Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
|
|
|
1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)
Фаза вызова
Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин)
- Определение темы урока, постановка задач. | Приветственное слово преподавателя. Здравствуйте, ребята! Сегодня хочу начать урок необычно. Предлагаю вам выполнить следующие задания. Вставьте пропущенные буквы в словах, определите соответствие букв и звуков, из вставленных звуков составьте слово. Кот…едж Т..традь Ак…уратность Профес…ионал От…енок (текст) -А теперь подумайте и определите тему урока. Правильно ребята, я только уточню тему урока. - А, давайте вместе определим задачи урока Задачи урока: 1) знать что такое текст и его основные признаки; 2) научиться отличать текст от отдельных предложений; 3) уметь определять стиль, тип текста | Вставляют пропущенные буквы, определяют звуки, составляют слово из пропущенных букв
Определяют тему урока
Определяют задачи урока. |
2. Фаза осмысления Актуализация опорных знаний (6 минут)
| Беседа по вопросам:
- Что такое текст? - Назовите основные признаки текста.
Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)
| Студенты отвечают на вопросы. Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически
Слайд
Логичность (в тексте предложения располагаются в определенном порядке) Тематически-смысловое единство (предложения тесно связаны между собой по смыслу) Членимость (текст состоит из нескольких предложений, периодов, абзацев, глав) Целостность (текст имеет начало и конец) Завершенность (свойство текста, которое состоит в полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной чисти и концовки) |
2 Работа с текстом Цель: | - Прочитайте, определите являются ли данные предложения тестом. Аргументируйте свой ответ. Верно, эти предложения нельзя назвать текстом, потому что нарушен основной признак логичность. - что нужно сделать, что предложения стали текстом? - Поставьте предложения в строгом логическом порядке. | Работают с предложениями.
Номера предложений Слайд |
|
|
|
| Давайте мы с вами вспомним: какие существуют стили и жанры текста. В чем их отличие? Стили: 1Научный стиль 2Официально-деловой стиль 3Публицистический стиль 4 художественный 5Разговорный стиль стиль – это основанный на определенных логических и творческих закономерностях образ действий, играющий важнейшую роль в творчестве писателя, художника или музыканта. Это конкретный способ создания произведений, сущность творческого метода одного либо группы деятелей искусства. Жанры: Поэзия, пьеса, рассказ, роман, повесть. Различные художественные и литературные энциклопедии трактуют жанр (от французского Genre — род) как сложившийся в ходе истории комплекс произведений, объединенных общими чертами сюжета, композиции, стиля и так далее. Понятие «жанр» обычно обобщает черты большой группы произведений, объединенных эпохой, местом жительства авторов либо другими признаками. Итог. Чем же стиль отличается от жанра? Жанр – понятие более обширное, древнее и официальное, нежели стиль. Жанр определяет исторически сложившиеся существенные связи и свойства произведений различных видов искусства. Стиль, в отличие от жанра, понятие не только из области литературы и искусства, оно используется в психологии и в реальной жизни. Стиль отражает комплекс критериев, выделяющих, характеризующих рассматриваемый предмет, отражает способы его получения либо изготовления, говорит о представлении конкретного произведения на фоне массы похожих. |
|
Итог урока (рефлексия). (Слайд) | Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы по технологической карте. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку. - Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки. - Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике. | Заполняют лист самооценки |
| Каждый составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах) вопросы: Что такое текст? Каковы основные признаки его? Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.) Как связываются между собой предложения в тексте? Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте? Каковы же эти различия? | Каждый составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах)
|
| Внимательно прочитай текст. Впишите в таблицу ваши ответы
1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен) Таблица к заданию №2. Самостоятельная работа. Критерии | Ответы | 1 | Тема текста |
| 2 | Основная мысль |
| 3 | Ситуация общения |
| 4 | Задачи текста |
| 5 | Стиль текста |
| 6 | Языковые средства |
| 7 | Изобразительно-выразительные средства |
|
4 этап. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. Проверим свою работу по предложенному эталону Эталон проверки. Критерии | Ответы | 1 | Тема текста | Роль книги в жизни человека | 2 | Основная мысль | Нужно читать и беречь книгу как духовное завещание | 3 | Ситуация общения | Автор с широкой аудиторией, это может быть газетная статья или публичное выступление | 4 | Задачи текста | Задача автора воздействовать на слушателя или читателя | 5 | Стиль текста | Публицистический | 6 | Языковые средства | Особенности лексики: общественно-граж- данская лексика (духовное завещание, человечество, люди, государство и т.д.) Использование несогласованных определений (жизнь человечества, программа будущего), однородных членов предложения ( учения- страсти, умы – сердца; завещание, совет,приказ), наличие причастных оборотов – 1,3 и 4 предложения. Наличие вводного слова и восклицательного предложения -5 предложение. Для усиления смысла используется повтор слов. | 7 | Изобразительно-выразительные средства | Средства выразительности воздействуют на читателя, среди них эпитеты (духовние завещание, кровавым потом), метафоры ( книга- завещание, совет, приказ; передаваемый часовым, жизнь оседала в книге. Она росла вместе с человечеством). |
|
|
Заключение | Закончить наше сегодняшнее занятие хотелось бы словами из китайской притчи: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». |
|
Соколова Елена Борисовна