12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сербина Виктория Владимировна1914
Россия, Краснодарский край, Анапа

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов




1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)



Фаза вызова


Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин)







- Определение темы урока, постановка задач.

Приветственное слово преподавателя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня хочу начать урок необычно. Предлагаю вам выполнить следующие задания. Вставьте пропущенные буквы в словах, определите соответствие букв и звуков, из вставленных звуков составьте слово.

Кот…едж

Т..традь

Ак…уратность

Профес…ионал

От…енок

(текст)

-А теперь подумайте и определите тему урока.

Правильно ребята, я только уточню тему урока.

- А, давайте вместе определим задачи урока

Задачи урока:

1) знать что такое текст и его основные признаки;

2) научиться отличать текст от отдельных предложений;

3) уметь определять стиль, тип текста

Вставляют пропущенные буквы, определяют звуки,

составляют слово из пропущенных букв














Определяют тему урока





Определяют задачи урока.

2. Фаза осмысления

Актуализация опорных знаний

(6 минут)


Беседа по вопросам:



- Что такое текст?

- Назовите основные признаки текста.



Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)


Студенты отвечают на вопросы.

 

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически



Слайд


Логичность (в тексте предложения располагаются в определенном порядке)

Тематически-смысловое единство (предложения тесно связаны между собой по смыслу)

Членимость (текст состоит из нескольких предложений, периодов, абзацев, глав)

Целостность (текст имеет начало и конец)

Завершенность (свойство текста, которое состоит в полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной чисти и концовки)

2 Работа с текстом

Цель:

- Прочитайте, определите являются ли данные предложения тестом. Аргументируйте свой ответ.

Верно, эти предложения нельзя назвать текстом, потому что нарушен основной признак логичность.

- что нужно сделать, что предложения стали текстом?

- Поставьте предложения в строгом логическом порядке.

Работают с предложениями.

 











Номера предложений

Слайд





Давайте мы с вами вспомним: какие существуют стили и жанры текста. В чем их отличие?

Стили:

1Научный стиль

2Официально-деловой стиль

3Публицистический стиль

4 художественный

5Разговорный стиль

стиль – это основанный на определенных логических и творческих закономерностях образ действий, играющий важнейшую роль в творчестве писателя, художника или музыканта. Это конкретный способ создания произведений, сущность творческого метода одного либо группы деятелей искусства.

Жанры:

Поэзия, пьеса, рассказ, роман, повесть. 

Различные художественные и литературные энциклопедии трактуют жанр (от французского Genre — род) как сложившийся в ходе истории комплекс произведений, объединенных общими чертами сюжета, композиции, стиля и так далее. Понятие «жанр» обычно обобщает черты большой группы произведений, объединенных эпохой, местом жительства авторов либо другими признаками.

Итог. Чем же стиль отличается от жанра?

Жанр – понятие более обширное, древнее и официальное, нежели стиль. Жанр определяет исторически сложившиеся существенные связи и свойства произведений различных видов искусства.

Стиль, в отличие от жанра, понятие не только из области литературы и искусства, оно используется в психологии и в реальной жизни. Стиль отражает комплекс критериев, выделяющих, характеризующих рассматриваемый предмет, отражает способы его получения либо изготовления, говорит о представлении конкретного произведения на фоне массы похожих.


Итог урока (рефлексия). (Слайд)

Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы по технологической карте. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Заполняют лист самооценки


Каждый составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах) вопросы:

Что такое текст?

Каковы основные признаки его?

Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.)

Как связываются между собой предложения в тексте?

Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?

Каковы же эти различия?

Каждый составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах)



Внимательно прочитай текст.

Впишите в таблицу ваши ответы



1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

Таблица к заданию №2. Самостоятельная работа.

Критерии

Ответы

1

Тема текста


2

Основная мысль


3

Ситуация общения


4

Задачи текста


5

Стиль текста


6

Языковые средства


7

Изобразительно-выразительные средства


4 этап. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Проверим свою работу по предложенному эталону

Эталон проверки.

Критерии

Ответы

1

Тема текста

Роль книги в жизни человека

2

Основная мысль

Нужно читать и беречь книгу как

духовное завещание

3

Ситуация общения

Автор с широкой аудиторией, это может

быть газетная статья или публичное

выступление

4

Задачи текста

Задача автора воздействовать на

слушателя или читателя

5

Стиль текста

Публицистический

6

Языковые средства

Особенности лексики: общественно-граж-

данская лексика (духовное завещание,

человечество, люди, государство и т.д.)

Использование несогласованных

определений (жизнь человечества,

программа будущего), однородных

членов предложения ( учения- страсти,

умы – сердца; завещание, совет,приказ),

наличие причастных оборотов – 1,3 и 4

предложения. Наличие вводного слова и

восклицательного предложения -5

предложение. Для усиления смысла

используется повтор слов.

7

Изобразительно-выразительные средства

Средства выразительности воздействуют

на читателя, среди них эпитеты

(духовние завещание, кровавым потом),

метафоры ( книга- завещание, совет,

приказ; передаваемый часовым, жизнь

оседала в книге. Она росла вместе

с человечеством).



Заключение

Закончить наше сегодняшнее занятие хотелось бы словами из китайской притчи:

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 16.09.21 в 10:21 1Ответить Пожаловаться
На какой возраст рассчитана разработка? Предложения от текста в 1 классе учатся различать, а стили речи намного позже... И итог урока почему-то в середине...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.