12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гогаева Марина Бимболатовна124

Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием.

Цель урока:


Формирование орфографических умений по данной теме.


Задачи урока:


Предметные


1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.


Метапредметные


1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.


Личностные


1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.


Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Ход урока:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прием «Яркого пятна»

На доске или экране корень и суффикс по теме.


Приём «Удивляй»

Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — Бер и Бир. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.

И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награждён».

Первым вызвался Суффикс А. Он подпрыгнуло и остановилось после Бир, да так и остался навсегда там.

С тех пор как увидит царица после корня Суффикс А, то уже знает, что это паж Бир, а без суффикса А — Бер.



АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


С каким явлением мы столкнулись? (чередование).

Какое орфографическое правило изложено в этой сказке?

Давайте вспомним, какие корни с чередованием знаем?


Постановка учебной задачи.


Для того, чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.


Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.


Проверим. (Слайд 5)

Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

Какие это слова? (Однокоренные)

Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)


Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)

Записываем тему урока.


ІІІ. Новый материал.


Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.


подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть


Определите вид глаголов.

Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

корни

примеры

БИР – БЕР

подбирать – разбери

ПИР – ПЕР

напирать – запереть

ДИР – ДЕР

задирать – дерёт

ТИР – ТЕР

растирать – стереть

МИР – МЕР

замирать – замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ

блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ

расстилать – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ

разжигать – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ

вычитать – вычет Искл: сочетать, сочетание













«Фишбоун» - «скелет рыбы».


t1686024915aa.gif



Учитель: (слайд) Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.

В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники это аргументы или причины.





IV. Закрепление изученного.


Выборочный диктант. (Слайд 8)

Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наберешься.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.

8) Не задирай нос высоко – споткнешься.

9) Сердце замирает от восторга.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.


Динамическая пауза. (Слайд 9)

Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.

Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.



Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Упр. 636

Творческий диктант.


Задание: заменить словосочетания глаголами, обо­значить гласную в корне с чередованием.


Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (заме­реть), убегать от погони (удирать).



Компетентностно - ориентированное задание: (слайд 11)


Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Возможные варианты.

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.


Давайте проверим.


V. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.


VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.



Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.


Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.


Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.


Уровень 3

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


VІІ. Домашнее задание: п.113; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 653 (слайд 13)

























Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!

Прочитать текст.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.)

Какой это тип речи? (Рассуждение).

? На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов).

? Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?



ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.