Ф.И.О |
Ковалева Галина Валентиновна |
Место работы |
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» |
Должность |
учитель географии |
Предмет |
география |
Класс |
5 |
Тема и номер урока в теме |
Тема «Планета Земля» Урок №1 «Мы во Вселенной» |
Базовый учебник Время проведения |
А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»
|
Цели и задачи урока:
- обучающие: развить представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике;
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
-воспитательные: формирование культуры общения при работе, формирование у учащихся основ экологической культуры.
Оборудование урока: атлас, глобус, компьютер, настенная физическая карта.
Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.
Деятельный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля – одна из планет Солнечной системы.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать, что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками, терминами.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы;
устройством нашей планеты (материки, части света)
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика (УУД) |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 мин |
2 |
Актуализация Темы (мотивация урока) |
Демонстрация видеоролика ВВС «Одни ли мы во Вселенной» -Кто понял, какая сегодня тема урока? (слайд №1 и 2 –название и цель урока) |
Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р) |
5 мин |
3 |
Изучение нового материала |
1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР. Используя текст учебника на стр.20, Вопросы: -Как вы думаете. Что такое Вселенная? Галактика? Млечный путь? (слайд №3 – млечный путь) -Как устроена Солнечная система? (слайд №4 – как устроена Солнечная система) -Сформулируйте понятие «Солнечная система» (Подводит к выводу, что такое Солнечная система) (слайд№5- планеты Солнечной системы) Вопросы: -Расскажите, что вам известно о планете Земля (Подводит к выводу, что Земля - единственная планета, на которой есть жизнь.) - Приведите примеры, как мы должны охранять и от чего сберегать нашу планету? (слайд №6-7 – космический мусор) 2. Демонстрация Земли и Луны в Google Планета Земля. (слайд №8 - Луна) Вопросы: -Объясните, какое значение имеет Луна для нашей планеты? - познакомить с астрономом Н. Коперником. (слайд№9 – Коперник)
«Синяя планета круглая друзья… Вопросы: - Как устроена наша планета (слайд № 10 –как устроена наша планета). - Почему частей света столько же, сколько и материков? В чем разница и различие? (слайд № 11-12 материки и части света ) - На каком материке находится наша страна Россия? (слайд № 13 – Евразия и Россия) - познакомить с географическими оболочки Земли. (слайд № 14-15 - географические оболочки) |
Работают с текстом учебника, запоминают названия планет (П), оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность. (П) Обобщают и формулируют понятия (Р) Узнают интересные факты о Земле. (П) Формулируют вывод.(Р,Л) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Узнают новое о планетах и их спутниках. (П) Узнают интересные факты о Земле и первооткрывателях. (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К, П) Узнают интересные факты о Земле. (П) |
7 мин 3 мин 6 мин |
4 |
Физминутка (здоровье- сберегающий компонент) |
«Игра на внимание» Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. 1.Юпитер-планета-гигант. 2.Земля - самая большая планета. 3.Нам известна лишь одна галактика. 4.Луна - естественный спутник Земли. 5.Марс-планета земной группы. |
Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) |
2 мин |
5 |
Практикум |
- Выполните задание 11, 12, 13 в рабочей тетради на стр.13. -Обсудите полученные ответы. |
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Обмениваются полученной информацией (П) |
8 мин |
6 |
Закрепление |
- В разделе учебника на стр. 21 «Я знаю» ответить на вопросы № 1 и 2 (слайд №16 - планеты) -Дайте определение Земли, солнечной Системе, Галактики. (слайд№17 -определение) - В разделе учебника на стр. 21 «Это я могу» ответить на вопрос №3 Кроссворд (ссылка) |
Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
10 мин |
7 |
Рефлексия Подведение итогов урока. |
(слайд №18 –планета Земля) Рефлексия (слайд№19) Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §5, Творческое задание по желанию. Учебник – стр.21 №4, тетрадь стр. 13 №14 (слайд №20) |
Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К) |
2 мин |
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4.Демонстрация видеоролика ВВС «Одни ли мы во Вселенной»
5.Google Планета Земля.
6. Мультимедийная презентация «Мы во Вселенной».
Елена Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна