12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимофеева Елена43
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»

Урок русского языка 5 класс

Тема: Повторение знаний о стилях и типах речи (разговорный, научный, художественный – описание, повествование, рассуждение)

Цели:

Обучающая:

закрепить понятия «стили речи» «типы речи»;

научить работать с текстами разных стилей речи.;

научить учащихся создавать собственный текст.

Развивающая:

развитие речи учащихся;

наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для создания текстов различных стилей.

Воспитательная:

воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока: урок развития речи (интегрированный урок –русский язык-ОБЖ)

Оборудование:

учебник “Русский язык 5 класс” (автор: Разумовская);

распечатки текстов;

сигнальные карточки «Светофор»

шаблоны ответов;

мультимедийное оборудование;

презентация к уроку.

План урока

Этап урока

Предполагаемое время

1.

Организационный момент. (слайд1)

2 минута

2.

Орфографическая минутка. Работа в тетради. ( слайд 2,3)

Самопроверка.(слайд 4)

7 минут

3.

Формулирование темы урока. Разгадывание ребуса. ( слайд 5,6)

1минута

4.

Повторение стилей речи.(слайд7,8)

2минуты

5.

Определение основных признаков стилей речи и на примере текста (слайды 9,10,11)

3минуты

6.

Повторение типов текста.(слайд 12)

2 минуты

7.

Определение типов текста .(слайды 13,14,15,16,17,18)

6минут

8.

Физкультминутка.(слайд 19)

2минуты

9

Формулирование общей темы текстов. Лексическая работа.(слайд20)

2 минут

10

Работа в парах. Составление текстов.

4минут

11

Прочтение и разбор текстов. Запись текстов.

7минут

12

Притча. Чтение текста учителем. (слайд 21)

3минуты

13

Итоги урока. Домашнее задание.

3минута

14

Рефлексия.

1 минута


 

Ход урока:

  • I. Организационный момент. Приветствие (слайд 1)

    II. Тетради. Запись даты урока (слайд 2)

Орфографическая минутка. Запись слов под диктовку (слайд 3)

Магистраль, шоссе, тоннель, ситуация, происшествие, тротуар, перрон, мостовая, транспорт, безопасность, трасса, аллея.

Самопроверка (слайд 4)

- Можем ли мы проверить правописание этих слов?

- Нет, правописание слов нужно запомнить или обращаться к орфографическому словарю.

- Давайте объясним значение некоторых из записанных слов (лексическая работа).

См. прилож. №1

  • III. Формулирование темы урока. Разгадывание ребуса (слайд 5,6)

-Запишите тему урока в тетрадь: Повторение. Стили речи. Типы текста.

  • IV. Повторение стилей речи (слайд 7, 8)

-Когда и где используется разговорный стиль речи?

-Какие виды книжной речи вы знаете?

-Где используется научный, официально-деловой, художественный стили?

  • V. Определение основных признаков стилей речи на примере текста (слайды 9, 10, 11)

-Прочитайте текст и определите стиль каждого текста.

-Прошу аргументировать свой ответ. Используйте шаблон ответа.

-Укажите, по каким признакам вы определили стиль текста.

  • VI. Повторение типов текста.(слайд 12)

-Какой вопрос мы можем задать к тексту повествование (описание, рассуждение)?

-При использовании приема фотографирования сколько снимков у нас получится?

VII . Узнай тип текста в предложенных текстах (слайды 13, 14, 15, 16, 17,18)

-Прошу аргументировать свой ответ. Используйте образец (стр. 199 учебника)

VIII. Физкультминутка.(слайд 19)

На зеленый мы идем.

Красный - встанем и замрем.

А на желтый – всем внимание,

Скоро новое задание.

IX. Формулирование общей темы предложенных на уроке отрывков (слайд 20)

-Я думаю, вы заметили, что все тексты сегодня были на одну тему.

-Назовите, пожалуйста, эту тему (дорога).

-Слово дорога однозначное или многозначное?

-Назовите синонимы к слову дорога.

-А сейчас я прочитаю еще один текст.

- Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

-Определите, где мы бы могли встретить такое определение дороги.

-Назовите стиль речи . (чтение текста учителем)

(научный ПДД )

X. Работа в парах по составлению текстов (по колонкам) прилож. №2

-У вас на партах тексты с пропущенными словами.

-Ваша задача выбрать из предложенных слов подходящие и дописать текст.

-Работаем по колонкам. У каждой колонки свое задание.

XI. Чтение составленных тестов и запись в тетрадь.

-Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

-Слушаем друг друга внимательно. Все ли тексты получились?

-Запишите, пожалуйста, свои тексты в тетрадь.

XII. Притча о дороге (слайд 21) прилож. №3

Домашнее задание.

- А теперь послушайте еще один текст о дороге.

- Это притча. Подумайте, какой смысл этой притчи.

- Дома напишите свое рассуждение на тему: «Дороги, ведущие к счастью…».

-«Куда приведет дорога под названием ПОТОМ»

XIV. Итоги. Оценки.

- Спасибо за активную работу.

- Сегодня получают оценки….

XIV. Рефлексия (слайд 22) использование карточек трех цветов.

- Подведем итоги нашей работы.

- Возьмите в руки карточки и проголосуйте.

 

Используемая литература:

-Словари и и энциклопедии на АКАДЕМИКЕ -- https://dic.academic.ru/

-Учебник Русский язык М.М.Разумовская ООО «Дрофа» 2012

-Википедия --https://ru.wikipedia.org/http://

-Литра --www.litra.ru/

-https://zen.yandex.ru/media/kamo/kakuiu-dorogu-vybrat-pritcha

-Интернет Библиотека --https://ilibrary.ru/


 

Приложение 1

ДОРОГА-Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

ТРОТУАР — ТРОТУАР, а, муж. Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы. Асфальтовый т. Широкий т. | прил. тротуарный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.

ТОННЕЛЬ— протяженное подземное или подводное сооружение, предназначенное для пропуска транспортных средств, пешеходов, инженерных коммуникаций и других целей. Толковый словарь Ожегова

МОСТОВАЯ — МОСТОВАЯ, ой, жен. Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. Асфальтовая, булыжная м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992..

ПРОИСШЕСТВИЕ — ПРОИСШЕСТВИЕ, я, ср. Событие, нарушившее обычный ход вещей. Странное п. Уличное п. Дорожно- транспортное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

СИТУАЦИЯ — (от средневекового лат. situatio положение) сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение … Большой Энциклопедический словарь

ПЕРРОН — ПЕРРОН, а, муж. Пассажирская платформа на железнодорожной станции. | прил. перронный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 ..

МОСТОВАЯ — МОСТОВАЯ, ой, жен. Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. Асфальтовая, булыжная м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

БЕЗОПАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. безопасный. 2. Состояние, при к ром не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто н. Техника безопасности. Б. движения. Международная б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов

Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (по Закону Российской Федерации [1]).в, Н.Ю. Шведова. 1949… …

безопасность — надёжность; защищенность, устойчивость, сохранность, надежность, безобидность, невредность, безвредность. Ant. опасность, тревога, опасение Словарь русских синонимов. безопасность сущ. 1. • безвредность отсутствие вреда (о лечебном или химическом …)

АЛЛЕЯ — АЛЛЕЯ, и, жен. Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. Липовая а. | уменьш. аллейка, и, жен. | прил. аллейный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …


 

Приложение №2

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди ………… место для перехода. Остановись … ………тротуара. Посмотри внимательно сначала …….., потом ….…, нет ли машин. Переходи дорогу …….. ………соблюдай правила дорожного …………! Будь ………… пешеходом!”

1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

 

 

2. “Ребята! Изучайте и ….…. правила ……. движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …….. Переходите дорогу только на … ….сигнал светофора. ……. переходите проезжую часть улицы ……… близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить ……….! Дорога – это ……….. место для игр!”

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.
 

 

3. “Ребята! …….. за борта грузовиков или других ……. средств – это приводит к ……………. Играть на мостовой …………... Помогайте своим младшим товарищам …………. переходить улицы и ………. Играть и бегать по дороге – ………! Будьте во всём ………….. примером для младших детей”.

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде. Приложение№3


 

Приложение №3

Притча

Жил на свете мудрец, который достиг таких высот мудрости, что ему открылись все жизненные пути человека. И был у него ученик. Как и положено мудрецу .

Как-то завел ученик разговор о жизненных путях человека.

-Скажите мастер, а как выглядят жизненные пути человека?

-Об этом можно долго говорить. Я лучше покажу тебе пути людей.

Они поднялись на высокую гору и увидели множество дорог, которые вели в разные места.

Ученик стал спрашивать, какая дорога куда ведет.

Мудрец охотно отвечал на вопросы любознательного юноши.

-Вон, видишь извилистая дорога, которая скрывается в густых лесах. Эта дорога называется дорогой исследований и приводит страну тайн и открытий. Там много неизвестных мест и явлений.

-А вон дорога, усыпанная разбитыми изделиями и поломанными инструментами. Это дорога мастерства. И она приводит в страну великих творений. Там живут мастера, которые достигли вершин в своем творчестве.

-Ещё есть дорога, по которой нельзя идти одному. Туда можно попасть только с любимым человеком .Это дорога любви .И приводит она в страну, где всегда звучит детский смех, горит домашний очаг и пахнет вкусной едой.

-А видишь вот эту дорогу, она каменистая и трудная. На ней постоянно случаются завалы. Но есть люди, которые её все таки выбирают . Эта дорога подвига и долга.

-Учитель, а почему у каждой дороги есть развилка. И куда ведет эта другая дорога . Она на вид такая удобная . Правда совершенно не видно куда она приводит. Все закрывает туман .

-Рано или поздно каждому человеку приходится искать свою дорогу. Большинство людей идет по одной дороге ,переходит на другую, потом на третью. И они за всю жизнь посещают множество житейских стран. Но, только в том случае, если они, ни когда не сворачивают на эту удобную дорогу.

-Да как же называется эта странная дорога ? И куда она ведет?

Эта дорога называется по разному . Одни называют её завтра, другие потом, а ведет она в страну никогда.

Опубликовано в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»


Комментарии (1)

Надежда, 06.07.21 в 18:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.