом о походке, потом опять о волосах и глазах…
Необходимо помнить, что, во-первых, композиция описания должна быть линейной; во-вторых, что признаки надо выбирать наиболее яркие, значительные, характерные, «узнаваемые», которые помогуть создать общую выразительную картину.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии,
происшествиях, действиях во временной последовательности (сначала
– потом – наконец). В центре внимания – событие и его развитие.
Текст констатирующего характера.
Главный вопрос: ЧТО ПРОИСХОДИТ?/ПРОИЗОШЛО?
Композиция: Завязка - Развитие действия - Кульминация - Развязка
Возможны перед началом Пролог и в конце – Эпилог.
Данная композиция – это традиционная линейная схема развития
сюжета. Другие текстовые и внетекстовые элементы могут быть
добавлены, может быть выбран другой тип композиции, если это
сделать позволит жанр создаваемого текста.
Ведущие части речи – глагол, обозначающий динамику; наречия места и
времени
Синтаксис – используются все типы предложений.
Повествование может использовать элементы описания для оживления
сюжета.
Создается динамичная картинка = много кадров фотопленки: столько,
сколько действий.
Рассуждение – обоснование, доказательство, объяснение какой-либо
мысли. Размышления о том, почему произошло что-либо, почему
человек поступает именно та, почему автор (или все мы) так
считает/- ем, что из этого следует (как поступить, что сделать?);
подтверждение какой-либо мысли; причины и следствия событий,
явлений, поступков людей.
Текст аргументирующего (поясняющего) характера.
Главный вопрос: ПОЧЕМУ?
Композиция: Тезис (=основная мысль) - Аргументы
(Доказательства) - Примеры - Вывод (подтверждает или
опровергает Тезис):
Т - А(Д) - П - В
Ведущие слова – абстрактная лексика; вводные слова, производные
предлоги и составные союзы..
Синтаксис - сложные предложения, немало обособленных оборотов,
вставных конструкций, вставок.
Рассуждение может использовать в качестве аргументов фрагменты
описания и повествования.
Создается сложная ткань текста = ни одного кадра фотопленки:
фотографировать невозможно.
Однако в чистом виде названные типы речи используются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим, и по мере необходимости используются другие типы речи. Главным, определяющим является целевая установка, замысел автора и особенности адресата – того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.
Домашнее задание:
Составить 3 небольших (5-7 предложений) текста разных типов на тему
«Мой мобильный телефон»
(Описание – «портрет» телефона,
Повествование - «история» телефона; но не история создания или история
фирмы, а «событие», в котором «участвовал» ваш телефон.
Рассуждение – размышления о телефоне)