Урок географии «Планета Земля» (5 класс)

16
4
Материал опубликован 27 January 2016 в группе

Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «Планета Земля»

Урок №1 «Мы во Вселенной»

Базовый учебник

Время проведения

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

 

Цели и задачи урока:

- обучающие: развить представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

-воспитательные: формирование культуры общения при работе, формирование у учащихся основ экологической культуры.

Оборудование урока: атлас, глобус, компьютер, настенная физическая карта.

Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.

Деятельный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать, что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками, терминами.

Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,

Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы;

устройством нашей планеты (материки, части света)

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Демонстрация видеоролика ВВС «Одни ли мы во Вселенной»

-Кто понял, какая сегодня тема урока?

(слайд №1 и 2 –название и цель урока)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р)

5 мин

3

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

Используя текст учебника на стр.20,

Вопросы:

-Как вы думаете. Что такое Вселенная? Галактика? Млечный путь?

(слайд №3 – млечный путь)

-Как устроена Солнечная система?

(слайд №4 – как устроена Солнечная система)

-Сформулируйте понятие «Солнечная система»

(Подводит к выводу, что такое Солнечная система)

(слайд№5- планеты Солнечной системы)

Вопросы:

-Расскажите, что вам известно о планете Земля

(Подводит к выводу, что Земля - единственная планета, на которой есть жизнь.)

- Приведите примеры, как мы должны охранять и от чего сберегать нашу планету?

(слайд №6-7 – космический мусор)

2. Демонстрация Земли и Луны в Google Планета Земля.

(слайд №8 - Луна)

Вопросы:

-Объясните, какое значение имеет Луна для нашей планеты?

- познакомить с астрономом Н. Коперником.

(слайд№9 – Коперник)

«Синяя планета круглая друзья…
Ведь Коперник – это утверждал не зря…
Говорил он людям, что Земля кругла…
Наша дорогая матушка Земля…»

Вопросы:

- Как устроена наша планета

(слайд № 10 –как устроена наша планета).

- Почему частей света столько же, сколько и материков? В чем разница и различие?

(слайд № 11-12 материки и части света )

- На каком материке находится наша страна Россия?

(слайд № 13 – Евразия и Россия)

- познакомить с географическими оболочки Земли.

(слайд № 14-15 - географические оболочки)

Работают с текстом учебника, запоминают названия планет (П),

оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность. (П)

Обобщают и формулируют понятия (Р)

Узнают интересные факты о Земле. (П)

Формулируют вывод.(Р,Л)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Узнают новое о планетах и их спутниках. (П)

Узнают интересные факты о

Земле и первооткрывателях. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К, П)

Узнают интересные факты о Земле. (П)

7 мин

3 мин

6 мин

4

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля - самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна галактика.

4.Луна - естественный спутник Земли.

5.Марс-планета земной группы.

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

2 мин

5

Практикум

- Выполните задание 11, 12, 13 в рабочей тетради на стр.13.

-Обсудите полученные ответы.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Обмениваются полученной информацией (П)

8 мин

6

Закрепление

- В разделе учебника на стр. 21 «Я знаю» ответить на вопросы № 1 и 2

(слайд №16 - планеты)

-Дайте определение Земли, солнечной Системе, Галактики.

(слайд№17 -определение)

- В разделе учебника на стр. 21 «Это я могу» ответить на вопрос №3

Кроссворд (ссылка)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

10 мин

 

7

Рефлексия

Подведение итогов урока.

(слайд №18 –планета Земля)

Рефлексия (слайд№19)

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з §5,

Творческое задание по желанию.

Учебник – стр.21 №4, тетрадь стр. 13 №14

(слайд №20)

Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К)

2 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4.Демонстрация видеоролика ВВС «Одни ли мы во Вселенной»

5.Google Планета Земля.

6. Мультимедийная презентация «Мы во Вселенной».

7.Ссылка кроссворд: http://www.slideboom.com/presentations/196631/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B

Комментарии

Спасибо за интересную разработку.

24 March 2017

Пожалуйста, Елена Владимировна!

7 April 2019

Благодарю за качественный ресурс!

26 March 2019

Спасибо за положительный отзыв, Марина Юрьевна!

7 April 2019