Материал к уроку русского языка в 5 классе «Буквы е – и в корнях с чередованием»
Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием.
Цель урока:
Формирование орфографических умений по данной теме.
Задачи урока:
Предметные
1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.
3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Прием «Яркого пятна»
На доске или экране корень и суффикс по теме.
Приём «Удивляй»
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — Бер и Бир. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награждён».
Первым вызвался Суффикс А. Он подпрыгнуло и остановилось после Бир, да так и остался навсегда там.
С тех пор как увидит царица после корня Суффикс А, то уже знает, что это паж Бир, а без суффикса А — Бер.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
С каким явлением мы столкнулись? (чередование).
Какое орфографическое правило изложено в этой сказке?
Давайте вспомним, какие корни с чередованием знаем?
Постановка учебной задачи.
–Для того, чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.
Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,
разбери, запереть, напирать, растирать.
– Проверим. (Слайд 5)
– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)
– Какие это слова? (Однокоренные)
– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)
– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)
– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)
– Записываем тему урока.
ІІІ. Новый материал.
– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.
подбирать – разбери
растирать – стереть
блистать – заблестеть
напирать – запереть
– Определите вид глаголов.
– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные
– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?
– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).
– Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)
корни | примеры |
БИР – БЕР | подбирать – разбери |
ПИР – ПЕР | напирать – запереть |
ДИР – ДЕР | задирать – дерёт |
ТИР – ТЕР | растирать – стереть |
МИР – МЕР | замирать – замереть |
БЛИСТ – БЛЕСТ | блистать – заблестеть |
СТИЛ – СТЕЛ | расстилать – подстелить |
ЖИГ – ЖЕГ | разжигать – зажечь |
ЧИТ – ЧЕТ | вычитать – вычет Искл: сочетать, сочетание |
«Фишбоун» - «скелет рыбы».
Учитель: (слайд) Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины.
IV. Закрепление изученного.
Выборочный диктант. (Слайд 8)
Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) С кем поведешься, от того и наберешься.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.
8) Не задирай нос высоко – споткнешься.
9) Сердце замирает от восторга.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Динамическая пауза. (Слайд 9)
– Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.
Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.
Задание на развитие быстроты реакции и мышления
Упр. 636
Творческий диктант.
Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.
Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).
Компетентностно - ориентированное задание: (слайд 11)
– Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:
Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
– Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
– Возможные варианты.
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.
– Давайте проверим.
V. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились
- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.
VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)
- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.
Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.
Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Уровень 3
Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VІІ. Домашнее задание: п.113; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 653 (слайд 13)
Работа с текстом.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!
Прочитать текст.
Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.)
Какой это тип речи? (Рассуждение).
? На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов).
? Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА)