12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Амельченко Олеся Владиславовна72
Россия, Приморский край, Лесозаводск

Тема урока: Типы речи.

Класс:  5

УМК: М.М.Разумовская

Тип урока: урок общеметодологической направленности 

обучающая: обеспечивать усвоение отличительных признаков разных типов речи, повторить термины «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;

развивающая:  развивать устную и письменную речь учащихся, интерес;

воспитывающая: воспитывать любовь ко всему живому, желание быть гуманным, честным;

деятельностная: формировать у учащихся новых способы действий;

содержательная: расширять понятийную   базу  за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные: уметь  отличать по опознавательным признакам тексты 3 типов речи.

 

Этап

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Этап мотивации

Цель: создание эмоционального настроя на урок, самоопределение к учебной деятельности

Настраивается на обучение, выполняет действия для создания положительных эмоций

Приветствие, проверка готовности к уроку

Посмотри, дружок,

Можешь ли ты начать урок?

Всё ли у тебя в порядке

Ручка, книжки и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С прилежанием трудитесь!

Присаживайтесь, запишите число, классная работа.

Личностные: формирование положительного настроя

Коммуникативные: умение работать в классном коллективе

Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места

Актуализация знаний

Цель: актуализация опорных знаний по правописанию изученных пунктограмм

Отвечает на вопросы, вспоминает правило, работает самостоятельно, строит монологическое доказательное высказывание

Ведет беседу, ставит познавательную задачу

На прошлых уроках мы с вами познакомились с рядом пунктограмм. Рассмотрите схемы предложений. Поясните пунктуацию в них.

1.[= и ]. ; 2. [ - =] ,а [- =]. ; 3. [- = ], (чтобы =).

-

 

Поработайте в паре.

Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания, опираясь на схемы. Подчеркните ГО, выделите союзы. Схемы начертите рядом с каждым предложением.

На грядках поспели огурцы и помидоры. Лёва собирал помидоры в корзинку а Лёня клал огурцы в сумку. Овощи пригодятся чтобы сделать салат для мамы.

Проверим написанное (работает от пары один человек, дает полный доказательный ответ)

Рассмотрите, записанные вами предложения. Можно ли утверждать, что перед нами текст. Вспомните, что такое текст. Перечислите признаки текста. Докажите, что наша запись – текст.

Личностные: формирование познавательного интереса

Коммуникативные: оформление своих мыслей в виде монологического высказывания

Познавательные: ориентирование в системе знаний

Регулятивные: оценивание правильности выполнения действия;  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых коррективов

Предметные: закрепление изученных пунктограмм

Определение темы урока, целеполагание.

Проблемное объяснение нового знания

Цель: сформулировать тему, цель урока, создать проблемную ситуацию, найти выход из нее, приобрести новое знание

Определяет тему урока, ставит цель, разрешает проблемную ситуацию, открывает новое знание, заполняет таблицу отличительных признаков текстов разных типов

Создает проблемную ситуацию, направляет деятельность учащихся по открытию нового знания

Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение про себя, вслух выразительно:

Есть много способов текст создавать:

Можно подробно все описать,

Можно вопрос поднять, рассуждать,

Можно о случае повествовать.

Каждый из текстов с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет нам речи тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Запишем тему урока: Тип речи.

Поставьте цели, дополнив предложения (обратная сторона доски)

Я хочу…

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я смогу…

Чтобы разобраться с отличительными особенностями текстов разных типов, мы пригласим на урок гостью. Угадайте, кто это.

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьёт,

Песенки поёт,

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

Как вы догадались, что это кошка? (назовите слова- подсказки)

Знакомьтесь, это Мурка.

Она мне очень нравится! А вы что можете о ней сказать? Какая она по цвету, размеру, характеру?

Слова какой части речи вы называли?

А зачем мы использовали сейчас имена прилагательные в речи?

Сейчас вы описывали кошку, давали ей выразительные характеристики, то есть вы сами создавали первый тип речи. Догадайтесь, какой, если вы описывали предмет. (Описание)

Рассмотрите, на столах у вас лежат таблицы, заполним их, опираясь на наблюдение: прочитайте текст на слайде.

Моя Мурка.

Знакомьтесь, это моя любимая кошка Мурка. У нее серая короткая шёрстка, мягкие длинные лапки, гибкое удлиненное тело, умная мордочка с серебристыми усиками и янтарными глазками. Мурка очень добрая и ласковая.

Она мне очень нравится!

Какова его цель?

Какой вопрос можно к нему задать?

Как строится текст?

Слов какой части речи много?

 

Тип речи

Описание

Повествование

Рассуждение

признак

Цель

Описать

Рассказать

Доказать

Вопросы к тексту

Какой?

Что произошло?

Почему это так?

Особенность построения

1.Назвать предмет

2.Дать его характеристику

1.Завязка

2.Развитие

3.Развязка

1.Тезис

2.Аргументы

3.Вывод

Лекси

ка

Прилагательные

Глаголы

Существи

тельные

Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о кошке, если только ее опишем, дадим внешние характеристики? Расскажите, чем занималась Мурка в течение дня.

Какая часть речи помогла нам узнать о действиях кошки?

Сейчас вы повествовали о действиях кошки, рассказывали о ее действиях в течение дня, то есть вы сами создавали второй тип речи. Догадайтесь, какой, если вы описывали предмет. (Повествование)

Продолжим заполнение таблицы. Прочитайте текст на слайде.

Один день из жизни Мурки.

У нас в доме живет кошка Мурка. Она наша всеобщая любимица. Кошечка просыпается на заре и будит нас. Вместе мы идем завтракать. Плотно подкрепившись, моя питомица начинает играть с разными предметами. Когда Мурка устанет, она укладывается спать в корзину. Так и проходит весь день в играх, забавах, отдыхе. (аналогично описанию работаем)

Теперь попробуем доказать, что Мурка – замечательная кошка. Продолжим утверждение: Мурка – замечательная кошка. Объясните, почему мы можем так утверждать.

Т.о., мы создавали с вами текст 3-его типа. Догадайтесь, какого, если мы рассуждали о том, что Мурка замечательная. Заполним таблицу, прочитав текст на слайде (аналогично описанию)

Рассмотрите таблицу полностью. Сколько типов речи в русском языке? Как отличить один от другого? С опорой на таблицу дайте полное определение каждого типа речи.

Вернемся к тексту, записанному нами ранее в тетради. К какому типу речи он относится? Докажите.

Личностные: формирование познавательного интереса

Коммуникативные: оформляет мысли в устной форме

Познавательные: добывает новые знания, находит ответы на вопросы, используя собственный опыт, помощь учителя.

Регулятивные: формулирует цель, анализирует, делает выводы, заполняет таблицу Предметные: узнает отличительные особенности текстов разных типов.

Динамическая пауза

Цель: разгрузка, снятие эмоционального напряжения

Выполняют действия

Проговаривает слова и показывает движения

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!

 

Первичное закрепление

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по

Эталону и взаимопроверку.

Выполняют разные по уровню задания, самопроверка, работа в паре, взаимопроверка

Контролирует и координирует деятельность учащихся, дозируя задания

Работа с упр. 547 устно коллективно (я выразительно читаю текст, дети с опорой на таблицу определяют тип речи по признакам в 1 части таблицы:

-цель

-вопрос

-строение

-лексика)

Коллективная устная работа с рубрикой «Понаблюдайте!»

Правило с 196

По каким еще признакам можно отличить тексты разных типов?

Работа в паре упр 548 по заданию в книге.

Упр.549 творческая работа в паре:

1) Коллективно обсуждаем тип речи с док-вом

2)Составляем собственное высказывание, работая в паре по рядам: 1 ряд – 1 тема

2 ряд – 2 тема

3 ряд – 3 тема.

Проверка: самооценка и взаимооценка (получилось создать текст нужного типа речи или нет с док-вом)

Личностные: удержание личностно значимой цели

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, сотрудничество в совместном решении задачи.

Познавательные: усвоение учащимися нового способа действия

Регулятивные: умение давать самооценку,

осознание качества и уровня усвоения материала умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера

Предметные: учится работать с текстами разных типов, привлекая опорный материал, записанный в обобщающей таблице

 

 

 

 

Итог урока

Цель: обобщить правило в устной речи

Подводит итог работы, проговаривает новый материал, осуществляет самоконтроль

Организует беседу по проговариванию правила и его закреплению в игровой форме

С какими типами речи познакомились?

Я вам буду зачитывать один какой-либо признак текста, а вы мне показывать на пальцах с помощью условных значков (о,р,п) тип речи.

-отвечает на вопрос: какой?

-в этом типе речи используют глаголы

-текст этого типа речи состоит из тезиса, аргументов, вывода

-этот тип речи отвечает на вопрос: что произошло?

-в этом типе речи используют прилагательные

-этот тип речи нужен для доказательства какой-либо точки зрения

-по тексту этого типа речи можно создать серию сюжетных картинок

Личностные: положительное отношение к учению.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Познавательные: закрепление нового способа действия

Регулятивные: контроль своих знаний

Предметные: обобщение знаний об изученных типах речи

Рефлексия

Цель: совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

Анализирует свою работу и работу товарищей

Организует рефлексию

Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей. Продолжите предложение.

Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..

-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

д/ з прав. С 195-197, упр. 552

Личностные: положительное отношение к учению.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Познавательные: умение логически рассуждать, делать выводы.

Регулятивные: осознания качества и уровня усвоения.

Предметные: усвоение алгоритма новой работы

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Сафонова Елена Валерьевна, 02.08.17 в 07:44 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка!
Валентина, 11.08.17 в 13:38 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка! Спасибо!
Амельченко Олеся Владиславовна, 07.09.17 в 15:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо всем за внимание к моей работе
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.