Урок истории в 10 классе на тему «Человек на войне»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №41.
Урок по истории в 10 «А» классе
«Человек на войне».
Подготовила учитель истории
Н.А.Кузнецова.
2017 -2018 учебный год
Интегрированный урок по истории и литературе с опережающим заданием.
Цели урока:
Показать, что в любой войне главное место занимает человек;
Вместе с учащимися осмыслить трагизм гражданской войны 1918-1920 годов, которая по - разному отразилась на судьбах людей;
Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;
Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;
Научить рассматривать прошлое через призму времени, что двигало человеком на войне, как решалась проблема гуманизма.
Оборудование: рассказ М. Шолохова «Родинка», отрывки из художественного фильма «Тихий Дон». Проектор, экран, компьютер. Учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 9 класс.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Метод: дискуссия.
Ожидаемые результаты:
Вызвать интерес к углубленному изучению предмета;
Развить способность самостоятельного решения проблем на основе изучения истории общества;
Уметь сопоставить факты, проанализировать документ и аргументировать свой ответ.
Вступительное слово учителя:
Да, он назад не возвратится –
Вчерашний день.
Но и в ничто не превратится –
Вчерашний день.
Чтоб никогда мы не забыли,
Каким огнем
Горели дни – когда мы жили –
Грядущим днем.
Гражданская война!.. это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя более девяти десятилетий оглянемся назад и зададим себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? – ответ 3 – 4 учащихся.
В России в 1918 – 1920 годах были две противоборствующие силы – белые и красные, каждая из них имела свою цель, но давайте не будем забывать, что главное место в Гражданской войне, как и в любой другой, занимает человек.
Вопросы дискуссии:
Оправданы ли методы достижения цели Белой и Красной армий?
Как отражались интересы человека на войне?
А) совпадают с целями войны;
Б) расходятся;
В) потерян интерес.
Возможно ли проявление гуманных чувств в поступках на войне? Отец пожертвовал сыном во имя чего?.. свободы, которую он до конца не понял? (по опережающему заданию) по рассказу М. Шолохова «Родинка» и просмотру отрывков их фильма «Тихий Дон».(Ответы 3 – 4 учащихся.)
Из всего услышанного невольно возникает мысль «Неужели без этого нельзя?..». Предлагаю ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание, продолжите мысли (опираясь на произведение):
А) Трагедия Гражданской войны 1918 – 1920 годов учит нас …
Б) Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда… (заслушиваются 3 – 4 мысли).
В конце нашей дискуссии мы можем сказать: трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, насилия и произвола, как методов государственного строительства, всей организации жизни. Человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального.
Не надо называть жестокую трагическую неизбежность войны, актом гуманизма. Нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.
В заключение 1 – 2 ученика подводят итог дискуссии, и делается общий вывод по целям урока.
Комментирование оценок.