Урок русского языка «Буквы е-и в корнях с чередованием» (5 класс)
Конспект урока русского языка 5 - Г класс Дата__________
«Буквы е-и в корнях с чередованием»
Цель урока – дать учащимся понятие об орфограмме е-и в корнях с чередованием.
Задачи урока:
1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы;
2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме;
3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.
Тип урока: урок-изучение нового материала
Методы и приемы: беседа, анализ языкового материала
Оборудование: карточки с заданиями разного уровня сложности; карточки с новым правилом, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил и письменные принадлежности.
Вы видите, что также на столе вас лежат карточки. Пока мы их отложим в сторону, они пригодятся нам позже.
2. Словарно-орфографическая разминка. (7 мин)
- Открываем свои рабочие тетради, подписываем … апреля, классная работа. Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме:
Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы
- Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?
(Гласные в корне слова.)
- Давайте вспомним, что как мы будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?
(Учащиеся повторяют алгоритм + заранее записан на доске)
Безударная гласная в корне слова:
1. Выделить корень
2. Определить тип орфограммы
проверяемая безударные гласная в корне чередование гласных в корне
подобрать проверочное слово зависит от суффикса зависит от согласных
применить правило применить правило
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.
- Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?
Беседа с учащимися:
- Какая орфограмма объединяет все эти слова?
(Безударная гласная в корне.)
- Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?
(Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, или это корень с чередующимися гласными – или подбирали проверочное слово, или применяли правило.)
- Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?
(Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)
3. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)
- Давайте откроем наши учебники на с. 244. (материал для наблюдения) Поищем самостоятельно ответ на этот вопрос.
* Работа учащихся по вопросам учебника.
* Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?
Комментарий учителя:
- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА):
Запомните дети
Вы правила эти,
А можно лишь имя одно:
ИА ведь волшебник,
ИА – не бездельник.
Принёс вам он правило.
Вот же оно!
Если есть суффикс А,
В корне И пиши всегда.
- Теперь мы можем объяснить написание нашего примера. (объяснение)
- Скажите, а какие еще корни подчиняются этому же правилу?
(Ответы детей)
* Правило
- На столе у вас лежат карточки с правилом. Возьмите их. Дома вы аккуратно вклеите их в свои тетради для правил. А сейчас просто отложите в сторону.
__________________________________________________________________
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)
- Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.
Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.
__________________________________________________________________
4. Закрепление.
Слово учителя: - А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Для этого мы разделимся на группы. Те, кто обычно работают по 1 и 2 варианту, будут работать сейчас самостоятельно. Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 группы. На 2 столбика. Какие?
(Проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне)
Распределить словосочетания
на 2 столбика:
Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст
Те, кто всегда работают по 3 варианту, продолжают работать со мной.
1) Работа по группам (20 мин)
1 группа. Учащиеся работают самостоятельно по карточкам. Задание: разделить на 2 столбика - проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне.
2 группа. Репродуктивная работа (по образцу)
См. образец с. 245.
Работа по 1 ученику к доске: подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, выбирать марки, заблестели огни, собираю цветы.
После того, как учащиеся справляются с заданием, учитель объясняет 3 варианту новое задание: - Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.)
Здравствуй, ослик ИА!
Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Винни Пух.
В это время происходит проверка результатов работы 1 группы.
После того, как 2 группа закончила работу, на слайд выводится задание – текст письма. Сначала один ученик читает текст. Затем учащиеся, которые работали во 2 группе, по-одному называют слова с орфограммой.
2) Задание на развитие речи.
- Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: «Мои домашние дела»
На слайде слова:
Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.
(Учащиеся составляют предложения, читают их.)
- Что общего у этих слов?
(Есть суффикс а, поэтому в корне и)
6. Вывод.
- Сегодня мы с вами изучили новое правило чередования гласных в корне слова. Расскажите его. Какие корни подчиняются данному правилу?
Оценки за урок
7. Домашнее задание.
1) правило орф. № 24 с. 245
2) Упр. 655
3) нарисовать иллюстрации, в которых было бы зашифровано слово с чередованием в корне гласных е-и
«Буквы е-и в корнях с чередованием».
Предлагаю запомнить вам орфограмму так: правило ослика ИА):
Запомните дети
Вы правила эти,
А можно лишь имя одно:
ИА ведь волшебник,
ИА – не бездельник.
Принёс вам он правило.
Вот же оно!
Если есть суффикс А,
В корне И пиши всегда.
Приложения
Приложение 1
Гласные Е – И в корнях с чередованием Правило ослика ИА: Есть А → пиши И бер – бира мер – мира пер – пира стел – стила тер – тира блест – блиста дер – дира жег - жига |
Приложение 2
Распределить словосочетания на 2 столбика:
Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст |
Приложение 3
Прочитайте письмо Винни-Пуха, найдите в нем слова на изученную орфограмму. Здравствуй, ослик ИА! Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина! Винни Пух. |