Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Стили речи»
Технологическая карта урока
Дата:. .2015 .3. 09
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок- нового материала Тема урока Стили речи.
Цели урока: Обучающая. представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном). Формировать навык определения принадлежности текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.
Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. развитие мотивации к исследовательской деятельности
Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Дети произносят хором девиз урока .Записывают число, классная работа. |
Здравствуйте, Садитесь! Мы команда дружная, Веселая, послушная Мы пишем и читаем, И все на свете знаем! |
Приветствие, настрой на урок. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные-установка на общение Регулятивные-прогнозирование. |
Проверка домашнего задания |
Дети. Отвечают на вопросы. |
В дайте определение языку? Чем отличается язык от речи? |
Найти пословицу или поговорку о языке и пояснить. |
Знание правил и умение их применять и приводить примеры. |
Коммуникативные-. |
Изучение нового материала |
Дети отвечают на вопросы. |
4. 1. Стихотворная игра В. Левина. Прочитайте запись и определите, текст это или нет Ветер, ветер, ветер. В почерневший сад. Тучи. Тучи. Тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий. Мокрый листопад. Взрослые и дети По небу летят (слайд 1) Превратите эти строчки в стихотворный текст и запишите получившееся стихотворение в тетрадь. Придумайте заголовок к нему. Найдите в стихотворении слово с непроизносимой согласной в корне и подчеркните ее. Корень обозначьте графически. Чтение и анализ текстов на стр. 8. Б е с е д а: 1) О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном? 2) Как говорится — одинаково или по-разному? 3) Какой текст может быть использован для сообщения точных сведений о ветре, чтобы нарисовать картину поездки по степи? Слово учителя о том, что наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т. е. от речевой ситуации. З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь: РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ --------------- г д е? с к а к о й ц е л ь ю? (общение / сообщение / воздействие) с к е м г о в о р и м? Учитель сообщает учащимся, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными сталями речи: разговорным, научным, художественным. Знакомство с теоретическими сведениями о сталях речи на стр. 9 учебника. |
, литературная разминка 2. Работа по теме урока. |
Применение полученных знаний. |
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала |
Дети Работают с учебником Работа с карточками |
1) Определение стилистической принадлежности предложенных текстов. (Тексты распечатаны для каждой парты или показаны через компьютер.) а) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах. (По Н. Сладкову) б) — Варька! — закричала мать из кухни. — Варвара! Где ты есть? — Вот я. — Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку. — Заказ принят, — сказала Варвара. (слайд2) В первом тексте найти слова, с помощью которых автор одушевляет ветер, и записать их в тетрадь. Какое чувство возникает при чтении этого описания? 2) Упр. 14. Прочитать текст. Охарактеризовать, где и между кем происходит разговор. Составить и записать предложения о правилах А. Гайдара, использовав в них наречия всегда и никогда. 3) Чтение и анализ текста. Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил». Подумайте, удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Подчеркните его. Заменить это слово, исправленный текст записать в тетрадь. Слова с безударной проверяемой гласной найти и обозначить в них орфограмму. 4) Редактирование текста. Прочитайте отрывок из сочинения ученика. Наступила весна. Все опять ожило. За цвели цветы. Распустилась черемуха и сирень. Покрылись белыми цветами плодовые деревья. Б е с е д а: В каком стиле задумано сочинение? Как сделать текст более выразительным? Расскажите, какие именно цветы расцвели, какие деревья, добавив в текст более подходящие для этого слова. Исправленный текст записать в тетрадь. 5) Анализ текста. Подготовка к изложению (текст имеется на каждой парте). 9 |
Работа по учебнику 3. Тренировочные упражнения |
Применение полученных знаний. |
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль |
Выполняют задание для самопроверки |
Ч т е н и е т е к с т а. Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сон арбуза в треугольнике разреза. Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердце виной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водой. (Б. Пастернак) Определить тему и стиль текста. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание. Повторное чтение текста учащимися. Написание изложения с сохранением характерных для данного стиля языковых средств. |
IV. Подведение итогов урока. |
Применение полученных знаний. |
Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия |
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше |
Д/З Представьте себе, что вам подарили щенка. Напишите письмо другу. Поделитесь своей радостью. Постарайтесь описать щенка. В каком речевом стиле должен получиться рассказ? |
Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |